» Арт » Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах

Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах

О фреске читайте в статье “Художники Эпохи Возрождения. 6 великих итальянских мастеров”.

сайта “Дневник Живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-19.jpeg?fit=595%2C268&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-19.jpeg?fit=900%2C405&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3286 size-full» title=»Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-19.jpeg?resize=900%2C405″ alt=»Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах» width=»900″ height=»405″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Картины могут приносить нам эстетическое удовольствие. Они могут заставить нас задуматься о жизни. Могут просто гармонично вписаться в интерьер. Закрыть дыру в стене. Мы можем восхититься реалистичностью изображения. Можем долго думать, что хотел изобразить художник.

Еще картины могут сделать нас богатыми. Ведь если вы разбираетесь в живописи, у вас может быть развито чутьё на будущий шедевр. Тогда вы не пройдёте мимо картины, которая однажды принесёт вам серьёзные дивиденды.

Однако далеко не все таким чутьём обладают. Вот лишь три реальные истории, когда люди не разглядели “мешок с золотом” у себя под носом.

1. Картина Ван Гога, прикрывающая дыру в курятнике

В последний год жизни Ван Гог познакомился с доктором Рэем. Тот помогал художнику справляться с нервными приступами. Даже попытался пришить ему отрезанное ухо. Правда ему это так и не удалось. Его слишком долго доставляли. Ведь Ван Гога в больницу привезли без уха. Он его отдал проститутке со словами “Это может вам пригодиться”. Все-таки был не в себе.

В благодарность за помощь Ван Гог написал портрет своего спасителя. Говорят, доктор на портрете вышел похожим на оригинал. Несмотря на это, он подарок не оценил. Ведь картина была слишком необычной для того времени. К тому же доктор был слишком далёк от искусства.

В результате он забросил портрет на чердак. Жаль, что он там и не остался. Кто-то из домочадцев доктора приспособил его в хозяйстве. Прикрыл им дыру в курятнике.

Ван Гог был очень благодарен доктору Рэю. Тот помогал ему справляться с нервными приступами. И даже попытался пришить отрезанную мочку уха. Правда безуспешно. В благодарность художник подарил доктору Рэю его портрет. Однако тот подарок не оценил. Картину ждала нелёгкая судьба.

О картине читайте более подробно в статье “Галерея искусства Европы и Америке. 7 картин, которые стоит увидеть”.

А также в статье “Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-7.jpeg?fit=564%2C680&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-7.jpeg?fit=564%2C680&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3090 size-full» title=»Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-7.jpeg?resize=564%2C680″ alt=»Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах» width=»564″ height=»680″ data-recalc-dims=»1″/>

Винсент Ван Гог. Портрет доктора Рэя. 1889 г. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г. Москва

Именно там его и нашёл один из арт-дилеров. Он поехал по следам Ван Гога и обнаружил портрет во дворе доктора. Картину отдали за 100 франков.

Через несколько лет ее приобрёл русский коллекционер Сергей Щукин. Предположительно за 30 тысяч франков.

Интересно, узнал ли об этом доктор Рэй?

2. Картина Клода Моне на чердаке

Клод Моне прожил долгую и творчески насыщенную жизнь. Он дожил до своего триумфа и признания. Однако до 40 лет его картины в стиле импрессионизма вызывали недоумение и даже смех.  К тому же он женился на девушке не из своего круга. За что отец лишил его содержания.

И вот около 10 лет Моне метался между двух огней. То уступит отцу и бросит жену Камиллу с сыном. То вернётся к жене и ребёнку, чтобы жить впроголодь. Потому что его картины никто не покупал.

Однажды Моне был вынужден с семьёй выехать из очередного отеля в Аржантее. Случилось это в 1878 году. Денег на уплату долга за жильё не было. Тогда Моне оставил владельцу отеля картину “Завтрак на траве”.

Об этой работе Моне читайте также в статье “Завтрак на траве: как зарождался импрессионизм”.

Её он написал в 1866 году. Писал он её специально для Парижского салона (главной художественной выставки континентальной Европы). Чтоб поразить публику и жюри выставки, задумал Моне полотно поистине огромным. 4 на 6 метров. Однако свои силы не рассчитал. За несколько дней до выставки он посчитал, что уже не успеет её довести до нужного ему качества. Так картина и не попала на выставку.

И вот владельцу отеля досталось это огромное полотно. Он не счёл его ценным. Свернул и забросил на чердак.

Через 6 лет, когда положение Моне выправилось, он вернулся в тот отель. Картина была уже в плачевном состоянии. Часть её покрылась плесенью. Моне отрезал испорченные куски. Сейчас уцелевшие части картины хранятся в Париже, в музее д’Орсе.

“Завтрак на траве” Клод Моне задумывал поистине грандиозных масштабов. 4 на 6 метров. Такими размерами он хотел поразить жюри Парижского салона. Но на выставку картина так и не попала. А очутилась на чердаке владельца отеля.

О всех перипетиях картины читайте в статье “Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах”.

Сравнить картину музея д’Орсе с “Завтраком на траве” Пушкинского музея вы можете в статье “Завтрак на траве Клода Моне. Как зарождался импрессионизм”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-20.jpeg?fit=576%2C640&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-20.jpeg?fit=576%2C640&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2818 size-full» title=»Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-20.jpeg?resize=576%2C640″ alt=»Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах» width=»576″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>

Клод Моне. Завтрак на траве (сохранённые фрагменты). 400×600 см. 1865-1866 гг. Музей Д’Орсе, Париж

Только предварительный этюд меньших размеров (сейчас он хранится в Пушкинском музее в Москве) позволяет представить, как бы выглядело одно из самых интересных полотен Моне.

Не все знают, что “Завтрак на траве” Моне в Пушкинском музее на самом деле является этюдом к грандиозному одноименному полотну. Оно сейчас находится в музее д’Орсе. Задумывалось оно художником огромным. 4 на 6 метров. Однако сложная судьба картины привела к тому, что не вся она сохранилась.

Об этом читайте в статье “Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-11.jpeg?fit=595%2C442&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-11.jpeg?fit=900%2C668&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2783 size-full» title=»Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-11.jpeg?resize=900%2C669″ alt=»Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах» width=»900″ height=»669″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Клод Моне. Завтрак на траве. 1865 г. 130×180 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Владелец отеля мог бы оставить себе картину и продать её. За несколько тысяч франков. Достаточно было навести справки и понять, что работы художника начали хорошо продаваться. Увы, и владелец отеля упустил свой шанс.

Но с ним не сравнится герой следующего рассказа. Это уже вопиющий случай! Пустить на дрова и половые тряпки 30 картин Тулуз-Лотрека!

3. Картины Тулуз-Лотрека в качестве половых тряпок

Художник Тулуз-Лотрек родился с генетической аномалией. Его кости были очень хрупкими. Несколько неудачных переломов в подростковом возрасте окончательно остановили в росте его ноги.

Только живопись позволяла ему реализовываться. Но  взрывной темперамент и природная амбициозность никак не сочетались с физической немощностью. В результате он занимался саморазрушением. Много пил, вёл беспорядочную сексуальную жизнь. Даже его друзья не всегда могли понять смысл его поступков.

В 1897 году, в очередной раз разочаровавшись в жизни, Тулуз-Лотрек почувствовал безразличие к живописи. Когда съехал с очередной квартиры-мастерской, оставил консьержу все свои работы, которые там хранились. 87 работ!

Консьерж мог бы стать очень богатым. Но тот отдал 30 работ следующему квартиранту, доктору Бийяру. Остальные же работы тоже растерял. Он их обменивал на бокалы вина в местных трактирах.

“Женщина в перчатках” – совсем не типичная работа Тулуз-Лотрека. Как правило, он рисовал проституток и танцовщиц. В данном случае – аристократка. Художник любил подчёркивать некрасивость лица, хотя карикатурой его работы не назовёшь. Эта же дама видимо была настолько красива, что он не смог найти ни одного изъяна. Линия рисунка плавная, мягкая. Хотя Тулуз-Лотрек скорее славился резкими грубоватыми линиями.

О картине также читайте в статье “7 шедевров постимпрессионистов в музее д’Орсе”

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-12.jpeg?fit=595%2C863&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-12.jpeg?fit=774%2C1123&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4217 size-full» title=»Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-12.jpeg?resize=774%2C1123″ alt=»Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах» width=»774″ height=»1123″ sizes=»(max-width: 774px) 100vw, 774px» data-recalc-dims=»1″/>

Анри Тулуз-Лотрек. Женщина в перчатках. 1890 г. Музей д’Орсе, Париж

Казалось бы, доктор должен был понять, какое сокровище ему досталось. Еще при жизни Тулуз-Лотрек был достаточно известен. Особенно своими знаменитыми афишами для кабаре. Они висели по всему городу. Вокруг них собирались толпы зевак. Так что имя Тулуз-Лотрека было на слуху.

При жизни Тулуз-Лотрек прославился плакатами для кабаре. Его простые композиции, минимализм рисунка и знание жизни кабаре изнутри делали его афиши сенсационными. Люди толпились вокруг них, пытаясь разобрать имя этого экстравагантного художника. Особенно часто плакаты ему заказывали владельцы знаменитого кабаре Мулен-Руж.

О плакате читайте в статье “Мулен-Руж Тулуз-Лотрека. Свой среди чужих”.

Афиша также упоминается в статье “Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-18.jpeg?fit=531%2C768&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-18.jpeg?fit=531%2C768&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3282 size-full» title=»Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-18.jpeg?resize=531%2C768″ alt=»Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах» width=»531″ height=»768″ data-recalc-dims=»1″/>

Анри де Тулуз-Лотрек. Афиша к новому сезону Мулен-Руж 1891 года. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Но нет, доктор беспечно позволил распоряжаться картинами своей горничной. Она разжигала камин подрамниками. Холсты же пошли на тряпки. Оставшейся частью картин она затыкала щели в своём домике!

Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах

В результате выжила только одна картина. Почему-то доктор её оставил. Но и её он лишился наиглупейшим образом. Об этом он сам впоследствие признался журналистам: «Один мой Тулуз-Лотрек, единственно выживший из тридцати, я обменял на мазню ценой в сорок су, был в дальнейшем продан за восемь тысяч франков».

Еще об одной бедной девушке, которая проворонила картину знаменитого художника, я писала в статье “Картина Камиля Писсарро ценой в одно пирожное”.

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Микеланджело. Фреска “Сотворение Адама”. 1511. Сикстинская капелла, Ватикан.