
Забытые художники. Анри Лероль. Мастер, рисующий звук
Содержание:
Ренуар был частым гостем в гостеприимном доме Анри Лероля. Не удивительно, что художник написал портрет своего друга. Лероль сам был художником. Причём признанным мастером. Его работы украшали многие церкви Парижа, а также дома ценителей искусства. Но почему же потомки его забыли?
Ответ ищите в статье “Анри Лероль. Мастер, рисующий звук”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-4.jpeg?fit=512%2C663&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-4.jpeg?fit=512%2C663&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2664 size-full» title=»Забытые художники. Анри Лероль. Мастер, рисующий звук» src=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-4.jpeg?resize=512%2C663&ssl=1″ alt=»Забытые художники. Анри Лероль. Мастер, рисующий звук» width=»512″ height=»663″ data-recalc-dims=»1″/>
Если вы любите французскую живопись 19 века, то наверняка сталкивались с именем Анри Лероля. Ведь он был другом и почитателем многих гениев того времени.
В его доме чуть ли не каждый день бывали Ренуар, Фантен-Латур, Пюви де Шаванн. Он был хорошо знаком и с Эдуардом Мане, и с Эдгаром Дега.
Лероль не боялся поддерживать непризнанные таланты. Был одним из первых покупателей Поля Гогена и Мориса Дени. У него была возможность выступать в качестве мецената. Он получил в наследство процветающую фабрику бронзовых изделий. Поэтому в деньгах не нуждался.
Самое удивительное, что Анри Лероль сам был признанным художником. И даже получил орден Почетного легиона.
Художники, чьи картины сейчас стоят миллионы долларов, считали за честь, если Лероль покупал их картины. Гоген признался как-то другу, что польщен тем, что Лероль купил его картину. Мол, это дорогого стоит, когда твою картину покупает другой художник. Пусть и за небольшие деньги.
Но мы почти ничего не знаем о самом Лероле. Он и его работы забыты потомками.
Заново открытый шедевр Анри Лероля “Репетиция с органом”
Только в 2006 году один его шедевр вернул себе былое признание. Музей Метрополитен достал из запасников его работу “Репетиция с органом”. Там она пролежала 70 лет. Забытая. Никому не интересная. Теперь картина висит в музее на почетном месте.
Что же имел в виду художник? Ответ ищите в статье “Забытые художники. Анри Лероль”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-2.jpeg?fit=595%2C388&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-2.jpeg?fit=900%2C587&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2706 size-full» title=»Забытые художники. Анри Лероль. Мастер, рисующий звук» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-2.jpeg?resize=900%2C587″ alt=»Забытые художники. Анри Лероль. Мастер, рисующий звук» width=»900″ height=»587″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
Картина “Репетиция с органом” – это отражение сущности художника. В ней читается его характер, его интересы и ценности.
Будучи человеком осторожным и интровертным, яркие краски ему претили. Никак он не мог разделить любовь Ренуара и Ван Гога к буйству цвета. Один критик его назвал художником “кофе с молоком”. На картине как раз и преобладают бежевые тона.
Для Лероля было важно его окружение. Его он и изобразил на картине. Поёт сестра его жены Мари, обладательница прекрасного голоса. Сидят к нам спиной жена Мадлен и вторая её сестра Жанна.
Остается загадкой, почему Лероль одну из женщин изобразил без шляпки. В то время появиться женщине в церкви с непокрытой головой было верхом неприличия.
Возможно, это безмолвное признание художника в любви к музыке? Он тем самым снимает шляпу перед этим видом искусства. Даже “закрыв глаза” на правила приличия.
Играет на органе Эрнест Шоссон, великий композитор, шурин Лероля. Рядом с ним стоит мать Лероля. Сам Лероль стоит слева и смотрит на зрителя. Впереди него – друг семьи архитектор Александр Ленуар. Позади – великий композитор и ещё один друг Клод Дебюсси.
Картина была выставлена в Парижском Салоне в 1895 году. Один из дилеров пожелал её купить. Но с одним условием. Картина ему показалась слишком большой (2.36 x 3.63 м). Он предложил отрезать правую часть, на которой “ничего нет”.
На что Лероль ответил, что он лучше отрежет ту часть, на которой “что-то есть”. И оставит ту, на которой якобы “ничего нет”. Потому что там есть кое-что очень важное. Он пояснил, что попытался нарисовать вибрации воздуха от звука голоса.
Кажется, ему это удалось. Удвоение рисунка стены справа. Ритм из арок и лепнины. Тонкий переход от цвета слоновой кости до серо-бежевого оттенка также создаёт эффект «волны».
А главное это ощущения посетителей музея. Около картины они говорят исключительно шепотом. Как будто боятся помешать звучанию голоса на картине.
Почему Анри Лероль был забыт потомками
Леролю принадлежат ещё две невероятные по своей композиции картины. Увы, о них мало кто знает.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image.jpeg?fit=595%2C475&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image.jpeg?fit=900%2C718&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2657 size-full» title=»Забытые художники. Анри Лероль. Мастер, рисующий звук» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image.jpeg?resize=900%2C718″ alt=»Забытые художники. Анри Лероль. Мастер, рисующий звук» width=»900″ height=»718″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-1.jpeg?fit=381%2C512&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-1.jpeg?fit=381%2C512&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2658 size-full» title=»Забытые художники. Анри Лероль. Мастер, рисующий звук» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-1.jpeg?resize=381%2C512″ alt=»Забытые художники. Анри Лероль. Мастер, рисующий звук» width=»381″ height=»512″ data-recalc-dims=»1″/>
Его работы очаровывают. Ничто им не мешало возвести своего создателя на пьедестал. Но не вышло. Я вижу этому несколько причин.
У Лероля было три страсти. Помимо живописи, он дорожил своим окружением. Общению с талантами он уделял много времени. Ещё он играл на скрипке и обожал музыку.
Все это делало его очень приятным и разносторонне развитым человеком. Но возможно помешало сосредоточиться на живописи.
Он не работал как одержимый наподобие Ван Гога или Клода Моне. Поэтому так и не смог найти свой выраженный индивидуальный стиль, как Берта Моризо или Эдгар Дега.
К тому же в силу своей природной осторожности и скромности он боялся экспериментов, ярких цветов и создания скандальных, но прорывных работ. Как поступали, например, Эдуард Мане или Поль Гоген.
Его полотна прекрасные, но тихие. Они нравились современникам. Но были “затеряны” в вихре постимпрессионизма и авангарда.
Скромные цены на картины скромного Лероля
Работы Анри Лероля иногда выставляются на продажу. Но они оцениваются в скромные суммы. Его картинам даже не снился тот ажиотаж, который происходит вокруг продажи картин его друзей-импрессионистов, Ренуара или Дега.
Так, в 2011 году его картина “Молодая женщина в лесу” была продана за 1200 €.
сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-3.jpeg?fit=595%2C405&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-3.jpeg?fit=900%2C612&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2683 size-full» title=»Забытые художники. Анри Лероль. Мастер, рисующий звук» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-3.jpeg?resize=900%2C612″ alt=»Забытые художники. Анри Лероль. Мастер, рисующий звук» width=»900″ height=»612″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
Для сравнения, Портрет Лероля кисти Ренуара (см. изображение в начале статьи) был продан несколькими годами ранее за 293 000 € !
Будут ли работы Анри Лероля когда-нибудь цениться выше? Может быть. Ведь не так давно его “Орган” был признан шедевром. Возможно, скоро наступит очередь и других его работ.
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Анри Лероля. 1895. Частная коллекция.
Leave a Reply