
Ван Гог “Едоки картофеля”. Самый мрачный шедевр мастера
Содержание:
Картина Ван Гога “Едоки картофеля” очень нравилась самому художнику. Художник был человеком импульсивным и интровертным. Поэтому такие мрачные краски были ему по душе. Но его брат Тео, дилер в области живописи, считал, что такая “крестьянская” живопись будет плохо продаваться. И познакомил Ван Гога с импрессионистами – любителями ярких красок.
О картине читайте в статье “Едоки картофеля Ван Гога. Самый мрачный шедевр мастера”.
сайта “Дневник живописи: в каждой картине – тайна, судьба, послание”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-30.jpeg?fit=595%2C422&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-30.jpeg?fit=900%2C638&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2052 size-large» title=»Ван Гог “Едоки картофеля”. Самый мрачный шедевр мастера» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-30-960×680.jpeg?resize=900%2C638&ssl=1″ alt=»Ван Гог “Едоки картофеля”. Самый мрачный шедевр мастера» width=»900″ height=»638″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
Ван Гог – необыкновенный мастер. Он прошёл свой творческий путь за каких-то 10 лет! И умудрился стать одним из самых известных художников мира. Наравне с Леонардо да Винчи и Пикассо.
Так вот, картина “Едоки картофеля” (1885) была создана ровно посередине этого пути. После 5 лет самообучения живописи. А начинал он с нуля. В 27 лет.
Конечно, все главные шедевры пока впереди. Яркие, сочные “Подсолнухи”, “Ирисы” и “Стулья”. Ещё Ван Гог не пришёл к тем насыщенным цветам, по которым он так узнаваем.
Он ещё предпочитает мрачные, тёмные цвета. Под стать своей угрюмости и замкнутости. И, конечно, под влиянием Рембрандта.
Однако, “Едоки картофеля” – это его первый шедевр. И одна из самых известных его картин.
Сложная композиция
Пять фигур сидят по кругу. Да ещё и взаимодействуют между собой. Написать такое – непросто даже для опытного художника.
Ван Гог намеренно усложняет себе задачу. Чтобы показать, какого уровня мастерства он уже добился. Он верит в успех. В то, что сможет создать шедевр.
Вообще Ван Гог был мечтателем. Порой его самоуверенность поражала (так же, как и неуверенность в себе в иные дни). Про своих “Едоков картофеля” он писал брату Тео с упоением. Он искренне верил, что брат (дилер в области живописи) сможет ее продать.
Конечно, этого так и не случилось. Критикам его работа показалась грубой, тёмной. А изображённые люди и вовсе несуразными. Слишком большие головы. Чрезмерно крупные глаза. Вердикт: анатомические ошибки неопытного мастера.
Но Ван Гог был рад такой критике. Значит работу заметили. А значит он на верном пути. И сможет перестроить европейскую живопись. Да-да. Не меньше. Ван Гог был мечтателем.
А главное, у него это и впрямь получилось. Правда уже после смерти.
Главные герои картины
Перед нами в свете лампы бедная крестьянская семья. Мать, отец, сын и две дочери. Они едят запечённый картофель. Они немногословны. Они устали. Весь день они трудились. И завтра их ждёт все тот же тяжкий труд. Из года в год. Всю жизнь.
Их лица с крупными, грубыми чертами лица. Почти карикатурны. Критики видели в этом недостаток мастерства Ван Гога.
Нельзя не согласится, что в то время Ван Гог ещё не был силён в изображении поз и жестов. Но лица героев он исказил намеренно.
Посмотрите на его литографию. Он создал ее до картины маслом. По ней видно, что лица крестьян сначала были более реалистичны.
сайта “Дневник живописи: в каждой картине – тайна, судьба, послание”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2298.jpg?fit=595%2C483&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2298.jpg?fit=900%2C730&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5620 size-medium» title=»Ван Гог “Едоки картофеля”. Самый мрачный шедевр мастера» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2298-595×483.jpg?resize=595%2C483&ssl=1″ alt=»Ван Гог “Едоки картофеля”. Самый мрачный шедевр мастера» width=»595″ height=»483″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>
Незадолго до этого Ван Гог написал натюрморт “Корзина с картофелем”. Очевидно, что художник намеренно стремился показать, насколько лица этих людей похожи на картофель.
Ведь есть такое полунаучное утверждение, что все наши занятия, пороки и достоинства отражаются со временем на наших лицах.
Так и эти крестьяне похожи на то, что каждодневно занимает их мысли.
сайта “Дневник живописи: в каждой картине – тайна, судьба, послание”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2316.jpg?fit=595%2C433&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2316.jpg?fit=900%2C655&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5635 size-full» title=»Ван Гог “Едоки картофеля”. Самый мрачный шедевр мастера» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2316.jpg?resize=900%2C655″ alt=»Ван Гог “Едоки картофеля”. Самый мрачный шедевр мастера» width=»900″ height=»655″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
То же касается и рук. На картине они слишком костлявы и грубы. На литографии руки изображены более натуралистично.
Обратите внимания, что у сидящего к нам лицом мужчины костяшек даже больше, чем должно быть.
Так Ван Гог стремился показать огрубевшие от каждодневного труда руки. Этими руками они пашут землю. Ими же и едят.
сайта “Дневник живописи: в каждой картине – тайна, судьба, послание”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2326-1.jpg?fit=595%2C537&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2326-1.jpg?fit=900%2C813&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5652 size-medium» title=»Ван Гог “Едоки картофеля”. Самый мрачный шедевр мастера» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2326-1-595×537.jpg?resize=595%2C537&ssl=1″ alt=»Ван Гог “Едоки картофеля”. Самый мрачный шедевр мастера» width=»595″ height=»537″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>
Люди, похожие на картошку
Сначала может показаться, что Ван Гог хочет обнажить перед нами всю ничтожность жизни крестьян. Когда все их мысли и дела настолько вертятся вокруг картошки, что они сами начинают походить на картошку.
На самом же деле это картина про честный труд и достоинство. Эти люди долго и упорно работали, чтобы иметь эту простую и незамысловатую еду у себя на столе.
Никто их не кормит. Нет никаких пособий по бедности. Нет благотворительной помощи. Они полагаются только на свои руки и спины. И с достоинством принимают ту пищу, которую они добыли своим трудом.
Ван Гог с состраданием относится к ним. Потому что по-другому он не мог. Такой был человек. До того как стать художником, он одно время был пастырем в шахтерском городке. Раздавал все до последней нитки своим прихожанам. Через какое-то время его попросили оставить эту работу. Попросту уволили. Из-за чрезмерного усердия.
Почему лица персонажей так некрасивы?
Так если картина про человеческое достоинство, почему же герои столь некрасивы?
На рисунках Ван Гога все крестьяне примерно так и выглядят. Черты лица неправильные. Выступающие скулы. Крупные губы. Сильно выраженные надбровные дуги.


Рисунки Винсента Ван Гога. Голова женщины и голова молодого мужчины. 1885 г. Музей Ван Гога в Амстердаме
Для Ван Гога это была типичная внешность сельского жителя. Возможно, под влиянием книги о физиогномике Лафатура. Который по чертам лица мог виртуозно определить род занятий и характер человека.
Но это не попытка высмеять их. Это попытка показать их как людей, живущих пусть примитивной, но натуральной жизнью.
Да, в их глазах мы не увидим высокой мысли. Но зато они живут в гармонии со своей окружающей средой. Они живут текущим днём.
Да, вглубь вещей заглянуть они не пытаются. Но и не несут в свою жизнь вороха ненужных мыслей. Ненужных хлопот. Этим Ван Гог искренне восхищался.
Кстати, с семьёй, которая позировала Ван Гогу, приключился скандал. Одна из дочерей через какое-то оказалась беременна. Она обвинила в этом Ван Гога. Свою причастность художник отрицал.
Возможно, для девушки это была попытка выбраться из этого “картофельного” мира. Но не получилось. Местный пастырь настоятельно рекомендовал этой семье не позировать Ван Гогу. И картину художник дописывал уже без моделей.
О других картинах художника читайте в статье “5 шедевров Ван Гога”.
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Leave a Reply