Марзанна
Народы, жившие на Висле, как и другие славяне до христианизации в 966 году, имели свою систему верований, основанную на политеистической традиции. Эти божества чаще всего олицетворяли различные силы природы. Можно сказать, что эта религия также отличалась значительным разнообразием — в зависимости от замков и конкретных регионов первостепенное значение имели другие славянские боги. Народы, которые позже сформировали польскую нацию до христианизации, не приняли единой культуры. Его изучение сегодня крайне затруднено из-за безграмотности славян. В отличие от древних греков или римлян, живших намного раньше, они не оставили никаких письменных свидетельств, поэтому, к сожалению, сегодня историки могут полагаться в основном на то, что осталось в народной традиции или на записи первых христианских летописцев.
Одна из традиций этого типа, которая непрерывно продолжается с языческих времен до наших дней, связана со славянской богиней зимы и смерти, известной как Марзанна, или иначе Марзана, Морена, Морана. Ее считали демоном, и ее последователи боялись ее, олицетворяя ее в форме чистого зла. Она была ужасом для маленьких детей, которые не слушались своих родителей, и мифической леди страны, где каждый человек окажется после своей смерти. Происхождение имени Марзанна связано с протоиндоевропейским элементом «мар», «мор», что означает смерть. Богиня часто встречается в фольклоре и художественной литературе как одна из самых популярных антагонистов славянской культуры.
Обряды в честь Марзанны были неслыханными, однако мало кто из известных людей поклонялся богиням смерти. Это было связано с зимой, временем, когда жизнь стала намного тяжелее. Люди были счастливы, когда, наконец, наступило весеннее равноденствие 21 марта. Праздник, который проводился в то время, в Центральной Европе называется Джарымай. С этого дня день стал длиннее ночи, и поэтому символически в годовом цикле тьма уступила место свету и добру. Поэтому эти праздники были радостными — славянские народы всю ночь танцевали и пели.
Кульминацией ритуалов со временем стал ритуал сжигания или плавления марионетки с изображением Марзанны. Он должен был символизировать защиту от злого демона и негативных воспоминаний о тяжелой зиме, а также пробуждать теплую и дружелюбную весну. Кукки чаще всего делали из сена, которое обматывали льняной тканью, что символизировало женскую фигуру. Иногда подготовленного таким образом утопленника украшали бусами, лентами или другими украшениями. Интересно, что эта практика оказалась сильнее попыток христианизации. Священники неоднократно пытались искоренить эту языческую традицию среди польского населения, но жители местности на реке Висла с упорством маньяка создали своих марионеток и топили их в местных водах. Этот обычай играл особую роль в Силезии, где он практикуется в наибольшем количестве мест. Польский летописец Ян Длугош, живший в XNUMX веке, упоминает имя Марзанны, описывая ее как польскую богиню и сравнивая с римской Церерой, которая, что интересно, была богиней плодородия. По сей день проводятся мероприятия в день весеннего равноденствия, когда Марзанна символически плавится или сжигается, например, в Брынице, которая сегодня является частью Силезского города.
Топени Марзанны
Примеры плавления Марзанны (Topienie Marzanny. Miasteczko ląskie, 2015 — источник wikipedia.pl)
Leave a Reply