» Арт » Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма

Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма

Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма

Валентина Диффинэ-Кристи (1918-2010 гг.). Родилась и училась в Москве. Ее стиль называют “духовным импрессионизмом”.  Потому что художница не стремилась передать форму предмета или чёткие очертания фигуры. Контуры ее меньше всего интересовали. А вот показать душу человека и даже душу предмета было ей гораздо важнее.

Со своим стилем Диффинэ-Кристи определилась почти сразу. Находясь под влиянием своего мужа Евгения Диффинэ. Француз по происхождению, он следовал многим принципам импрессионистов. Работа с натуры. Широкие мазки. Необычные цветовые решения.

О картине читайте в статье “Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма”.

сайта “Дневник Живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2357.jpg?fit=595%2C801&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2357.jpg?fit=900%2C1211&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5687 size-full» title=»Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2357.jpg?resize=900%2C1211″ alt=»Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма» width=»900″ height=»1211″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Валентина Диффинэ-Кристи. Обнаженная. 1944 г. Музей русского импрессионизма, г. Москва. Rusimp.su

Валентина Михайловна пошла по тому же пути. И уже никогда с него не сворачивала.

В одно время с супругами учился художник Виктор Иванов. Который так писал об их творчестве: «Это был определенный этап в нашем искусстве, импрессионизм, дошедший почти до крайности, так что форма почти сходит на нет, и предмет уходит».

О картине читайте в статье “Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма”.

сайта “Дневник Живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2363.jpg?fit=595%2C527&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2363.jpg?fit=900%2C797&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5690 size-full» title=»Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2363.jpg?resize=900%2C797″ alt=»Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма» width=»900″ height=»797″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Валентина Диффинэ-Кристи. Южный натюрморт. 1962 г. Нижнетагильский художественный музей. Artmnt.ru

Валентина Диффинэ-Кристи – однолюб. Во всем. И в личной жизни. И в профессии.

Мужа она потеряла рано. В 28 лет он умер от тифа. Художница осталась ему верна всю жизнь. Хотя прожила 92 года.

Также и в живописи. Иного художника в течение жизни бросает то в импрессионизм, то в реализм, а то и в абстракционизм. Но это не про неё. В творчестве она была удивительно последовательна.

Даже когда после войны от всех художников ожидали только соцреализма. Она едва ли подчинилась. Да, теперь ее картины назывались по-советски. Но стиль оставался тем же.

Ее ударницы труда все также напоминали миражи. Которые вот-вот растворятся в пространстве.

О картине читайте в статье “Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма”.

сайта “Дневник Живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2333.jpg?fit=595%2C704&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2333.jpg?fit=900%2C1065&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5680 size-full» title=»Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2333.jpg?resize=900%2C1065″ alt=»Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма» width=»900″ height=»1065″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Валентина Диффинэ-Кристи. Ударник коммунистического труда Маша Феоктистова. 1970-е гг. Пензенская картинная галерея. Facebook.com/group/diffine.kristi

Такие “вольности” власть не терпела. За импрессионизм Валентину даже исключали на какое-то время из института.

Это мне сразу напомнило творчество Берты Моризо. Одной из самых известных женщин-импрессионистов.

При ее жизни импрессионизм тоже был не в чести. Академическая салонная живопись была куда более востребована.

Моризо не отступала. Продолжала писать в своей манере. Быстрые широкие мазки. Светлые краски. А фигуры также почти растворялись в окружающей среде. За что ее сильно критиковали.

Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма
Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма

Слева: Валентина Диффинэ-Кристи. Игра в шахматы. 1960 г. Череповецкий художественный музей Справа: Берта Моризо. Эжен Мане (муж художницы) с дочерью. 1881 г. Мармоттан-Моне музей, Париж 

“Духовный импессионизм” Валентины Михайловны с годами становится все более выраженным. Воздушная и световая среда все больше поглощает формы.

Мы уже еле различаем дома, сады и фигуры. Но они есть. Только это уже не их материальные очертания. А скорее их души. Их внутреннее свечение.

Посмотрите на такое преобразование на примере двух картин. Одна написана в начале 50х годов. Другая – 25 лет спустя.

Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма
Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма

Слева: Церковка в Абрамцеве. 1953 г. Музей русского импрессионизма. Справа: Кусково. 1978 г. Красноярский художественный музей

Не могу не привести аналогию с одним из самых необычных художников 19 века. С Уильямом Тернером. Он всегда писал тонко, воздушно. Однако более ранние его работы все же реалистичны. Мы чётко различаем корабли, море, небо.

С годами Тёрнер начинает изображать скорее атмосферу. Реальность размывается. Это уже скорее сновидения. Миражи.

Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма
Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма

Картины Уильяма Тёрнера. Слева: Порт Дьепп. 1823 г. Коллекция Фрика в Нью-Йорке. Справа: Утро после всемирного потопа. 1843 г. Музей Тейт, Лондон 

Это напоминает поиск. Поиск чего-то гораздо более важного, чем телесная оболочка. Чего-то вечного. Поиск души.

Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма

Так почему нам так нравятся эти миражи? Потому что это как наши детские воспоминания. Ведь так мы и помним многое из далёкого прошлого. Как будто сквозь туман или пелену.

Для многих это приятные воспоминания. Поэтому такие картины вызывают положительные эмоции. Лёгкую ностальгию. Сладкую грусть.

Где можно увидеть картины Валентины Диффинэ-Кристи?

Картины Валентины Михайловны можно увидеть во многих музеях России (от Калининградской картинной галереи до Приморской художественной галереи во Владивостоке). Благодаря стараниям ее наследников. Которые организовали более 20 выставок художницы по всей России (2011-2016 гг.). И дарили ее картины музеям.

Несколько ее работ хранится в Третьяковской галерее. В том числе замечательный портрет артиста.

О картине читайте в статье “Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма”.

сайта “Дневник Живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2387.jpg?fit=595%2C787&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2387.jpg?fit=620%2C820&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5741 size-full» title=»Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2387.jpg?resize=620%2C820″ alt=»Валентина Диффинэ-Кристи. Миражи импрессионизма» width=»620″ height=»820″ sizes=»(max-width: 620px) 100vw, 620px» data-recalc-dims=»1″/>

Валентина Диффинэ-Кристи. Портрет артиста. 1960-е гг. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Facebook.com/group/diffine.kristi

В Москве также несколько ее работ можно увидеть в музее русского импрессионизма (чтобы посмотреть работы музея, кликните по ссылке).

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.