Баубо

В своем бродячем беге в поисках дочери именно в деревне Элевсин безутешная Деметра , превращенная в старуху, разбивает свой траур смехом. Двойное предание повествует о том, как непристойные слова и жесты развлекали и утешали святую мать.

В гомеровском гимне Деметре (192–211) добрый Ямбе подбадривает богиню грубыми шутками. О содержании этих непристойных слов поэт ничего не говорит, но действенность слов Ямбе уверена. Действительно, Деметра смеется, прерывает свой траур и прекращает пост, соглашаясь выпить кукеон (напиток из муки, воды и монет), предложенный ему Метаниром, женой и хозяйкой Келеоса.

Баубо отцов церкви играет роль, сопоставимую с ролью Ямбе. Но там, где Ямбе удается умилостивить богиню, бросая ей несочетаемые замечания, Баубо не удается своей речью убедить Деметру отказаться от своего материнского траура. Затем Баубо меняет свой образ и начинает действовать: удивляя Деметру, она предлагает ему потрясающее зрелище, свернув свой пеплос. Это бесстыдное разоблачение ( анасурма ) вызвало смех покойной матери, которая соглашается выпить кукеон, предложенный ей Баубо. Христианские полемисты, которые приписывают орфикам описание непристойного жеста, придерживаются двух версий этой нелепой сцены. Климент Александрийский ( Protrepticus , II, XX , 1-XXI , 2), за которым следует Евсевий Кесарийский ( Praeparatio evangelica , II, III , 31-35), рассказывает, что молодой Иакх находился под свернутой одеждой Баубо, смеялся и махал рукой. В то время как Арнобе ( Adversus nationes , V, 25-26) представляет другую и более подробную версию, в которой раскрытый секс Баубо принимает, благодаря косметической операции, внешний вид детской фигуры.

Это «зрелище» ( théama, зрелище ), знаменующее конец траура Деметры, породило множество интерпретаций. Обычно историки видели в нем этиологический миф, оправдывающий обряды плодородия; и некоторые специалисты хотели распознать в Баубо мифическую память о манипуляциях с сексуальными объектами в Элевсине.

Статуэтки нашли в начале XX — го века в храме Деметры и Коры (~ IV е s.) В Приене ( под ред. Т. Виганд и Г. Шредера, Берлин, 1904) были определены баубо. Фигурки из терракоты представляют собой непропорциональную голову, поставленную без посредников на пару ног. В центре этого атрофированного тела — все еще полное лицо, с носом и двумя глазами на уровне груди. Под ртом знак женского пола. Густые волосы окружают эти лобковые фигуры невозможной анатомии. Эти «Baubô» Приены путают голову, живот и женский пол.

Баубо, чье имя вызывает жест и бормотание колыбельных медсестер (Empédocle, Diels, fragm. 153), также безразлично отождествляется с различными категориями представлений женского пола — магическими, мифическими или ритуальными. Вообще говоря, поэтому Баубо ассоциировалось, часто путано, со всем, что касалось «аишрологий» в древнем мире, в частности, с непристойными словами и предметами, которые напоминали о женском.