Гимн жемчугу — Что и как христиане писали о гностицизме?
Самые ранние описания гностицизма исходят от христиан, стремящихся дискредитировать своих величайших соперников; известным примером является Adversus haeresus Иринея, епископа Лионского в конце второго века.
Это обстоятельство могло привести к искаженному взгляду на гностицизм; отцы христианской церкви считали его ересью, противоположностью истинной вере. Ириней зашел так далеко, что вывел все гностические направления — и, следовательно, все ереси — от Симона Мага, упомянутого в Деяниях Апостолов.
Гностицизм и другие религии
По словам Иринея, Симон возглавлял группу из тридцати учеников Иоанна Крестителя, и таким образом его ереси проникли в христианство. Это означает, что горнило религиозных идей, породивших христианство, содержало значительную примесь гностицизма, присутствовавшую там еще до рождения Христа. Также вероятно, что в иудаизме также содержалось некоторое течение гностико-оккультных спекуляций, только раввины не осуждали ересь, а игнорировали ее, так что этот вопрос не привлек большого внимания.
Таким образом, дело в том, что гностицизм не был каким-то искажением христианского евангелия, как хотели представить знатокам ранние отцы церкви. Скорее, это была философская позиция, отвергнутая христианской церковью, особенно когда христианство захватило мир и стало государственной религией. Таким образом, существовали эллинистические гностицизмы, выведенные из неоплатонических основ, иудейские гностицизмы, выведенные из еврейского okultyzmu, и христианские гностицизмы, которые являются либо искажением официальной линии преемственности, либо элементами, отвергнутыми Церковью в результате действия по очищению доктрины.
Гностические элементы легко найти в Завете, и даже — некоторые оккультисты — высказывания самого Христа могут быть истолкованы гностическим образом. Когда гностические религии были вытеснены христианством, их учения сохранились среди некоторых еретических групп на Западе и среди мусульманских еретиков Востока.
Из этого следует, что среди проповедников гностицизма существовали различные разногласия. Ириней сказал:
»Каждый день кто-то из них придумывает что-то новое«
Поскольку трудно увидеть пользу от обсуждения различий между направлениями, я ограничу свое краткое обсуждение гностицизма указанием на то, что их объединяет.
Гимн или жемчуг
Основная позиция выражена в прекрасном «Гимне Жемчужине», заимствованном из апокрифических Деяний Фомы, где он появляется под названием, переведенным на польский язык «Песнь апостола Иуды Фомы в стране индейцев».
Представляю перевод Чеслава Милоша.
«Когда я был ребенком в доме моего Отца в Царстве, я радовался жизни в богатстве и великолепии. Пока мои родители не отослали меня от родины нашей с Востока, дав мне тяжкое бремя, но легкое для ношения в пути из сокровищницы, они сняли с меня одеяние славы, в которое их любовь облекла меня, и пурпурный плащ так соткано, что это было прямо когда-то на мне. И написали в сердце моем, чтобы я не забыл: ты войдешь в Египет и принесешь жемчужину, лежащую посреди моря, завернутую в тело зевающего дракона, тогда ты снова облачишься в ризу славы твою и плащ твой, и вместе с твоим братом, нашим правителем, ты унаследуешь королевство».
Мы говорим о душе, которая покидает Царство Небесное, принимает нечистый телесный облик и входит в мир материи. Душа получает указания перед путешествием: ей отправиться на поиски Единой Жемчужины — как в одноименной средневековой аллегории — так называется имя, данное душе, напоминающей о ее божественном происхождении, и дракона — и обрести свое законное место в творчестве.
В продолжении «Гимна жемчужине» душа получает через гонца письмо от своего царственного отца, которое прерывает сон, в который впала душа. Посланник напоминает о своей сущности и полученных указаниях, и душа отправляется на поиски Жемчужины. Дракон побежден, и душа входит в Царство Небесное, где возвращается в одеяние света, в которое она была первоначально облачена.
См. Также: Величайшие каббалисты.
Пребывание души в мире описывается такими терминами, как «оцепенение», «сен«, «Опьянение» (алкогольное); зов с небес необходим, чтобы разбудить ее от дремоты. В гностическом Евангелии от св. У Фомы Христос представлен как тот, кто оплакивает человеческое состояние отверженности:
«Иисус сказал: Я стал во свете и явился им плотью Моей: Я увидел, что все они пьяны, и не нашел ни одного жаждущего. И пострадала душа Моя за сынов человеческих, потому что они слепы в сердцах своих и не видят, что пустота вошла в мир [и что] пустота снова хочет выйти из него. Но теперь они пьяны. Когда они стряхнут с себя действие вина, они раскаются».
Душа заключена в тюрьму, созданную ангелами, которые стоят «намного ниже нерожденного Отца». В некоторых гностических системах эта концепция развивается в сложную систему последовательных эманаций Бога, где каждая стадия творения порождает другую, и ею управляет один из Архонтов. Мир, который видит его человек, создан великим Архонтом, который верит, что создал себя сам, и не обязан своим существованием Абсолютной Силе, из которой происходят все вещи.
Хотя под персидским влиянием эта концепция иногда развивалась до полного дуализма — простого противопоставления добрых и злых сил — среди гностиков распространено мнение, что материальный мир является косвенным творением Бога, но реализованным с помощью низших ангелов. Это значит, что ситуация, в которой находится человечество, есть результат неудачи Бога, что что-то во вселенной не удалось, сломалось.
Leave a Reply