Kim byli Katarzy?
Движение катаров, пожалуй, самая известная средневековая ересь, проявляется как аскетический гностицизм. Название Катар, означающее «чистый», впервые было использовано в 1030 году для обозначения общины Монтефельтро в Италии, но наиболее глубоко катарская церковь укоренилась на юге Франции.
Если материальный мир считается плохим или грубой ошибкой, пороком универсального порядка вещей, есть две возможности. когда дело доходит до вопроса о собственной морали. Человек отказывается от всех телесных удовольствий и предается крайностям. оси. Таково было отношение манихеев: лишить тьму ее силы, воздерживаясь, насколько это возможно, от всякого контакта с ее производными.
С другой стороны, гностик сталкивается с возможностью того, что, поскольку его божественная сущность в любом случае нерушима, общепринятые моральные ограничения на него не распространяются. Действительно, такую нравственную свободу можно принять как преднамеренную тактику, чтобы бросить вызов законам материи или, делая все без ограничений, лишить природный мир его власти над духом и истощить его. С одной стороны аскетизм, с другой — излишества. Но какой бы из этих путей он ни избрал, гностик всегда считает себя избранным.
См. Также: История и философия йоги.
Катары
Движение катаров, пожалуй, самая известная средневековая ересь, проявляется как аскетический гностицизм. Название Катар, означающее «чистый», впервые было использовано в 1030 году для обозначения общины Монтефельтро в Италии, но катарская церковь пустила глубокие корни на юге Франции, где ее учения были представлены Ломбардской отступнической церковью, известной как де Конкорессо. , которое, в свою очередь, он получил свою доктрину от манихейского движения болгарских богомилов.
Катары верили, что между Богом и материальным миром существует ряд эпох, и что материальный мир был делом рук Иеговы, ветхозаветного бога, отождествляемого с Сатаной. Из-за места человека в этом сатанинском мире нецелесообразно было создавать новую жизнь, потому что это повлекло бы за собой еще одну божественную искру. Брак и продолжение рода были запрещены, хотя сексуальные контакты — если только они не зачали потомство — были разрешены.
Члены класса посвященных или священников, именуемые «Совершенными» — наполненными Святым Духом, на самом деле были проявлениями Бога.
«Бой» против катаров
В 1207 году Папа Иннокентий III обратился к южным дворянам. Франция помочь задушить эту конкурирующую религию. Главная крепость катаров в Монсегере пала в 1244 году, но следующие 50 лет «специалисты по ересям» были заняты охотой за остатками этой когда-то столь опасной религии.
Free Spirit — новая группа
Совершенно противоположную точку зрения заняли еретики Свободного Духа, исповедовавшие гностицизм в его распутной версии. Это движение могло иметь некоторую связь с разновидностью неоплатонического мистицизма, главным представителем которого был Мейстер Экхарт (ок. 1260–1327). Какое-то время считалось, что Экхарт был автором Schwester Katrei — одного из программных текстов движения. В этом трактате описываются непрекращающиеся попытки сестры Катажины из Свободного Духа познать Бога.
В конце концов она достигла состояния единства с Богом и впала в экстаз на три дня. Придя в сознание, он утверждает, что он на самом деле Бог. Ни одна душа не может прийти к Богу, если она не является Богом, каким она была и какой была сотворена.
Одним из главных обвинений в адрес Братства Свободного Духа было обвинение в сексуальной свободе: адепты должны были есть и пить все, что им нравилось, они не чувствовали себя обязанными работать, могли вступать в половую связь с представителями обоих полов, получая телесное удовлетворение любым способом.
Нет никаких сомнений в том, что отступническая тенденция на самом деле была гностическим движением. Его родословная не ясна, но было бы необычно, если бы все гностики были уничтожены к этому времени.
В раннем Средневековье происходили постоянные вспышки гностического восстания, о чем свидетельствует группа, сформировавшаяся в Эстемало около 1140 года вокруг человека по имени Одон де л’Этуаль, считавшего себя эоном небес.
См. также: Под защитой божеств и святых
Неизвестно, откуда на самом деле Братство Свободного Духа черпало свои доктрины, хотя можно предположить, что существовала некоторая связь с группами бродячих бегунов и нищих, которые также посвятили себя нетрадиционным формам сексуальной жизни.
Leave a Reply