О природе вещей
Что придает окончательную форму предметам и живым организмам? Откуда они знают, что им предназначено быть такими, какие они есть?
В поэме «Стодола» Болеслав Лесьмян спрашивает: Ты срубил амбар почти за четыре дня, но кто его сарай, чтобы — что это такое — он знал?
Вот в чем проблема… Откуда вещи, которые возникают, берутся знать, что и чем быть? Когда человек строит амбар, он, очевидно, имеет в виду план. Но когда лист развивается из почки, на самом деле одна клетка делится? Целое животное из объединенной яйцеклетки и спермы? Биологам уже почти сто лет известно: информация о живых организмах, то есть рецепт листа, печени и, наконец, всего организма, «записана» в ДНК четырьмя «буквами», представляющими собой химические соединения: аденин, гуанин , цитозин и тимин. Простой. Но как и откуда эти четыре буквы узнают, как превратиться в лист или в хомяка?
Ученые считают, что это делается поэтапно. Одна химическая реакция вызывает другую. Компьютерная программа работает аналогичным образом: шаг за шагом. Проблема в том, что это должно быть идеально настроено. Ставишь запятую вместо точки и получаешь пустой экран или сообщение об ошибке вместо ожидаемого результата. Между тем ошибки в записи ДНК обычно ничего не меняют и не приводят к тому, что у кого-то, например, глаза голубые, а не черные.
При более сильном поражении у насекомого вместо усиков отрастает лишняя пара ног. Создается впечатление, однако, что какая-то сила «требовала», чтобы развился как можно более совершенный организм. А уже существующие организмы могут восстанавливать себя: у ящериц отрастают хвосты, у дождевых червей даже половина тела, у нас срастаются кости. Это происходит поэтапно, как в компьютерной программе, или есть какая-то форма, которую живая ткань чувствует и «вливает» в нее?
Лесьмян сам отвечает на свой вопрос: У этого амбара у Майки наверняка был амбар… Вот она и отвечает: да! Есть «нечто», что придает форму вещам. (Простите поэта за то, что он пишет о сарае, а не о живом существе.) Каждая вещь (или организм) имеет «майку», которая наблюдает за тем, как она развивается и становится такой, какой она должна быть.
Не поэт, а биохимик Руперт Шелдрейк решил, что эта «майка» была полем, которое он назвал формой или морфическим полем. Как это связано с астрологией? Итак, мы предполагаем, что системы планет позволяют нам видеть поля, управляющие формой событий: настоящего, прошлого и будущего. Мы также предполагаем, что события в мире не следуют шаг за шагом, как в компьютерной программе, а «проводятся» через поля формы. Как Майка строит сарай.
Но это не конец поэмы, потому что Лесьмян продолжает описывать Майку так: До половины — обочины, с половины — поля. Что может быть наполовину так же хорошо, как наполовину? Только квантовая система! Управляется законами квантовой механики. Это также важная подсказка, поскольку астрология, вероятно, в ближайшем будущем придет к соглашению с физикой и биологией благодаря квантовой механике и ее полям.
Leave a Reply