
Танцовщицы Дега. История спасения одной картины
Содержание:
Эдгар Дега любил рисовать танцовщиц. Потому что любил движение. Чаще всего он изображал их не на сцене, а в более обыденной обстановке. Делающими растяжку. Одевающимися в гримёрных. Поправляющими пуанты. На картине “Танцовщицы занимаются у станка” две балерины как раз изображены вне сцены. Рядом с ними – лейка. Её форма повторяет позу одной из девушек. К чему бы это? И при чем тут лейка?
Ответы ищите в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-17.jpeg?fit=595%2C549&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-17.jpeg?fit=600%2C554&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2943 size-full» title=»Танцовщицы Дега. История спасения одной картины» src=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-17.jpeg?resize=600%2C554&ssl=1″ alt=»Танцовщицы Дега. История спасения одной картины» width=»600″ height=»554″ sizes=»(max-width: 600px) 100vw, 600px» data-recalc-dims=»1″/>
В музее Метрополитен в Нью-Йорке хранится замечательная по своей композиции картина Эдгара Дега (1877). На ней – две танцовщицы. И лейка. Форма лейки схожа с позой одной из девушек. К чему бы это? И причём тут лейка?
На эти вопросы есть ответы. Но самым интересным является история самой картины. Оказывается, она могла бы и не дойти до наших дней. По крайней мере в таком виде.
Причём тут лейка
Дега слыл мезантропом. Если ему собеседник не нравился, он себя не сдерживал в едких высказываниях.
Лейка на картине очень характеризует натуру Дега. Она ведь пародирует позу одной из танцовщиц. Это насмешка над ней. Об этом художник через некоторое время пожалеет. Но об этом позже.
Кстати, лейка была обычным предметом для репетиционных залов танцовщиц. Ею поливали пол, чтобы пыль не поднималась, когда балерины танцевали.
Ответ ищите в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-25.jpeg?fit=589%2C476&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-25.jpeg?fit=589%2C476&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2958 size-full» title=»Танцовщицы Дега. История спасения одной картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-25.jpeg?resize=589%2C476″ alt=»Танцовщицы Дега. История спасения одной картины» width=»589″ height=»476″ data-recalc-dims=»1″/>
Как “Танцовщицы” Дега оказались на грани уничтожения
Этот шедевр не дошёл бы до нас, если бы не бдительность её первого владельца Анри Руара. Осталось бы нам любоваться лишь этюдами.
О картине читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-22.jpeg?fit=595%2C447&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-22.jpeg?fit=750%2C563&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2955 size-full» title=»Танцовщицы Дега. История спасения одной картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-22.jpeg?resize=750%2C563″ alt=»Танцовщицы Дега. История спасения одной картины» width=»750″ height=»563″ sizes=»(max-width: 750px) 100vw, 750px» data-recalc-dims=»1″/>
Анри Руар, промышленник и художник, был одним из самых страстных коллекционеров 19 века. В его коллекцию входило более 500 картин.
При выборе картин для своей коллекции он опирался исключительно на свой вкус. Нравится-не нравится. Он не поддавался модным течениям. Он не боялся покупать картины импрессионистов: Дега, Моне или Ренуара. Картины тех, кого публика их ещё не признавала.
В его коллекции было аж 5 работ Сезанна! Как мы знаем, при жизни художника его работы почти не покупали. У Руара даже было несколько картин Гогена. Его таитянские картины другие коллекционеры считали в то время “безобразными”. Не говоря уже о рядовых обывателях.
Те, кто бывал в доме Анри Руара, выходил оттуда ошеломлённым. Все стены особняка были увешаны картинами. Полностью. То есть стен не было видно вообще. Порой даже рама одной картины заходила на раму другой.
Дега был частым гостем Анри Руара. Ведь он служил лейтенантом под командованием Руара во время Франко-Прусской войны. Также Дега выступил сватом для семьи своего друга. Он многое сделал, чтобы женить его сыновей на дочерях другого своего друга, Анри Лероля.
Анри Руар был одним из влиятельнейших коллекционеров 19 века. Причём он не боялся приобретать картины художников, которых никто не желал признавать. О его влиянии на развитии искусства читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-19.jpeg?fit=589%2C773&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-19.jpeg?fit=589%2C773&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2964 size-full» title=»Танцовщицы Дега. История спасения одной картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-19.jpeg?resize=589%2C773″ alt=»Танцовщицы Дега. История спасения одной картины» width=»589″ height=»773″ data-recalc-dims=»1″/>
Каждый раз, приходя в гости к Руару, Дега лицезрел свои же картины. И однажды попросил ничего не подозревающего друга дать ему на время одну из них. Очень ему хотелось внести в неё пару изменений. Изменения он внёс. Но они ему так не понравились, что в сердцах он уничтожил картину.
Чтобы восполнить потерю, Дега подарил Руару картину “Танцовщицы занимаются у станка”. Самое интересное, что Дега через какое-то время и её порывался изменить! Его шутка с лейкой ему стала претить. Он просил Руара дать ему картину, чтобы её закрасить. На этот раз коллекционер проявил твердость и отказал художнику.
Исторический аукцион и шокирующая цена на Танцовщиц Дега
К сожалению, коллекция Руара не дошла до наших дней. После его смерти в 1912 году наследники решили её распродать с аукциона. Шедевры разлетелись по всему миру.
Аукцион был сенсационным. Картины коллекции оказались необычайно востребованны. Когда цена доходила до сотни тысяч долларов за одну картину, по залу аукциона пробегала волна удивленных возгласов.
“Танцовщиц” приобрёл известный американский коллекционер Хэвемайер. Эта картина стала самой дорогой в его коллекции. Он заплатил за неё 97500 $!
На тот момент это была рекордная сумма, отданная за картину ещё живущего художника. Дега был на аукционе в качестве зрителя. Через какое-то время он так прокомментировал это событие. “Я почувствовал себя скаковой лошадью, которая выиграла Гран При. При этом я видел, как выигранный мной кубок торжественно вручается жокею”.
Да, эта картина никакого дохода ему не принесла. Хотя очевидно, что художнику была лестна такая оценка его творчества. Пусть и в долларовом эквиваленте.
Тот аукцион стал поистине историческим. Ведь за один день широкая общественность узнала, сколько могут стоить картины импрессионистов и их последователей.
Немало картин было куплено государственными музеями. Статус многих ещё вчера отвергнутых художников взлетел до небес. Гоген, Сезанн, Дега и многие другие с тех пор стали стоить дорого. Очень дорого.
PS. Дега создал немало полотен с танцовщицами. Читайте об одних из самых известных в статье “Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине”.
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Leave a Reply