Как развивался гностицизм в эпоху Возрождения?
В разгар всеобщей смуты, охватившей государства и сознание в эпоху Возрождения и Реформации, гностицизм снова выступил на первый план как модная и изощренная философия, известная как герметизм (из гностических трактатов «Гермеса Меркурия Трисмегиста», вымышленной фигуры великого репутацию, чьи мнения цитировались для укрепления шаткого христианства.)
Наряду с герметизмом существовали более практичные аксессуары гностицизма, магии и техники медитации, чтобы поднять дух на новый уровень. возрождение маг, сторонник Гермеса и ему подобных, был гностиком в самом полном смысле этого слова и, подобно гностикам XNUMX-го и XNUMX-го веков, все еще искал новые теории.
Гнозис — путь к божественному знанию
Вновь в условиях кризиса идеологии появился гнозис, а вместе с ним и попытки достижения обещанного им божественного знания посредством мер, начавшихся одновременно с самой религией. Такие герметисты, как Джордано Бруно, Пико делия Мирандола и Джон Ди, были философами-гностиками. Значит, они были опасны. В свое время Пико был осужден за свои доктрины, Ди — за инакомыслие, а Бруно в конце концов сожгли на костре.
Помимо своей традиционной заботы о чистоте вероучения и сохранении монополии духовной власти, Церковь оказалась лицом к лицу со своим древним врагом — мироотвергающим гностиком, осмелившимся сделать из себя Бога.
См. также: Тайна символа
Реформация и гнозис
Это появление интеллектуального гностицизма эпохи Возрождения имеет особое значение. Угроза, которую гностицизм представлял для Церкви Христа, была незначительной, но отношение некоторых из его наиболее выдающихся противников-реформистов в немалой степени напоминало отношение самих гностиков. Например, Жан Кальвин, веривший в предопределение и учение об избранных, придерживался взглядов, в некоторых отношениях весьма сходных с теми, которые проповедовали философы герметичный.
Менее эзотерическим путем и без использования магических принадлежностей магов эпохи Возрождения кальвинизм проповедовал идею о том, что каждый человек сам себе священник, и построил Город (коммуну) Праведников в Женеве. Отрицая существующие права, другие реформистские деноминации, особенно анабаптисты, также проявляют определенные гностические качества.
Однако ближе всего к гностицизму сближается Реформация, отвергающая касту жрецов и утверждающая, что каждый человек находится в прямой связи с Творцом. Таким образом, герметистов можно рассматривать не только как еретиков, но и как проповедников концепции, подозрительно близкой к той, которой придерживались реформаторы.
С другой стороны, можно сказать — хотя доказательств мало, — что некоторые реформаторы черпали дрова для разжигания своего тщеславия из глубоко скрытого знания гностицизма. Существует постоянная теория, которая связывает тайное герметичное братство РОЖДЕСТВА РОСКРОССА с немецким лютеранством.
Но после безумия полемики, инквизиций и религиозных войн интерес к внеземным городам — будь то в гностической или модифицированной христианской версии — постепенно вошел в моду, и Просвещение, наконец, убрало все подобные фантомы со сцены. жизнь.
Читайте также: Должны ли мы своим личностным развитием стриминговой магии?
Leave a Reply