Kim byli Katarzy?

Движение катаров, пожалуй, самая известная средневековая ересь, проявляется как аскетический гностицизм. Название Катар, означающее «чистый», впервые было использовано в 1030 году для обозначения общины Монтефельтро в Италии, но наиболее глубоко катарская церковь укоренилась на юге Франции.

Если материальный мир считается плохим или грубой ошибкой, пороком универсального порядка вещей, есть две возможности. когда дело доходит до вопроса о собственной морали. Человек отказывается от всех телесных удовольствий и предается крайностям. оси. Таково было отношение манихеев: лишить тьму ее силы, воздерживаясь, насколько это возможно, от всякого контакта с ее производными.

С другой стороны, гностик сталкивается с возможностью того, что, поскольку его божественная сущность в любом случае нерушима, общепринятые моральные ограничения на него не распространяются. Действительно, такую ​​нравственную свободу можно принять как преднамеренную тактику, чтобы бросить вызов законам материи или, делая все без ограничений, лишить природный мир его власти над духом и истощить его. С одной стороны аскетизм, с другой — излишества. Но какой бы из этих путей он ни избрал, гностик всегда считает себя избранным.

См. Также: История и философия йоги.

Катары

Движение катаров, пожалуй, самая известная средневековая ересь, проявляется как аскетический гностицизм. Название Катар, означающее «чистый», впервые было использовано в 1030 году для обозначения общины Монтефельтро в Италии, но катарская церковь пустила глубокие корни на юге Франции, где ее учения были представлены Ломбардской отступнической церковью, известной как де Конкорессо. , которое, в свою очередь, он получил свою доктрину от манихейского движения болгарских богомилов.

Катары верили, что между Богом и материальным миром существует ряд эпох, и что материальный мир был делом рук Иеговы, ветхозаветного бога, отождествляемого с Сатаной. Из-за места человека в этом сатанинском мире нецелесообразно было создавать новую жизнь, потому что это повлекло бы за собой еще одну божественную искру. Брак и продолжение рода были запрещены, хотя сексуальные контакты — если только они не зачали потомство — были разрешены.

Члены класса посвященных или священников, именуемые «Совершенными» — наполненными Святым Духом, на самом деле были проявлениями Бога.

«Бой» против катаров

В 1207 году Папа Иннокентий III обратился к южным дворянам. Франция помочь задушить эту конкурирующую религию. Главная крепость катаров в Монсегере пала в 1244 году, но следующие 50 лет «специалисты по ересям» были заняты охотой за остатками этой когда-то столь опасной религии.

Free Spirit — новая группа

Совершенно противоположную точку зрения заняли еретики Свободного Духа, исповедовавшие гностицизм в его распутной версии. Это движение могло иметь некоторую связь с разновидностью неоплатонического мистицизма, главным представителем которого был Мейстер Экхарт (ок. 1260–1327). Какое-то время считалось, что Экхарт был автором Schwester Katrei — одного из программных текстов движения. В этом трактате описываются непрекращающиеся попытки сестры Катажины из Свободного Духа познать Бога.

В конце концов она достигла состояния единства с Богом и впала в экстаз на три дня. Придя в сознание, он утверждает, что он на самом деле Бог. Ни одна душа не может прийти к Богу, если она не является Богом, каким она была и какой была сотворена.

Одним из главных обвинений в адрес Братства Свободного Духа было обвинение в сексуальной свободе: адепты должны были есть и пить все, что им нравилось, они не чувствовали себя обязанными работать, могли вступать в половую связь с представителями обоих полов, получая телесное удовлетворение любым способом.

Нет никаких сомнений в том, что отступническая тенденция на самом деле была гностическим движением. Его родословная не ясна, но было бы необычно, если бы все гностики были уничтожены к этому времени.

В раннем Средневековье происходили постоянные вспышки гностического восстания, о чем свидетельствует группа, сформировавшаяся в Эстемало около 1140 года вокруг человека по имени Одон де л’Этуаль, считавшего себя эоном небес.

См. также: Под защитой божеств и святых

Неизвестно, откуда на самом деле Братство Свободного Духа черпало свои доктрины, хотя можно предположить, что существовала некоторая связь с группами бродячих бегунов и нищих, которые также посвятили себя нетрадиционным формам сексуальной жизни.