» Субкультуры » Анархизм, либертарианство, безгосударственное общество

Анархизм, либертарианство, безгосударственное общество

Анархизм — это политическая философия или группа доктрин и взглядов, сосредоточенных на отказе от любой формы принудительного правления (государства) и поддержке его устранения. Анархизм в самом общем смысле — это вера в то, что все формы правления нежелательны и должны быть упразднены.

Анархизм, либертарианство, безгосударственное обществоАнархизм, очень экуменическая совокупность антиавторитарных идей, развился в противоречии между двумя принципиально противоположными тенденциями: персоналистической приверженностью индивидуальной автономии и коллективистской приверженностью социальной свободе. Эти тенденции никоим образом не были примирены в истории либертарианской мысли. Действительно, на протяжении большей части прошлого века они просто сосуществовали в анархизме как минималистское кредо оппозиции государству, а не как максималистское кредо, формулирующее тип нового общества, которое должно было быть создано на его месте. Что не означает, что различные школы анархизма не

выступают за очень специфические формы социальной организации, хотя часто заметно отличающиеся друг от друга. По сути, однако, анархизм в целом продвигал то, что Исайя Берлин назвал «негативной свободой», то есть формальной «свободой от», а не реальной «свободой для». Действительно, анархизм часто прославлял свою приверженность негативной свободе как свидетельство собственного плюрализма, идеологической терпимости или творчества — или даже, как утверждали многие недавние постмодернистские сторонники, своей непоследовательности. Неспособность анархизма разрешить это напряжение, сформулировать отношение индивида к коллективу и сформулировать исторические обстоятельства, которые сделали возможным безгосударственное анархическое общество, породила проблемы в анархистской мысли, которые остаются нерешенными и по сей день.

«В широком смысле анархизм — это отказ от принуждения и господства во всех формах, включая формы священников и плутократов… Анархист… ненавидит все формы авторитаризма, он враг тунеядства, эксплуатации и угнетения. Анархист освобождает себя от всего святого и осуществляет обширную программу осквернения».

Определение анархизма: Марк Мирабелло. Справочник для повстанцев и преступников. Оксфорд, Англия: Мандрагора Оксфордская

Основные ценности в анархизме

Несмотря на свои различия, сторонники анархизма обычно склонны:

(1) утвердить свободу как основную ценность; некоторые добавляют и другие ценности, такие как справедливость, равенство или человеческое благополучие;

(2) критиковать государство как несовместимое со свободой (и/или другими ценностями); а также

(3) предложить программу построения лучшего общества без государства.

Большая часть литературы по анархизму рассматривает государство как инструмент угнетения, которым обычно управляют его лидеры для собственной выгоды. Правительство часто, хотя и не всегда, подвергается таким же нападкам, как и эксплуататорские владельцы средств производства в капиталистической системе, деспотичные учителя и властные родители. В более широком смысле анархисты считают неоправданной любую форму авторитаризма, которая представляет собой использование своего положения власти для собственной выгоды, а не для выгоды тех, кто подчиняется власти. Анархистский акцент на *свободе, *справедливости и человеческом *благополучии проистекает из позитивного взгляда на человеческую природу. Считается, что люди в большинстве своем способны рационально управлять собой мирным, кооперативным и продуктивным образом.

Термин анархизм и происхождение анархизма

Термин анархизм происходит от греческого ἄναρχος, анархос, что означает «без правителей», «без архонтов». Существует некоторая двусмысленность в использовании терминов «либертарианство» и «либертарианец» в работах об анархизме. С 1890-х годов во Франции термин «либертарианство» часто использовался как синоним анархизма и использовался почти исключительно в этом смысле до 1950-х годов в Соединенных Штатах; его использование в качестве синонима все еще распространено за пределами Соединенных Штатов.

До девятнадцатого века

Задолго до того, как анархизм стал отдельной точкой зрения, люди тысячи лет жили в обществах без правительства. Только после возникновения иерархических обществ анархистские идеи были сформулированы как критический ответ и отказ от принудительных политических институтов и иерархических социальных отношений.

Анархизм в современном понимании уходит своими корнями в светскую политическую мысль эпохи Просвещения, особенно в аргументы Руссо о моральной центральности свободы. Слово «анархист» изначально использовалось как ругательство, но во время Французской революции некоторые группы, такие как Enrages, начали использовать этот термин в положительном смысле. Именно в этом политическом климате Уильям Годвин развил свою философию, которую многие считают первым выражением современной мысли. К началу XIX века английское слово «анархизм» утратило свой первоначальный негативный оттенок.

По словам Петра Кропоткина, Уильям Годвин в своем «Исследовании политической справедливости» (1973) был первым, кто сформулировал политические и экономические концепции анархизма, хотя он и не давал этого названия идеям, развитым в его книге. Находясь под сильным влиянием настроений Французской революции, Годвин утверждал, что, поскольку человек является рациональным существом, ему не должны мешать пользоваться его чистым разумом. Поскольку все формы правления имеют иррациональные основания и, следовательно, носят тиранический характер, они должны быть сметены.

Пьер Жозеф Прудон

Пьер-Жозеф Прудон — первый самопровозглашенный анархист, ярлык, который он принял в своем трактате 1840 года «Что такое собственность?». Именно по этой причине некоторые объявляют Прудона основателем современной анархистской теории. Он разработал теорию спонтанного порядка в обществе, согласно которой организации возникают без какой-либо центральной власти, «позитивной анархии», в которой порядок возникает из-за того, что каждый человек делает то, что он хочет, и только то, что он хочет, и где только деловые операции создают общественный порядок. Он рассматривал анархизм как форму правления, при которой общественное и частное сознание, сформированное развитием науки и права, само по себе достаточно для поддержания порядка и гарантии всех свобод. В ней, как следствие, сведены к минимуму институты полиции, профилактические и репрессивные методы, чиновничество, налогообложение и т. д.

Анархизм как общественное движение

Первый Интернационал

В Европе резкая реакция последовала за революциями 1848 года. Двадцатью годами позже, в 1864 году, Международная ассоциация рабочих, иногда называемая «Первым Интернационалом», объединила несколько различных европейских революционных течений, в том числе французских последователей Прудона, бланкистов, английских профсоюзных, социалистических и социальных демократы. Благодаря своим подлинным связям с активными рабочими движениями Интернационал стал значимой организацией. Карл Маркс стал ведущей фигурой Интернационала и членом его Генерального совета. Последователи Прудона, мутуалисты, выступали против государственного социализма Маркса, защищая политический абсенционизм и мелкое владение собственностью. В 1868 году, после неудачного участия в Лиге мира и свободы (LPF), русский революционер Михаил Бакунин и его соратники-коллективисты-анархисты присоединились к Первому Интернационалу (который решил не связываться с LPF). Они объединились с федералистскими социалистическими секциями Интернационала, выступавшими за революционное свержение государства и коллективизацию собственности. Сначала коллективисты работали с марксистами, чтобы подтолкнуть Первый Интернационал в более революционном социалистическом направлении. Впоследствии Интернационал разделился на два лагеря, во главе которых стояли Маркс и Бакунин. В 1872 году конфликт достиг апогея с окончательным расколом между двумя группами на Гаагском конгрессе, где Бакунин и Джеймс Гийом были исключены из Интернационала, а его штаб-квартира была переведена в Нью-Йорк. В ответ федералистские секции сформировали свой собственный Интернационал на конгрессе в Сен-Имье, приняв революционную анархистскую программу.

Анархизм и организованный труд

Антиавторитарные секции Первого Интернационала были предшественниками анархо-синдикалистов, стремившихся «заменить привилегию и авторитет государства» «свободной и стихийной организацией труда».

Confederation Generale du Travail (Всеобщая конфедерация труда, CGT), созданная во Франции в 1985 году, была первым крупным анархо-синдикалистским движением, но ей предшествовала Испанская федерация рабочих в 1881 году. Крупнейшее анархистское движение сегодня находится в Испании, в форме CGT и CNT (Национальная конфедерация труда). Другие активные синдикалистские движения включают Альянс солидарности рабочих США и Федерацию солидарности Великобритании.

Анархизм и русская революция

Анархизм, либертарианство, безгосударственное обществоАнархисты вместе с большевиками участвовали как в Февральской, так и в Октябрьской революциях и поначалу с энтузиазмом относились к большевистской революции. Однако вскоре большевики выступили против анархистов и другой левой оппозиции, конфликт, кульминацией которого стало Кронштадтское восстание 1921 года, подавленное новым правительством. Анархистов в центральной России либо сажали в тюрьмы, либо загоняли в подполье, либо они присоединялись к победившим большевикам; анархисты из Петрограда и Москвы бежали на Украину. Там, на Свободной территории, они сражались в гражданской войне против белых (группировка монархистов и других противников Октябрьской революции), а затем большевиков в составе Революционной повстанческой армии Украины во главе с Нестором Махно, который создал анархистского общества в регионе на несколько месяцев.

Высланные американские анархисты Эмма Гольдман и Александр Беркман были среди тех, кто агитировал в ответ на политику большевиков и подавление Кронштадтского восстания, прежде чем они покинули Россию. Оба написали отчеты о своем опыте в России, критикуя степень контроля, которую осуществляли большевики. Для них предсказания Бакунина о последствиях марксистского правления о том, что правители нового «социалистического» марксистского государства станут новой элитой, оказались слишком верными.

Анархизм в 20 веке

В 1920-х и 1930-х годах подъем фашизма в Европе трансформировал конфликт анархизма с государством. Италия стала свидетелем первых столкновений между анархистами и фашистами. Итальянские анархисты играли ключевую роль в антифашистской организации Ардити дель Пополо, которая была наиболее сильной в районах с анархистскими традициями, и добились определенных успехов в своей деятельности, таких как отпор чернорубашечникам в анархистском оплоте Пармы в августе 1922 года. анархист Луиджи Фаббри был одним из первых критических теоретиков фашизма, назвав его «превентивной контрреволюцией». Во Франции, где крайне правые лиги были близки к восстанию во время беспорядков в феврале 1934 года, анархисты разделились по поводу политики единого фронта.

В Испании CNT изначально отказалась присоединиться к избирательному альянсу народного фронта, и воздержание сторонников CNT привело к победе правых на выборах. Но в 1936 году НКТ изменила свою политику, и голоса анархистов помогли народному фронту вернуться к власти. Спустя несколько месяцев бывший правящий класс ответил попыткой государственного переворота, вызвавшей гражданскую войну в Испании (1936–1939). В ответ на армейское восстание вдохновленное анархистами движение крестьян и рабочих при поддержке вооруженных ополченцев взяло под свой контроль Барселону и большие районы сельской Испании, где они коллективизировали землю. Но еще до победы фашистов в 1939 году анархисты теряли позиции в ожесточенной борьбе со сталинистами, которые контролировали распределение военной помощи республиканскому делу из Советского Союза. Войска под руководством сталинистов подавляли коллективы и преследовали как диссидентов-марксистов, так и анархистов. Анархисты во Франции и Италии активно участвовали в Сопротивлении во время Второй мировой войны.

Хотя анархисты были политически активны в Испании, Италии, Бельгии и Франции, особенно в 1870-х годах, и в Испании во время гражданской войны в Испании, и хотя анархисты сформировали анархо-синдикалистский союз в Соединенных Штатах в 1905 году, не было ни одного значительного, успешного анархистские сообщества любого размера. Анархизм пережил период возрождения в 1960-х и начале 1970-х годов в работах таких сторонников, как Пол Гудман (1911–72), возможно, наиболее известный своими работами по образованию, и Даниэль Герен (1904–88), который развивает коммунитаристскую тип анархизма, который строится на анархо-синдикализме девятнадцатого века, который сейчас устарел, но выходит за его пределы.

Проблемы в анархизме

Цели и средства

Как правило, анархисты выступают за прямое действие и выступают против голосования на выборах. Большинство анархистов считают, что реальные изменения невозможны посредством голосования. Прямое действие может быть насильственным или ненасильственным. Некоторые анархисты не рассматривают уничтожение собственности как акт насилия.

Капитализм

Большинство анархистских традиций отвергают капитализм (который они считают авторитарным, принудительным и эксплуататорским) вместе с государством. Это включает в себя отказ от наемного труда, отношения между начальником и рабочим, быть авторитарными; и частная собственность, аналогично, как авторитарная концепция.

Глобализация

Все анархисты выступают против использования принуждения, связанного с международной торговлей, которое осуществляется через такие институты, как Всемирный банк, Всемирная торговая организация, G8 и Всемирный экономический форум. Некоторые анархисты видят в таком принуждении неолиберальную глобализацию.

Коммунизм

Большинство школ анархизма признали различие между либертарианскими и авторитарными формами коммунизма.

демократия

Для анархистов-индивидуалистов система демократии решения большинства считается недействительной. Любое посягательство на естественные права человека несправедливо и является символом тирании большинства.

Пол

Анархо-феминизм, вероятно, рассматривает патриархат как компонент и симптом взаимосвязанных систем угнетения.

Гонки

Черный анархизм выступает против существования государства, капитализма, подчинения и господства людей африканского происхождения и выступает за неиерархическую организацию общества.

религия

Анархизм традиционно скептически относился к организованной религии и выступал против нее.

определение анархизма

Анархо-синдикализм