Диана

В Риме Диана изначально не считалась местной богиней; его первое святилище построено на Авентине, поэтому, несомненно, за пределами примитивного помоэрия, и Варрон вносит его в список богов, который после основания ввел бы сабинянина Тита Татиуса. Однако это не так уж и далеко. Ее имя, Диана , несомненно, латинское: образовано от прилагательного dius — найденного в Риме, связанного с несколькими божественными именами: Диус Фидий (который, возможно, не кто иной, как Юпитер; в любом случае, бог клятв и молний), Деа Диа (к кого освятили священное дерево братьев Арвалес) — или на субстанциальном (?) диуме , означающем «небесное пространство».

Его самый важный культ, предшествовавший авентинскому, расположен в Арисии, в священном лесу ( немус , отсюда и название Дианы неморенсис ), недалеко от озера (зеркало богини), на территории д’Альб-ла. -Лонгуэ, бывший правящий город Латинской лиги. Священник культа Арисии носит титул короля rex nemorensis (в Риме точно так же мы говорим о rex sacrorum, «Король церемоний»); его преемственность остается постоянно открытой: тот, кто стремится заменить его, должен только убить его, используя ветку, сорванную с определенного дерева в священной роще; в первые дни только рабы или бедняки могли брать на себя эту функцию. Дайан д’Ариси — богиня репродуктивных функций и деторождения (во время раскопок Ариси было найдено множество изображений мужских или женских гениталий). В лесу богини живет нимфа по имени Эгерия (то есть «конец беременности»): ей приносят жертвы, чтобы получить легкие роды. Святилище не зависит напрямую от Альбы: поскольку оно федеральное, общее для всех латинских городов, оно пользуется привилегией экстерриториальности, правом убежища; его присутствие, изолированное на территории Албании, однако оправдывает превосходство Албана в Лиге. Эти разные черты, соединенные с элементами, полученными при сравнении с другими индоевропейскими божествами, позволили Жоржу Дюмезилу увидеть в Диане богиню небесного пространства, суверенитета и его атрибуции, а также покровительницу рождений.

Культ Авентина в Риме явно копирует культ Арисии; его установка должна совпасть с утверждением Римом своей ведущей роли в Лацио. Праздник (13 августа) там такой же, как у Ариси. В атрибутах Дианы всегда есть плодородие и превосходство. Ему поклоняются женщины (13 августа в его честь причесывают волосы); Легендарный анекдот, рассказанный Ливием, гласит, что сабинянин, услышав о оракуле, обеспечивающем суверенитет людям, первым, кто принес в жертву корову Диане Авентинской, пришел в храм с этой целью: римский священник, которого я послал, очистился в Тибре и поспешил принести животное в жертву в это время. Мы не знаем, когда возник культ Авентина. Второй царь Рима, Нума,который, очевидно, ничем не отличается от Эгерии из Арики и который последовал бы за Дианой в Рим; но это все легенды. Возможно, то же самое и традиция, о которой сообщает Дионисий Галикарнасский, согласно которой основателем культа будет король Сервий Туллий. Как и в других 13 августа, в годовщину храма, также называется «праздник рабов» ( служил), это может быть простое согласование между именем раба и именем царя (по тем же причинам предполагалось, что последний сам был рабом); на самом деле преобладание Рима над Латинской лигой появляется позже. И наоборот, право убежища, которое Сервий установил бы в соответствии с той же традицией и которое затем сделало бы святилище местом международной торговли, было бы очень хорошо объяснено в настоящее время другими примерами из средиземноморского мира; защита, которую это право убежища давало рабам, могла объяснить их связи с богиней. Также возможно, если эта традиция хорошо обоснована, что Диана, богиня Авентинской, как и Церера, впоследствии была лишена ею части своих функций; что она в происхождение тоже связано с плебсом и что иммунитет трибунов является продолжением убежища его святилища. Именно в последнем в ~ 121 году будет искать убежище трибун Гай Гракх; до конца Империи крестьяне и торговцы будут ссылаться на Диану как на защитницу. Было ли это под влиянием важного культа Дианы на горе Тифата, недалеко от Капуи, в Кампании (регион ранней эллинизации)? Диана очень рано обнаружила, что ассимилировалась с влияние важного поклонения, которое было совершено Диане на горе Тифата, недалеко от Капуи, в Кампании (регион ранней эллинизации)? Диана очень рано обнаружила, что ассимилировалась с влияние важного поклонения, которое было совершено Диане на горе Тифата, недалеко от Капуи, в Кампании (регион ранней эллинизации)? Диана очень рано обнаружила, что ассимилировалась сАртемида , греческая богиня: она получает девственность, вкус к охоте, общение с братом Аполлоном, лунные атрибуты. После эпидемий, начиная с ~ 399 г., мы выбираем лектиста, где Аполлон и Латона, его мать, Геракл и Диана, Меркурий и Нептун появляются на трех кроватях : Диана, которая появляется в этом этрусско-греческом обряде, очевидно, является Артемидой, виновной в эпидемиях женских смертей, как ее брат — мужских смертей. Во времена Империи Диана Артемис извлекла выгоду из нового значения, придаваемого Августом культу Аполлона: примерно в 17 году третий день Светских игр посвящается Аполлону Палатину и его сестре Диане; хоровая песня, сочиненная по этому случаю Горацием, отсылает только к греческим мифам о богине.