Церера

Ассимиляция римского пантеона с греческим пантеоном смешала латинскую Цереру с Деметрой и наделила первую — божественную личность без истории и без лица — приключениями и человеческими чертами второй. Тем не менее, несмотря на эту раннюю и обширную эллинизацию, богиня сохранила в своем поклонении свои первоначальные италийские символы. То, что к нему прикреплен фламин, свидетельствует о его старшинстве и его природном характере. Имя Церера связано с глаголами creare и crescere , создавать и расти: возможно, что касается Венеры, старое нейтральное существенное, обозначающее абстракцию (рост), переданное женскому роду во время его персонификации и деинизации, возможно, древний эпитет прилагательного. из Tellus, мать-земля, от которой Церера постепенно отделилась бы. 

Богиня роста, она наблюдает за ходом цикла растений, но также и за человеческим семейством (согласно закону, приписываемому Ромулу, мужу, который отвергнет свою жену без уважительной причины, то есть кроме искусственного аборта, прелюбодеяния или кража ключей от погреба — его имущество будет конфисковано, половина будет выплачена жене, половина — Церере); богиня земли, она связана с миром мертвых: дверь подземного мира ( mundus ), которая открывается три раза в год, чтобы позволить душе мертвых спуститься на землю, называется mundus Цереры; два синонимических слова, означающих «сумасшедший», laruatus и cerritusв точности означает «одержимый призраками», «Церера»; Смерть в семье требует принесения в жертву Церере свиньи (известное как praesentanea, потому что жертвоприношение совершается в присутствии умершего), ошибка в совершении погребального обряда требует принесения в жертву свиноматки, называемой praecidanea (ранее принесенной в жертву ). Сама по себе или связанная с Теллусом, Церера часто занимает первое место в цикле фестивалей, посвященных растительности или обработке почвы: лектист Теллуса и Цереры 13 декабря (окончание посева); передвижной праздник Сементиуа в конце января (защита от холода уже проросших зерен); 19 апреля. 

Цериалия (размещена через четыре дня послеFordicidia of Tellus; он включает обряды плодородия: принесение в жертву свиноматки, бросание орехов, выпуск лисиц, к которым в цирке был прикреплен факел); жертвоприношение Церере в частном богослужении во время официального празднования Амбаруалии (передвижной праздник в мае, он соответствует умилостивительному обряду созревания ушей: он отмечен тем, что жертву трижды обходят вокруг будущего урожая); праздники частного поклонения во время сбора урожая (которое включает в себя принесение в жертву свиноматки praecidaneaперед жатвой — приношение Церере первых плодов). Согласно летописной традиции (в качестве такого подозреваемого), диктатор Постумиус в ~ 496 г., после нехватки пшеницы, пообещал Церере, связанной в обстоятельствах с Либер и Либерой, храм, фактически открытый в ~ 493 г. консулом Кассием. С того же года, согласно Дионисию Галикарнасскому, закон будет посвящать Церере собственность любого, кто нападет на священную личность плебейского трибуна.

Храм и его культ с самого начала кажутся имеющими политическое значение: триада Церера-Либер-Либера представляет богов, права, силу плебеев перед Капитолийской триадой, Юпитер-Юнона-Минерва, боги мира. патрициат. Тогда Церера стала бы богиней Анноны, больше связанной с потреблением пшеницы, чем с ее выращиванием, потому что она больше связана с городскими, чем с сельскими плебсами (если действительно законно проводить такое различие в великие времена). Симметрия с патрицианским святилищем предполагает, что один дает Церере двух партнеров: один выбирает Либер и Либеру, курсивных богов растительности, поэтому очень близких к ней. Эта группировка служит опорой для эллинизированной мифологии и облегчает интерпретацию Деметрой, Дионисом, Персефоной, что отнюдь не является оригиналом.Плутон накладывается на роль Ceres с Манеса во время открытия Мундуса  ; 21 декабря жертвоприношение Гераклу и Церере включает греческие элементы; ассоциация с Liber чувствовалась, как Дионис, возможно, объясняет представление перед Cerialia с 12 по 18 апреля ludi scenici de Cérès (театральные представления), священники и организаторы которых являются плебейскими эдилами; Либер-Дионис также участвует в праздновании Амбаруалии  ; с праздником урожая совпадает, в городе крестец anniuersarium Cereris : целомудрие и воздержание от хлеба и вина, бдение Цереры, поиски и воссоединение Прозерпины характеризуют этот праздник; греческие жрицы обеспечивают поклонение одновременно с фламином или эдилами; в некоторых критических обстоятельствах необычные обряды, такие как проповедь 217 г. после Тразимено, где она появляется в компании Меркурия, подтверждают все более эллинский характер Цереры. 

Политическая роль культа Цереры-Либер-Либера делает вероятным, что святилище обладало своего рода правом убежища, которое жрецы, покидая храм, несли с собой: плебейские трибуны, несомненно, были у истоков. эти священники, и они сохраняют на протяжении всего исторического периода эту привилегию неприкосновенности, которая позволяет им брать любого под свою защиту.aedilis , от aedes , храм: изначально они были прикреплены к храму Цереры). Тот же самый храм, несомненно, расположенный недалеко от Авентина, традиционного плебейского оплота, после сбора плебейских архивов (текстов плебисцитов, законов, принятых плебсами), будет централизован из ~ 449 всех текстов, имеющих юридическую ценность.