Велес

На протяжении многих тысячелетий сменяющие друг друга поколения передавали друг другу мифические сказки об удивительных божествах или ужасных упырях и монстрах. В наши дни в поп-культуре определенно доминирует греческий Олимп с Зевсом у руля. Однако мы, славяне, не должны забывать о нашей собственной мифологии, которая, хотя и не полностью исследована и в значительной степени оставлена ​​наугад, все же чрезвычайно интересна. На этот раз о боге, которого отождествляли с хранителем скота, а где-то еще со смертью и подземным миром — познакомьтесь с Велесом!

Велес (или Волос) упоминается в чешских источниках на рубеже XNUMX–XNUMX веков и отождествляется с демоном. В этих текстах исследователи обнаружили запись клятв ky veles ik welesu, которые соответствуют нашему ки дьяволу и аду. По мнению некоторых мифологов, это свидетельствует о большой популярности этого бога. Александр Брюкнер, один из самых выдающихся польских историков литературы, также разделяет этот тезис. Он утверждает, что вышеупомянутая ассоциация Велеса со скотом была вызвана ошибкой, когда в конце языческой эры Велеса ошибочно приняли за Св. Влас (Святой Влас), покровитель скота. Вместо этого Брюкнер указывает на звуковое сходство с литовским Welinas, что означает «дьявол», и поэтому связывает его с богом смерти и подземного мира. Такое заявление объяснило бы, почему он был приведен к присяге. Существовали обряды, связанные с подземным божеством. Славяне ругались вовсе не очень охотно, но в данном случае, когда они ругались, они брали землю в свои руки. Русины же посыпали всю голову дерном, то есть клубком травы и земли.

К сожалению, вся эта информация не может быть подтверждена на сто процентов, потому что приведенные выше источники не совсем достоверны, поэтому Брюкнер и другие исследователи, должно быть, использовали много предположений. Интересно, что был также лагерь мифологов, которые утверждали, что Велеса или Волоса вообще не существовало! По их словам, только уже упомянутый св. Собственный. Его культ начался с византийских греков, затем он всеми силами прорвался к балканским, а затем к русинским славянам, так что в конце Велес смог встать почти в один ряд с одним из величайших славянских богов — Перуном.

Велес традиционно выступает как антагонист Перуна, следы которого сохранились после христианизации в фольклоре как рассказы о соперничестве между Богом и дьяволом (отсюда и основания для отождествления Змеи с Велесом) и даже Св. Николая с Богом или св. Илия. Этот мотив совпадает с общеиндоевропейской схемой соперничества двух высших и противостоящих божеств.

Как могла возникнуть такая путаница при сравнении двух цифр? Что ж, возможно, это связано с лингвистическими изменениями, которые произошли примерно в XNUMX веке нашей эры. В то время славяне использовали старославянский язык, который был первым литературным языком, использовавшимся в этой области, и из которого произошли более поздние славянские языки, в том числе польский. Короче говоря, процесс привел к возникновению первоначального Власа из Валахии. Именно здесь могла возникнуть упомянутая проблема.

Как видите, славянские боги и их происхождение до сих пор остаются загадкой. Все это связано с ничтожным количеством письменных источников, из которых еще меньше заслуживают доверия. За прошедшие годы появилось множество изобретений чуть менее компетентных мифологов на тему славянских верований, поэтому сейчас очень сложно отделить зерно от плевел. Тем не менее, мы можем быть уверены в одном — Велес занимал очень высокое положение в языческих культах и, безусловно, был очень популярен. Единственное божество выше него по-прежнему Перун — бог грома.

Если вы хотите углубить тему, я рекомендую вам прочитать исследование Станислава Урбанчика, чей светлый язык делает изучение славянской мифологии удовольствием. Я также рекомендую Александра Гейштора и Александра Брюкнера, упомянутых много раз, хотя стиль этих двух мужчин кажется немного более сложным.