Ян Матейко – гордость польской живописи. Биография и фотографии
Содержание:
Ян Матейко – гордость польской живописи. Биография и фотографии
Историческая живопись имеет своих сторонников. Практически все они признают Яна Матейко наиболее ярким представителем направления историзма в польской живописи. Впрочем, не обязательно даже быть поклонником великолепных работ художника, чтобы оценить его артистизм и влияние на пробуждение надежд на независимость в печальной реальности разделов нашей страны.
Кем был Матейко?
Ян Матейко он был прежде всего художником, создававшим монументальные исторические картины. Именно благодаря этим полотнам он получил известность. Однако он также является инициатором и автором рисуночных эскизов полихромии в отреставрированном интерьере Мариацкого костела.
В течение многих лет он принимал активное участие в спасении памятников Кракова, и поэтому его голос оказался чрезвычайно важным в работе природоохранных комитетов, касающихся не только реконструкции костела Святой Марии, но и Суконных рядов и Вавеля. Более того, он даже участвовал в создании закона о сохранении памятников.
Нельзя забывать и о его педагогической деятельности. В конце концов, он занял должность директора Краковской школы изящных искусств, и именно там он обнаружил свой талант к живописи. Яцек Мальчевски, Станислав Выспянский и Юзеф Мехоффер.
Краткая биография Яна Матейко
Ян Матейко он был прочно связан с Краковом. Здесь он родился 24 июня 1838 года, большую часть своей жизни провел в этом городе и умер там же 1 ноября 1893 года.
Интересно, что его отец родом из Чехии, а мать из польско-немецкой семьи. Это не мешало Матейко чувствовать себя польским патриотом, что отражалось в его картинах и общественной деятельности.
Он вырос в большой семье, у него было две сестры и восемь братьев. На самом деле он любил рисовать с раннего возраста, и всякий раз, когда он учился читать, он жадно тянулся к историческим сказкам. Школа не вызывала в нем слишком положительных эмоций, а срочность была ему чужда, как и вопросы математики и грамматические сложности языка.
Прорывом стало написание акварельными красками жанровой сценки из его школы, изображающей скамейку наказаний и избиение учеников розгой.
Отец Матейко отнес эту картину руководителю Школы изящных искусств, профессору Войцеху Штаттлеру, который, впечатленный работами молодого живописца, решил принять его в ученики.
Ян Матейко исследовал секреты живописи, но также не пренебрегал своим историческим образованием и с большим увлечением изучал польские хроники прошлых лет. Доступ к ним был проще, потому что его старший брат Францишек работал в Ягеллонской библиотеке.
В то же время двое его учителей — Юзеф Кремер и Владислав Лушкевич уговорили его собрать материалы и зарисовать краковские памятники. Так был создан так называемый Скарбчик.
В 1959 году Ян Матейко получил финансовую стипендию, благодаря которой он смог учиться живописи в Мюнхенской академии, а затем в Вене. Он не задержался там надолго. Его тянуло в родной Краков, поэтому через год он вернулся в город.
Однако именно в Мюнхене он столкнулся с исторической картиной Поля Делароша, которая убедила мастера Яна в том, что он хочет посвятить себя этой картине.
Так были написаны его первые исторические труды, имевшие весьма благосклонные отзывы. За короткое время его карьера набрала обороты, а картины Яна Матейко завоевали множество наград как на отечественных, так и на зарубежных выставках.
Стиль в живописи
Картины Яна Матейко идеально вписываются в художественное течение, известное как историзм. Их можно считать красочным уроком польской истории. Обращает на себя внимание не только уникальное мастерство, но и своеобразное обрамление, напоминающее киноработу. Художник отличался необыкновенным усердием в изображении всех деталей с точностью, достойной лучшего сценографа.
Обращает на себя внимание пристрастие Матейко к почти фотографическому воспроизведению каждой архитектурной детали или старинного костюма. В середине 60-х годов окончательно сформировался индивидуальный и характерный стиль художника, близкий к реализму и проистекающий из его увлечения итальянской живописью позднего Возрождения, особенно картинами Тициана и Паоло Веронезе.
В то же время можно заметить отсылки к готической скульптуре Вита Ствоша, и это неудивительно, ведь Матейко в юности довольно основательно изучал его работы.
Характерные для Матейко многофигурные сцены выглядят стоп-кадрами, а щадящее нанесение красок позволило добиться почти идеально гладкой поверхности. Матейко сосредоточился на создании исключительно выразительных персонажей.
Видна особая приверженность к точной передаче даже театральной мимики и выражению жестов. Если в его ранних работах обращает на себя внимание некий схематизм, то позже живописец стремился максимально углубить драматургию в представленных сценах. Это видно практически в каждом элементе картины, в том числе и в достаточно насыщенной палитре красок.
Живописное творчество
Ян Матейко, как никто другой, представил на огромных полотнах важнейшие события в истории нашей страны, и это, безусловно, одна из самых характерных черт его живописи.
Поворотным моментом в его творческой биографии стал 1862 год, когда он показал «Станчик» краковской публике. Это также начало цикла так называемых поселенческих работ. Откуда взялось название?
Картины Матейко особым образом показывали историю страны, как сумму причин и следствий конкретных событий. Таким образом живописец искал ответы на вопросы, почему пало государство и разделилась Польша, а также кто за это несет ответственность.
В то же время он представил национальные недостатки, которые следует особенно заклеймить в контексте печальной судьбы поляков. Ян Матейко стал как бы совестью и учителем нации именно через историческое искусство. «Станчик» был голосом гражданской ответственности.
Еще больше говорила в этом отношении картина «Проповедь Скарги», написанная двумя годами позже, в которой он прямо обвиняет польских магнатов в недальновидной политике, ослабляющей позиции короля и, главное, ставящей собственные интересы выше национальных. .
Цикл завершается «Рейтан — Упадек Польский» 1866 года, изображающим Тадеуша Рейтана, который протестует против первого раздела страны, защищая свое вступление на сессию разделительного парламента.
Конкретным итогом этого творческого периода, а по сути обвинением в адрес критиков, негативно отнесшихся к столь резкому суждению о польских пороках, стала картина с многозначительным названием «Приговор Матейко», изображающая художника на к позорному столбу в ожидании оглашения приговора.
Так строгий судья истории стал провозвестником былой власти, воспевающим величайшие успехи Польши в годы ее славы.
Своими последующими картинами — «Любельская уния», «Конституция 3 мая» или «Костюшко в Рацлавицах» — художник пытался утешить унылые сердца плененных соотечественников. Он решил, что лучше всего для этого подходят положительные эпизоды в истории, свидетельствующие о солидарности.
Более того, Матейко начал рассказывать о старых впечатляющих победах польской армии над захватчиками. Здесь следует выделить «Грюнвальдскую битву». «Баторий под Псковом» и «Посвящение Пруссии».
Интересна также серия рисунков портретов всех правителей нашей страны, которые художник сделал в 1890-1892 годах по заказу венского книгопродавца Мориса Перле. «Собрание польских принцев и королей» выполнено в черно-белом цвете.
Влияние произведений Яна Матейко на историю Польши
Картины мастера Яна созданы в определенный период. Подавляющее большинство появилось после падения Январского восстания и массовых депортаций поляков в Сибирь. В то время не было никакой надежды, и это то, что могла дать память о тех исключительных моментах славы в истории страны. Варенье Матейко полностью оправдало ожидания моих соотечественников.
Он вообще пользовался наибольшим авторитетом в области живописи во второй половине девятнадцатого века, и его картины отождествлялись с уроком польской истории, который дает надежду на восстановление независимости. Именно его картины способствовали укреплению национального самосознания и показали, что Польша еще не совсем потеряна.
Где мы можем увидеть знаменитые картины Яна Матейко?
Величайшие работы мастера находятся в нескольких музеях. Национальный музей в Варшаве – это место, где можно полюбоваться «Станчиком», «Проповедью Скарги», «Подвешиванием колокола Сигизмунда», «Вознесением» и особенно монументальной «Грюнвальдской битвой».
Королевский замок в Варшаве имеет в своей коллекции «Рейтан — Упадек Польский» или произведение «Стефан Баторий под Псковом». С другой стороны, в Национальном музее в Познани хранится самая большая работа мастера «Орлеанская дева», но выставленная в Рогалинской галерее. Желающие увидеть «Клятвы Яна Казимира» вживую должны отправиться в Национальный музей во Вроцлаве.
Ни для кого не должно быть сюрпризом, что «Люблинская уния» находится в Люблинском музее в Люблине. Конечно, некоторые картины Матейко остались в его родном Кракове.
Это прежде всего «Прусское почтение» в Галерее польского искусства XIX века в Сукенницах. Там же можно полюбоваться картиной «Костюшко близ Рацлавиц», а в зале Collegium Novum Ягеллонского университета – произведением «Коперник-астроном, или Разговор с Богом».
Что еще стоит знать?
В качестве любопытства можно добавить, что Ян Матейко был очень маленького роста, всего около 160 см. Вот почему ему нужна была лестница, чтобы писать свои великие картины. Он оставался на нем до восьми часов в день. Его также трудно считать образцом здоровья.
У него с детства было плохое зрение, поэтому ему понадобилось специальное стекло для рисования. За это в школе его прозвали «Ночная цапля». Вскоре после своего тридцатилетия он начал страдать от язвы желудка, вероятно, из-за выпитого литрами черного кофе и большого количества сигарет. Так или иначе, причиной смерти художника стал разрыв язвы желудка.
Хотя картины Матейко пользовались большой популярностью, некоторые представители культурной жизни относились к ним весьма критически. Станислав Виткевич, в частности, неблагосклонно относился к его работе и нелестно называл ее затхлой тюрьмой.
Тем не менее, влияние Матейко на укрепление национальной идентичности трудно переоценить.
Аноним
Otec Jana Matejki nepocházel z České republiky, proto že ta tehdy neexistovala!