Происхождение и использование крестного знамения, часть А ТАКЖЕ
Две линии, пересекающиеся под прямым углом, являются древнейшим символическим изображением мира. В этом imago mundi заключены важнейшие элементы традиционного образа мира, его формы и организации.
Образ мира
Центральная точка креста – это место «центрального отверстия», позволяющего сломать границы между разрозненными частями Вселенной. На пересечении направлений, в космогоническом мифе, растет Космическое Древо, рядом с которым стоят четыре оленя или сидят четыре птицы. В Северной Азии, а также у индейцев зафиксировано поклонение засохшему дереву, имеющему форму креста. Создатели дождя вызвали призрак вода рисование креста на песке, обращенного к четырем сторонам света. Подобные дохристианские верования встречались и в Мексике, производные от культа четырех сторон света и ветров, дующих в разные стороны («Книга индейцев» Губы, Варшава, 1971, стр. 265).
христианский крест
Христианский знак креста, имеющий иное историческое происхождение, обогатил базовую символику. Крест практически заменял священные деревья («Здоровье польского народа» Г. Бигелейзена, Краков, 1929, с. 57), когда его ставили в вырубленных священных рощах. Он прекрасно вписывался в древнюю символику – дереву креста полагалось обладать теми же свойствами, что и Древу Жизни (в апокрифических легендах даже говорилось, что оно сделано из него): оно имело силу воскрешать мертвых и излечить все болезни («Трактат по истории религии», М. Элиаде). Средневековая немецкая загадка понимала это очень ясно — крест есть дерево, корни которого в аду, вершина у престола божьего, а ветви покрывают весь мир («Трактат об истории религии», М. Элиаде, с. 259). Возвышение христианской мысли состоит в том, чтобы представить Древо Жизни, на котором висел Христос, и в то же время плод этого дерева. В самом деле, Бог, умирающий за возрождение мира (а это мотив, известный многим мифологиям), в христианской мифологии означает объявление о переходе к вечной жизни, а значит, и к по-разному понимаемому новому этапу в истории человечества. личности и мира.
Imago mundi с крестом изображает весь мир. К нему также может быть добавлен элемент движения. Индийский крест с четырьмя равными лучами, преломленными вправо (свастика) символизирует восходящее солнце, день, жизнь; обратное движение, т. е. устремление вниз, к смерти и ночи, означает крест с лучами, преломленными влево [«Послание символов в мифах, культурах и религиях», М. Лукер, стр. 149]. Христианский крест, как основной знак религии, был объектом, отмеченным сакральностью. Его прозрение также связано со старыми космогоническими образами, наложенными на более поздний символизм. Эта связь, однако, присутствует и по сей день в апотропных жестах, состоящих в рисовании крестных знаков. Придание иерофанического значения конкретным крестам заставило противников христианской религии уничтожить эти священные предметы (а не знаки). Мусульмане на завоеванных землях не выдержали распятияжелая таким образом нейтрализовать, по их мнению, злые силы, присущие им. Священные статуи также калечили, чтобы изгнать из них чертей. Во избежание зловещего влияния очаровательных глаз их соскабливали с рисунков, нарисованных на стенах церквей («Повседневная жизнь в Османской Турции» Р. Льюиса, Варшава, 1984, с. 51).
Знак закрытия
Значение креста также вытекает из убеждения, что скрещивание двух предметов (метла, меч, руки, палки) является простейшим закрывающим жестом. Целостность, заключенная в образе креста, соответствует значениям, которые имеет каждый узел завязки, преграждающий путь бесам, но и останавливающий все «происходящее» (удерживает мир в статичном состоянии).
Крест и начало творения
Крест появляется в действиях, связанных с попытками построить дом, храм и основать деревню. Призывать символику креста необходимо, поскольку считалось, что для успеха любой такой жест требует повторения мифического начала и напоминания о принципах организации вселенной.
В некоторых культурах считалось, что наиболее подходящим местом для строительства деревни является естественный перекресток, который обозначил бы центр нового мира. На Бали две дороги должны были пересекаться под прямым углом («Крестец, миф, история», Элиаде, Варшава, 1974, стр. 69). Образ мира напоминает дом, например, хижина североамериканского алгонкинского колдуна была построена на платформе в форме креста, с четырьмя дверями, обращенными в четыре стороны света. Они были окрашены «в соответствии с направлениями»: дверь на восток была белая, на юг — зеленая, на запад — красная, а на север — черная. В месте, которое воссоздавало всю Вселенную и располагалось в ее центре, легче всего было соприкоснуться со святостью. Способ ориентирования и формообразования христианских храмов с трансептом, пересекающим главный неф под прямым углом, также вызывает образ мира с отмеченным центром, который является лучшим местом для встречи сакрального.
Знак креста появляется и при создании предмета особой важности. Хлеб – это пища и в то же время символ жизни, поэтому его употребление создает шанс на unio mystica – связь со всей Вселенной. Эту символику усиливают хлебные клейма, найденные в древней Малой Азии и языческой Европе: круглая буханка с крестом, таким образом, была изображением Вселенной и, вероятно, христианин-коммуникатор может вызвать столь отдаленную ассоциацию. Так, когда совершается крестное знамение на хлебе, положенном в печь, это может быть равносильно напоминанию об этом простейшем imago mundi, может означать и закрывающий жест, оберегающий от бесов.
Лилит Черная Луна
www.okulta.com.pl
www.okulta.pl
Leave a Reply