» Арт » «Весна» Боттичелли. Главные герои и символы

«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы

«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы

Мало, кто знал о «Весне» Боттичелли целых … 450 лет!

Сначала она хранилась у потомков Медичи. Потом попала в Галерею Уффици. Но … Вы не поверите – она пролежала в запасниках 100 лет!

И только в начале 20 века ее выставили на всеобщее обозрение благодаря тому, что ее разглядел известный искусствовед. Это было начало славы.

Теперь это один из главных шедевров Галереи Уффици. И одна из самых известных картин Эпохи Возрождения.

Но «прочесть» ее не так просто. Вроде она про весну. Но здесь немало персонажей.

Зачем их столько? Почему Боттичелли не изобразил одну девушку в образе Весны?

Попробуем разобраться.

«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы
Сандро Боттичелли. Весна (с расшифровкой). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Для того, чтобы прочесть картину, разделите ее мысленно на три части:

Правая часть состоит из трёх героев, которые олицетворяют первый весенний месяц МАРТ.

1. ЗЕФИР

Бог западного ветра Зефир начинает дуть в самом начале весны. С него и начинается прочтение картины.

Из всех героев – он самый неприглядный на вид. Синеватый оттенок кожи. Щеки вот-вот лопнут от напряжения.

Но это объяснимо. Этот ветер для древних греков был малоприятным. Часто приносил дожди и даже бури.

Как и с людьми, так и с божественными созданиями, он не церемонился. Полюбилась ему нимфа Хлорида, и не было у неё шансов убежать от Зефира.

2. ХЛОРИДА

Зефир силой принудил стать его женой это нежное создание, отвечающее за цветы. А чтобы как-то компенсировать ей моральные переживания, сделал он из нимфы настоящую Богиню. Так Хлорида превратилась во Флору.

3. ФЛОРА

Флора (в девичестве – Хлорида) о замужестве не жалела. Хоть и взял Зефир ее в жены против воли. Видимо девушка была меркантильной. Ведь стала она гораздо могущественнее. Теперь не только за цветочки отвечала, но вообще за всю растительность на Земле.

Франческо Мельци в переписке описывает одну из картин своего учителя Леонардо да Винчи. Это описание очень похоже на картину “Флора”. Он говорит о юной, красивой девушке с цветком Коломбины в руках. При этом он называет эту девушку Джокондой. Означает ли это, что речь идёт о Моне Лизе? Тогда чей портрет хранится в Лувре?

Ответ ищите в статье “Леонардо да Винчи и его Мона Лиза. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-1.jpeg?fit=595%2C748&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-1.jpeg?fit=795%2C1000&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4105 size-medium» title=»«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-1-595×748.jpeg?resize=595%2C748&ssl=1″ alt=»«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы» width=»595″ height=»748″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Франческо Мельци. Флора. 1510-1515 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Следующие пять героев составляют группу «АПРЕЛЬ». Это Венера, Амур и три Грации.

4. ВЕНЕРА

Богиня Венера отвечает не только за любовь, но и за плодородие и процветание. Так что она здесь не просто так. А древние римляне отмечали праздник в ее честь как раз в апреле.

5. АМУР

Сын Венеры и ее постоянный спутник. Всем известно, что этот несносный мальчишка особенно активен весной. И стреляет своими стрелами налево и направо. Конечно, даже не видя, в кого собирается попасть. Любовь слепа, ведь у Амура завязаны глаза.

6. ГРАЦИИ

А попадёт Амур скорее всего в одну из Граций. Которая уже загляделась на молодого человека слева.

«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы
Сандро Боттичелли. Весна (фрагмент). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Боттичелли изобразил трёх сестёр, держащими друг друга за руки. Они олицетворяют начало жизни, красивое и нежное благодаря своей юности. И тоже часто сопровождают Венеру, помогая распространять ее заветы на всех людей.

«МАЙ» представлен лишь одной фигурой. Зато какой!

7. МЕРКУРИЙ

Меркурий, Бог торговли, разгоняет своим жезлом тучи. Что ж, неплохая помощь Весне. К ней он имеет отношение через свою мать, плеяду Майю.

Именно в ее честь древние римляне дали месяцу название «Май». А самой Майе приносили жертвы 1 мая. Дело в том, что отвечала она за плодоносность земли. А без этого никак в предстоящее лето.

Почему же тогда Боттичелли изобразил ее сына, а не саму Майю? Она между прочим была прелестна – старшая и самая красивая из 10 плеяд-сестёр.

«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы
Сандро Боттичелли. Меркурий (фрагмент картины «Весна»). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Мне нравится версия о том, что Боттичелли очень уж хотелось изобразить мужчин в начале и конце этого весеннего ряда.

«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы

Все-таки Весна – это зарождение жизни. А без мужчин в этом процессе никак (по крайней мере во времена художника). Ведь недаром он изобразил всех женщин беременными. Заложить весной плодородие – очень важно.

«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы
Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г.

А вообще символами плодородия «Весна» Боттичелли пропитана насквозь. Над головами героев – апельсиновое дерево. Оно и цветёт, и плодоносит одновременно. Не только на картине: оно на самом деле так может.

«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы
Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

А чего только стоит ковёр из пятисот реально существующих цветов! Это просто цветочная энциклопедия какая-то. Осталось только названия на латыни подписать.

Герои хорошо постарались – там, где они ступают, плодородия хоть отбавляй!

Но и сама красота героев (не считая Зефира) очень уж подходят под тему Весны.

«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы
«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы
«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы

Боттичелли как всегда смог изобразить красоту, которая никогда не выходит из моды. Его герои столь прекрасны, что даже нет смысла удивляться, почему «Весна» так нам нравится.

Так что художник не искал легких путей. Ему мало было изобразить одну-единственную красавицу и назвать её «Весной».

Этому времени года он «пропел» целую оду. Сложную, многогранную, необычайно красивую.

О другом шедевре мастера читайте в статье «Рождение Венеры. Тайна божественной красоты».

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Англоязычная версия статьи