Юзеф Хелмоньский — биография, творчество и интерпретация
Содержание:
Юзеф Хелмоньский — биография, творчество и интерпретация
Знакома ли вам картина, изображающая скачущую упряжку из четырех лошадей, несущихся прямо на зрителя? Это одна из самых известных картин художника, считающегося выдающимся создателем реалистической живописи в Польше. Автором этой работы является Юзеф Хелмонский, а вышеупомянутой картины — «Четверо».
Кем был Юзеф Хелмонский?
Юзеф Хелмоньски Родился 7 ноября 1849 года в селе Бочки (недалеко от Ловичей), он является ведущим представителем реализма в польской живописи. Он происходил из бедной дворянской семьи, очень ценившей искусство.
Так юный Юзеф воспитывался в духе любви к музыке и живописи.
Первоначально он изучал искусство в частной школе Войцеха Герсона, а затем продолжил обучение в Мюнхенской академии.
В течение нескольких лет он жил в Париже, и это был исключительно плодотворный период в живописи, что стало результатом огромной популярности его работ, вдохновленных деревенской жизнью.
Вернувшись в Польшу (с женой и детьми), он поселился в Варшаве, но в 1889 году переехал в Куклувку, где в ранее купленной усадьбе располагалась его мастерская.
Он оставался там до самой смерти.
Умер 6 апреля 1914 года.
Стиль и техника в живописи.
Творческая продукция Хелмонского состоит в основном из картины маслом создан на холсте. Многие иллюстрации для французских газет также были созданы в парижский период. Несмотря на то, что он специализировался на сельские жанровые сценки и создал пейзажный образ польской живописи («Куропатвы»), считающийся наиболее представительным, он никогда не писал на открытом воздухе.
По-видимому, у него была почти фотографическая память, и первые наброски композиции обычно создавались в мастерской. Его заметки были рисованными или, реже, акварельными. Всю работу, написанную ранее, в виде записки, дорисовали тонкими обыкновенными плоскими кистями.
Живописец пользовался упрощенными средствами выразительности, не использовал лессировок и эффектов шероховатости, а также довольно редко появляются чистки. С другой стороны, творчество относительно спокойное, как и композиция, хотя последняя часто требует большого движения, особенно при представлении лошадей. Художник также не заботился о дальнейшей сохранности своих картин.
Поэтому можно сказать, что даже с технической точки зрения его работы оказались такими же простыми, как природа, которую любил Хелмонский. В то же время они вполне соответствуют (в том числе и по сюжету) допущениям реалистической живописи.
Можно даже увидеть повторение ошибок других реалистов, а отсюда и повторение мотивов (бесчисленные три-четыре лошади) и некоторую пресность. Интересно, что Юзеф Хелмонский проявил полное равнодушие к импрессионистскому движению и как раз был в Париже, когда импрессионизм в живописи он родился.
Если так тщательно искать любые импрессионистические аспекты, можно сказать, что сюжет картин Хелмонского представляет собой мимолетные моменты, что характерно для импрессионизма.
На самом деле Хелмонский до конца оставался верен реалистической живописи. Может быть, это связано с тем, что он не принадлежал к богемному миру парижского художественного мира и общался преимущественно с польскими художниками.
Работы Юзефа Хелмонского
Пьеса Юзефа Хелмонского представляет собой весьма специфический манифест патриотизма. Здесь нет традиционной идеологической вовлеченности, нет оценки действительности или какого-то элемента борьбы.
Работы художника лишь описывают конкретные фрагменты жизни, фиксируют действительность — мы не найдем в них ни глубокого анализа излагаемого содержания, ни дидактики.
Таким образом, картины Хелмонского являются выражением патриотизма, понимаемого как чрезвычайно интимная и в то же время глубокая любовь к польской земле, ее природе и простому народу.
Это довольно пассивный, но в то же время чрезвычайно эмоциональный патриотизм, тесно связанный с пониманием художником задач искусства, состоящих в изображении обыденной жизни польского народа и красоты польской природы.
Такой подход создал характер живописи Хелмонского. Отсюда и его сила, и специфические ограничения, связанные с критерием реалистичности. В природе художник нашел главного героя своих произведений, но обратим внимание на довольно особое чувство пейзажа.
Юзеф Хелмонский сильно доверял своей памяти и фактически не писал непосредственно с натуры. Во время своих странствий по полям, лесам и глуши он как бы впитывал в себя каждую деталь природы всей своей личностью, но его альбом для рисования часто оставался пустым.
Только после возвращения в мастерскую он обычно воссоздавал по памяти целые пейзажи и отдельные его элементы. Более того, во время своего пребывания в Мюнхене, а затем в Париже он старался не тревожить память местными пейзажами. Он рисовал только по воспоминаниям, подкрепленным только новыми набросками, привезенными из страны.
Поэтому мы не встретим на картинах художника ни немецких или французских пейзажей, ни жанровых сцен, изображающих простых людей, живущих в здешней земле. Юзеф Хелмоньский остался верен польской (а также украинской) деревне, которую он помнил из прошлого, и это как-то ограничивало его, и в то же время подталкивало к своеобразному маньеризму.
В творчестве Хелмонского не так уж много тематических нитей. Наоборот, художник был привязан к определенным темам и он повторил их много раз в очень похожих вариантах.
Можно даже говорить о конкретных репликах собственных работ. Не впечатляют своей изобретательностью и композиционные аранжировки, потому что они дублировались в разных сценах — менялись только времена года и суток, добавлялись или убирались отдельные детали.
В мюнхенский период преобладали изображения, ориентированные на представление группы людей, посещающих, например, сельские рынки. Обязательным элементом были и стоячие конные повозки.
Изредка живописец обращался и к повстанческой тематике. В парижский период, на волне успеха темы «троек» и «четверок», Юзеф Хелмонский практически бесконечно повторял эту тему. При этом он жадно тянулся к теме охоты и, конечно же, сцен из жизни деревни.
С другой стороны, после возвращения в Польшу на его картинах в основном изображены обширные пейзажи, которые мы видим с точки зрения человека, стоящего и подробно рассказывающего, что он видит. В то же время это интересное исследование природы, так хорошо представленное в движении и силуэтах любимых лошадей и птиц.
Юзеф Хелмонский, несомненно, обладал даром внимательной наблюдательности. Его реалистические картины иногда даже можно ассоциировать с фотографией — достаточно взглянуть на детали оперения в известном произведении «Куропатки». Бегущие лошади также выглядят застывшими в стоп-кадре.
Картины и интерпретации Хелмонского
Было бы трудно обсудить все самые важные картины Хелмонского, но следует упомянуть три из них. Первый — «Babie Lato», который поначалу был разгромлен польской критикой, несмотря на довольно невинный сюжет и очень простую композицию.
Главный герой — молодая девушка-пастушка, лежащая на лугу и играющая нитями одноименного бабьего лета. Рядом сидит черная собака, глядя на стадо крупного рогатого скота, видимое на горизонте. Ох, немного идиллическая картина, так что же так расстроило критиков?
Как ни парадоксально, это была реалистичность персонажей. У девушки не только грязные ноги (было бы трудно, если бы она ходила босиком), но она еще и посвящает себя мечтам, что подобает только высшему обществу (по мнению людей того времени).
В этой работе мы также можем заметить некоторую поверхностность, даже небрежность живописной фактуры, столь характерную для многих картин художника. В то время как Хелмонский сохранил точное изображение пастушки, луг был нарисован совершенно случайными мазками.
Несколько похожий мотив мы можем найти и в другом произведении. Главные герои «Аистов» — крестьяне — отец и сын, которые сели на лугу, чтобы полюбоваться на пролетающих над их головами аистов. Картинка имеет более яркие цвета. Вы можете увидеть характерный для Хелмонского реализм, выраженный в представлении повседневной жизни людей, живущих в деревне, и их длительных отношениях с природой.
У крестьян, разумеется, голые и грязные ноги — лицо мальчика выражает восхищение красотой птиц, а на лице отца — радость и в то же время некоторая забота, вероятно, связанная с беспокойством о том, что урожай накормит птичек. вся семья. Аисты кажутся своеобразными предвестниками счастья.
С другой стороны, «Куропатки на снегу» привлекают внимание своей скромностью в используемых выразительных средствах и в то же время чрезвычайно эмоциональной наполненностью. В картине преобладает почти однородная поверхность серебристо-белых оттенков, и на этом фоне взгляд притягивается к стаду одиноких, слегка подмерзших куропаток. Мы даже можем почувствовать холод, который драматизирует жизнь этих птиц.
Среди множества картин художника особого упоминания заслуживают «Крест в метель», «Отлет журавлей» и «Четверо», упомянутые в начале.
пустяки
Казалось бы, живопись Хелмонского всегда ценилась критиками, но это было совсем не так. Первоначально формула реалистической живописи не была одобрена польскими искусствоведами, и их негативные мнения вызвали у Хелмонского сильное негодование.
Все изменилось после его отъезда в Париж. Картины, изображающие конные повозки и быт польской деревни, выставленные на местном Салоне, не только завоевали признание европейских критиков, но и оказались чрезвычайно охотно раскупаемыми коллекционерами, особенно американскими. И, как нетрудно догадаться, в результате польские критики тоже стали более благосклонно относиться к творчеству живописца.
В жизни художника не бывает больших скандалов, но в парижский период он предавался несколько разгульной жизни. В результате за несколько лет он растратил огромное состояние. Это не имело никакого отношения к благоразумию, тем более что у него уже была семья, которую нужно было содержать.
Интересно, что Мария Шимановская, вышедшая за него замуж, была его родственницей. Степень родства довольно далекая, но все же.
К сожалению, этот брак трудно признать удачным, так как он закончился разрывом отношений. Во многом виноват сам Хелмонский, совершивший насилие над своей женой. Стоит добавить, что Хелена Моджеевская, выдающаяся актриса того времени, была крестной матерью первой дочери Хелмонских.
Некоторые считали, что Юзеф Хелмонский любил лошадей больше, чем людей, и в этом утверждении, безусловно, есть доля правды. Ведь именно они прославили художника в Париже. Более того, его первой картиной был рисунок лошади, который он подарил бабушке.
Картинами Хелмонского можно любоваться во многих музеях нашей страны, но они также украшают частные коллекции в Польше, странах Европы и США.
Однако неизвестна вся полнота его живописных достижений парижского периода, когда он писал почти оптом и тут же продавал свои работы, обычно уплывавшие за границу.
مقداد سعد
سلام عليكم هل هناك لوحات أخرى غير اللوحات ال7 المعروضة
لأنه هناك لوحة بتوقيع الفنان جوزيف موجودة عند أحد الأشخاص على الفيس