Балдр

В скандинавском пантеоне происходит столкновение с богом Асе (называемым Бальдром). Сын Одина и Фригг , дружелюбный, чистый, справедливый, он поражает своей мягкостью, мудростью , милосердием и готовностью помочь, всеми качествами, которые не совсем соответствуют тому, что мы можем знать о древней нордической этике, по крайней мере, в то время, когда это обнаружено текстами, то есть в эпоху викингов. Бальдр хорош собой и хорош. Сын, которого он родил от жены Нанны, однажды станет богом справедливости: Форсети (по-фризски, фосит). В Асгардхре, обширном замке, где обитают боги, он живет в Брейдхаблике (Большое Сияние). Когда мир рухнет, в день Судьбы Сил (Рагнарек), он снова воскреснет и возглавит всеобщее возрождение.

Пока все говорит о том, что это солнечное божество, солнце пользуется печально известным культом на Севере, по крайней мере, в скандинавском бронзовом веке (~ 1500- ~ 400), не только потому, что его называют «самым белым из озиров». «, но потому что многие приписываемые ему черты или мифы напоминают Ваала , Таммуза, Адониса (чье имя означает» господин «, как и слово балдр ). Поразителен и его пассивный характер: на него приписано очень мало памятных действий или громких занятий.

Однако ряд мифов, непосредственно касающихся его, ставят в недоумение комментаторов, в первую очередь, о его смерти. Благодаря заклинаниям его матери, Фригг, он стал неуязвимым, и боги развлекаются, бросая в него всевозможные виды оружия и снаряды, чтобы проверить этот иммунитет. Но Локи , замаскированный бог зла, обошел самое скромное из растений — омелу ( mistilsteinn), что, следовательно, не соответствовало запросу Фригг. Локи вооружает руку слепого брата Бальдра, Хёдра, чье имя означает «сражаться», стрелой из омелы и направляет его выстрел: Бальдр падает, пронзенный. Испуг универсален. Другой сын Одина, Хермодхр, отправляется в Подземный мир, который обнаруживает, что Бальдр действительно подчиняется отвратительной Хель, богине царства мертвых. В конце концов она уступает: она вернет Бальдра в мир богов, если все живые существа оплакивают его исчезновение. Итак, на вечеринке появляется Фригг, которая просит всех живущих, людей, животных и растения, оплакивать Бальдра. И все согласны, за исключением отвратительной старухи Тёкк, которая является не кем иным, как Локи, снова трансвеститом. Таким образом, Бальдр останется в королевстве Хель. У богов есть он

Всем ясно, что мы имеем дело с очень нечистым комплексом. С одной стороны, в этой истории явно видны христианские влияния. Добрый бог, принесенный в жертву чистым нечестием, прямая жертва духа зла, но посвятивший себя управлению преображенным возрождением, также является Христом, «Белым Христом», как говорили языческие нордики. Средние века полны христианских легенд, которые составляют так много поразительных параллелей с мифами о Бальдре: например, история слепого Лонгина, пронзающего Христа своим копьем, или история об Иуде, который отговаривает сущность дерева от отказа. креста Иисуса. Магнус Олсен утверждал, что культ Бальдра — это культ Христа, принесенного на Север в языческом обличье примерно в 700 году; это объяснение нельзя исключать. Финское язычество также знало такое сходство в связи с окончательной судьбой Леммикайнена в Калевале .

С другой стороны, топонимы, вдохновленные Бальдром, относятся прежде всего к культу природных сил: гора Бальдр (Baldersberg), холм Baldr (Baldrshol), мыс Бальдр (Baldrsness) и т. Д. В этой связи следует напомнить, что на Севере известно растение, известное своей исключительной белизной, baldrsbrár (буквально: «бровь Бальдра»); это привело Фрэзера к тому, чтобы сделать Бальдра богом растительности, тем самым подпадая под действие плодородия-плодородия. В том же духе все еще утверждалось, что Бальдр будет дубом (действительно, немцы поклонялись деревьям, а кельты, чья мифология повлияла на скандинавскую мифологию более чем в одном отношении, почитали дуб), который обитает в симбиоз с омелой, но погибает, если паразита вырезать.

Тем не менее, как в Эддах, так и в случае ожогов, Бальдр часто изображается как бог-воин, что противоречит всему вышеперечисленному, и Саксон Грамматик, кажется, подтверждает эту точку зрения.

Решение было бы не в значении — «Лорд» — самого имени Бальдра (как, впрочем, и для Фрейра)., имя, которое имеет то же значение)? Таким образом, из-за превратностей истории, которые были частыми и важными на Севере, мы могли бы иметь наименование, которое последовательно применялось бы к различным божествам в соответствии с природой и тропизмом доминирующих классов. Север: изначально, в доисторические времена, земледельцы присвоили бы этот титул божеству плодородия-плодородия; с волнами индоевропейских захватчиков наложился бы новый «Повелитель», который проследил бы за эволюцией народов, таким образом утвердившихся на Севере, и в конечном итоге принял бы более воинственный аспект. Неотъемлемым фоном останется Солнце, несомненно, отец всякого плодородия, но от которого неизбежно происходят все герои и боги-воины.