» Символика » Символы Смерти » Бабочки, как символ смерти

Бабочки, как символ смерти

Упоминание о преходящем и неизбежном конце жизни — это не только область поэзии барокко. Латинская максима «Memento mori» («Помни, что умрешь») также встречается на надгробиях, но чаще встречаются символы хрупкости человеческой жизни, преходящего и смерти. Эфемерность человеческой жизни следует запоминать изображениями сломанных деревьев, урн, покрытых панцирями, разбитых свечей или разбитых колонн, или срезанных увядших цветов, особенно таких как тюльпаны, продолжительность жизни которых очень коротка. Хрупкость жизни также символизируют бабочки, которые также могут означать выход души из тела.

Крупный план каменной бабочки с черепоподобным элементом на теле.

Особым символом смерти были сумерки на голове трупа. Здесь, на могиле Юлиуша Кольберга на Евангелическо-Аугсбургском кладбище в Варшаве, фото: Иоанна Марюк

Бабочки — очень неоднозначный символ. Жизненный цикл этого насекомого, от яйца через гусениц и куколки до имаго, постоянное «умирание» одной формы для возрождения в новой форме, делает бабочку символом жизни, смерти и воскрешения. С другой стороны, птица, символически обозначающая смерть, — это сова. Она — ночная птица и атрибут хтонических божеств (божеств преисподней). Когда-то даже считалось, что уханье совы предвещает смерть. Сама смерть появляется на надгробиях в виде черепа, скрещенных костей, реже в виде скелета. Его символ — факел с головой вниз, бывший атрибут Танатоса.

Символика прохождения столь же распространена. Наиболее популярным его отражением являются изображения песочных часов, иногда крылатых, в которых текучий песок должен напоминать о непрерывном течении человеческой жизни. Песочные часы также являются атрибутом Отца Времени, Хроноса, первобытного бога, который охранял порядок в мире и течение времени. На надгробиях иногда изображено крупное изображение старика, иногда крылатого, с песочными часами в руке, реже с косой.

Рельеф, изображающий сидящего обнаженного старика с крыльями, держащего в руке на коленях венок из маков.  За ним коса с сидящей на древке совой.

Олицетворение Времени в виде крылатого старика, опирающегося на песочные часы. Видимые атрибуты Смерти: коса, сова и маковая венок. Повонзки, фото Иоанны Марюк

Надгробные надписи (в том числе чрезвычайно популярное латинское предложение «Quod tu es, fui, quod sum, tu eris» — «Что ты, я был, что я есть, ты будешь»), а также некоторые таможенные погребальные кольца — для Например, в музейных собраниях Новой Англии траурные кольца с глазом с изображением черепа и скрещенных костей, подаренные перчаткам на похоронах, все еще хранились в музейных собраниях.