
Магия и крест
Мексиканцы — католики, священников слушают, а когда не смотрят, ставят к подножию алтаря свежезабитых кур, чаши с кровью, кукурузные початки, воскуривают ладан копалом — волшебной смолой священных деревьев.
Мексиканцы — католики, священников слушают, а когда не смотрят, то ставят свежезабитых кур, чаши с кровью, кукурузные початки у подножия алтаря, воскуривают ладан копалом — волшебной смолой священных деревьев.
Хотя христианство в Мексике имеет почти полутысячелетнюю историю, индейцы не совсем забыли богов, которым они там поклонялись до прихода европейских миссионеров. Особенно это проявляется в городах и селах отдаленной провинции. Там, даже в католических храмах, проводятся обряды, совсем не похожие на известные нам службы.Колдовство в церкви
В церкви деревни Чамула, в самом сердце древней земли майя, нет скамеек. Верующие сидят или преклоняют колени на полу, покрытом сосновыми иголками. Интерьер наполняется клубами дыма, а из дымных стен выглядывают фигуры святых – вроде таких же, как здесь, но другие: у них темные лица, они облачены в индийские туники. Иностранцы могут войти в храм во время церемонии, но сначала они должны глубоко спрятать свои камеры.
«Если вы попытаетесь сфотографировать, они заберут ваше снаряжение и выгонят вас из деревни», — предупредил меня Артуро, местный гид. Лица мужчин, стоявших перед церковью, не оставляли сомнений в том, что к этим предупреждениям следует отнестись серьезно.
Таинственная тайна происходила внутри. Его участники раскачивались в ритме громко произносимых слов на непонятном языке. У некоторых в руках были живые цыплята. Они махали ими над горящими свечами. Казалось, они были в трансе. Время от времени они тянулись к стоявшей рядом бутылке кока-колы и делали несколько глотков. Внезапно один из молящихся сделал резкое движение рукой, и курица замерла. Женщина, стоявшая рядом с ним на коленях, сделала то же самое. Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, что они обмотали головы птиц.
Немного остыв, я стал расспрашивать, в чем дело.
— Майя до сих пор верят, что всякое несчастье, особенно болезни и беды в семье, вызывают злые духи, — пояснил Артуро. Вот они и приходят в церковь, произносят заклинания и требуют, чтобы бес переселился из их тела в курицу, желательно в молодого петуха. Когда они чувствуют, что это происходит, они мгновенно убивают птицу, и нечистая сила побеждена.
Но одних слов недостаточно, чтобы дух вышел из человека. В прошлом шаманы давали участникам обряда специальное зелье, вызывающее рвоту. Сегодня вам не нужно так сильно заморачиваться, потому что подобный эффект — по крайней мере, так уверял мой гид — возникает от икоты несколько раз после употребления кока-колы.
Паломничество за галлюцинациями
Магические обряды происходят не только в церкви. Те же, что вне церкви, не могут быть замечены посторонними, и туземцы, спрошенные о них, дают уклончивые ответы: — Вы можете видеть огни на холмах ночью, но вы не знаете, что там происходит, — Артуро беспомощно развел руками и быстро сменил тему разговора. Однако мало что известно. Паломники отправляются из некоторых деревень раз в год.
За несколько дней до марша его участники начинают поститься, воздерживаются от секса и исповедуются в своих грехах. Вот и ведут себя как образцовые католики, только ходят не в религиозные святилища, а… в пустыню искать «божественный» кактус — пейотль. Пейот вызывает галлюцинации. Индейцы убеждены, что благодаря им они вступают в контакт со сверхъестественным миром.
Причастие от кактуса
Когда паломники отправляются в путь, остальные домочадцы разжигают огонь и поддерживают его, пока не вернутся. Таким образом они пытаются духовно помочь участникам опасной экспедиции. Все, что требуется, это небольшая ошибка — употребление в пищу другого, хотя и похожего на вид, сорта кактуса, или небольшая передозировка — и они никогда не вернутся. Они могут смертельно отравиться, потерять рассудок или — под влиянием ужасающих видений — покончить жизнь самоубийством.
Достигнув места назначения, искатели пейота устраивают каменный круг и зажигают в нем огонь, который горит до тех пор, пока не будет собран урожай. Это еще одна магическая безопасность. Затем лидер группы выпускает стрелу из лука, и все идут туда, куда она упала. Они срезают растущий там кактус, делят его на несколько частей и едят как причастие, прежде чем положить в рот, к сердцу, лбу и глазам.
По вечерам они собираются у костра и, опьяненные пейотом, в трансе вступают в контакт с духами, богами и святыми. Танцами и песнями они благодарят их от имени всего села за присланные милости, а затем просят дальнейшего ухода, обильного урожая и здоровья. Ритуалы длятся три дня. Тех, кто принимал в них участие, по возвращении встречают как героев. Именно тогда начинается большой праздник, на который приходят все жители деревни.
Новые святые в старых одеждах
Миссионеры боролись против древних верований, но индейцы понимали их учение по-своему. Когда-то они поклонялись многим богам, после крещения приняли веру в единого, всемогущего Бога и должны были отречься от других. Однако втайне они все же питали к ним уважение и искали способ их усмирить. Искали и нашли… Жрецы запретили поклоняться богу дождя Тлалоку, но рекомендовали молиться о хорошем урожае святому Иоанну.
Они не позволяли приносить жертвы Ицамне, оберегающей от болезней, но не возражали просить о здравии святого Власия, Аполонию или Вита. Так что достаточно было облачить фигур в церквях в индийские одежды, чтобы исчезли различия между старыми богами и новыми святыми. Во многих храмах я видел людей, которые иначе, чем мы, относились к статуям святых.
Они не только молились перед ними, но и громко разговаривали с ними, рассказывали о своих проблемах, иногда что-то шептали им на ухо, обнимали, даже дружелюбно гладили. Во время праздников на них красуются процессии, напоминающие карнавальное шествие. На площади перед церковью играет музыка, верующие поют и танцуют. Имена древних богов никто не называет, но атмосфера настолько необычная, что их присутствие почти ощущается.
Проклятие забытых богов
«Миссионеры разрушили языческие храмы и построили на их месте новые, христианские храмы», — объяснил Мигель Кастелано, журналист из Мехико. — Так, может быть, там все еще появляются старые боги?
Индейские травники, торгующие волшебными снадобьями от всех недугов тела и души возле столичного собора, не сомневались в этом. Огромный храм был построен на рыхлом грунте, омываемом грунтовыми водами, и ежегодно конструкция обрушивается на 2,5 миллиметра. Ему грозит обрушение в любой момент.
— Это результат проклятия, которое наложили жрецы бога Кетцакоатля, когда христиане снесли их храм, — рассуждали купцы.
И хотя я им не очень поверила, но на всякий случай купила мешочек с волшебными травами, чтобы меня не застали в Мексике никакие проклятия и нечистая сила.
Текст и фото: Казимеж Пытко
Праздники в индийском стиле
Wielkanoc
Тысячи красочных фигурок из папье-маше продаются на улицах мексиканских городов в Вербное воскресенье. На них изображены Иуда и черти, но многие из них больше похожи на древнеиндийских идолов и демонов, чем на вероломного апостола и обитателей Ада.
В Великую Субботу все эти марионетки торжественно сжигаются. После полуночи начинаются шествия со свечами. В пасхальное воскресенье, как и в старые времена, Богу поклоняются танцами, пением и фейерверками.
Dzień Zmarłych
Несмотря на усилия миссионеров, превратить его в задумчивый праздник не удалось. В Мексике это день веселья и ритуалов, восходящих к временам, когда ацтеки и майя приносили человеческие жертвы. На улицах появляются толпы танцоров в костюмах скелетов, с балконов пугают черепа и пластиковые скелеты. На прилавках можно купить хлеб и сладости в виде костей, гробов и черепов, которые преподносят в качестве подношений на могилы близких. Ночью кладбища полны людей, пирующих «вместе» с покойниками.
Leave a Reply