Баал

Божеству поклонялись во многих общинах древнего Ближнего Востока, особенно среди хананеев, которые, кажется, сделали его богом плодородия. Семитский термин баал (иврит, баал ) означал «обладатель» или «господин», хотя он мог использоваться в более общем смысле: например, крылатый Ваал был крылатым существом, а во множественном числе баалим стрел означал лучники. Термин баал также был приписанбогу с другим именем. Такая неточность в использовании этого слова, однако, не помешала ему быть привязанным к очень конкретному богу: затем Баал обозначил универсального бога плодородия, который в этих функциях носил титул Князя-Лорда Земли, и также владелец дождя и росы, двух форм влаги, необходимых для плодородия в Ханаане. На угаритском языке и на иврите Ветхого Завета Ваал упоминался как бог бури под титулом «Тот, кто едет на облаках». По-финикийски его называли Баал-Шамен (по-арамейски — Баал-Шамин), богом небес.

Природа и функции Ваала известны нам прежде всего из ряда табличек, обнаруженных с 1929 года в Угарите (современный Рас-Шамра) на севере Сирии и датируемых серединой ~ II века.тысячелетие. Эти таблички, хотя и тесно связаны с местным поклонением Ваалу в его собственном храме, вероятно, представляют собой общее верование в Ханаане. Циклы фертильности должны были длиться семь лет. В мифологии Ханаана Ваал, бог жизни и плодородия, был приговорен к смертельной схватке с Мотом, богом войны и бесплодия. Если победит Ваал, наступит семилетний цикл плодородия; но, если он потерпел поражение, страну охватили семь лет засухи и голода. Угаритские тексты вызывают другие аспекты плодородия Ваала, такие как его отношения с Анат, его сестрой и его женой, а также его деторождение в результате союза божественного теленка-самца с телкой. Когда в этих различных формах Ваал исполнял эту роль,

Но Ваал не был исключительно богом плодородия. Он также был царем богов, роль, в которой он изображался вырвавшим божественную силу у Ямма, бога моря. Мифы также говорят о битве, в которой он сражался, чтобы получить дворец, столь же великолепный, как и у других богов: он убеждает Ашеру ходатайствовать перед ее мужем Эль, верховным богом пантеона, чтобы тот разрешил строительство дворца; Бог искусства и техники Котар возьмет на себя Ваалу строительство красивейшего здания на территории в 4000 гектаров. Этот миф, возможно, имеет отношение к строительству храма Ваала в городе Угарит; рядом с этим храмом стоял храм Дагона, который, согласно табличкам, должен был быть отцом Ваала.

С ~ XIV — го века, поклонение Ваалу было широко распространено в Египте; и под влиянием арамейцев , которые заимствовали вавилонское написание имени (Бел), бог позже был известен под греческим именем Белос, а затем отождествлялся с Зевсом.

Другие группы поклонялись Ваалу как местному богу. Ветхий Завет часто говорит о Ваале в определенной области или о баалимах во множественном числе, что указывает на то, что под этим именем существовали различные местные божества или «владыки» из разных мест. Неизвестно, считали ли хананеи этих баалим одинаковыми или непохожими, но не похоже, что культ Ваала Угарита ограничивался одним городом; и, несомненно, другие общины также приписывали ему универсальный суверенитет.

Ссылки на Ваала в начале истории Израиля не обязательно указывают на отступничество или даже на синкретизм со стороны этого народа. Судью Гедеона также звали Иеруббаалом (Судей, VI , 32), а у царя Саула был сын по имени Ишбаал (I ПАР ., VIII , 33). У евреев «Ваал» обозначал бога Израиля таким же образом, как дальше на север это имя приписывалось богу Ливана или Угариту. Он стал предметом анафеме со стороны евреев , когда Иезавель к ~ ИЕ й век, попытка ввести финикийского Ваала Израиля противостоять местный культ Яхве (I Цар XVIII ). Наe  s.), враждебность по отношению к культу Ваала была настолько сильной, что это имя часто заменялось в сложных именах собственными уничижительным словом boshet (стыд); таким образом имя Ишбосфей было заменено именем Ишбаала.