
Спаситель мира. Все За и Против авторства Леонардо да Винчи
Содержание:
В конце 2017 года искусствоведческий мир пережил двойной шок. Была выставлена на продажу работа самого Леонардо да Винчи. А такого события можно ещё 1000 лет ждать.
Да ещё и продана она была почти за пол-миллиарда долларов. Такое и вовсе вряд ли когда-нибудь повторится.
Но за этими новостями не все успели как следует рассмотреть саму картину «Спаситель мира»*. А ведь она полна очень занимательных деталей.
Одни из них говорят о том, что шедевр и вправду написал Леонардо. Другие, напротив, заставляют усомниться в том, что именно этот гений Эпохи Возрождения ее создал.
А была ли картина
Доподлинно известно, что Леонардо работал над картиной с образом «Спасителя Мира». Сохранилось несколько эскизов мастера. На них мы видим характерное одеяние Христа с большим количеством складок.

Также до нас дошла вот эта гравюра. Это черно-белая копия «Спасителя Мира» Леонардо. Согласитесь, довольно похоже на ту работу, что была найдена и отреставрирована в наше время.

К тому же в музеях и частных коллекциях хранится около 20 копий «Спасителя мира» учеников Леонардо. Некоторые из них являются почти точными копиями. Но образы на этих полотнах явно уступают по силе и качеству.

Но никто не ожидал, что когда-нибудь мы найдём оригинал! Мартин Кемп, эксперт по Леонардо да Винчи, так комментирует это событие: «Когда Вам сообщают о найденной картине Леонардо, это равносильно фразе «В вашем дворе приземлились пришельцы». Настолько это ошеломляет».
Сфумато
Как известно, сфумато изобрёл Леонардо. Благодаря ему герои картин эволюционировали от раскрашенных кукол до почти живых людей.
Добился он этого, поняв, что в реальном мире нет линий. А значит и на картине их тоже не должно быть. Очертания лиц и рук у Леонардо стали растушеванными, в виде мягких переходов от света к тени. Именно в этой технике создана его знаменитая «Мона Лиза».
В «Спасителе» сфумато тоже есть. Когда Даян Модестини реставрировала картину, то довольно долго работала над сильно повреждённым участком над верхней губой. И тут она осознала: между губой и кожей нет линии! Переход почти не заметный, как на портрете Моны Лизы. Так в то время мог работать только Леонардо…
Спаситель Мира и Мона Лиза
«Спасителя мира» называют мужской версией «Моны Лизы». Отчасти из-за схожих черт. Похожи и глаза, и нос, и верхняя губа.

Хотя если поставить их рядом, сразу бросается в глаза: лицо Спасителя мы видим, как сквозь густой туман. То есть сфумато слева более проявлено.
Но важно учесть, что работа создана раньше. Возможно, Леонардо ещё был в процессе совершенствования техники. И в Моне Лизе она достигла своей идеальности.
Ещё кое-что объединяет «Мону Лизу» и «Спасителя».
Леонардо был склонен придавать своим героям андрогинные черты. Его персонажи мужского пола имеют женские признаки. Вспомните хотя бы ангела в картине «Мадонна в скалах».

Вообще Леонардо любил создавать неоднозначные образы, сочетая в них противоположное. Например, мужское и женское. Холодность и мягкость. Божественное и земное.
Согласитесь, такая неоднозначность есть и в Спасителе Мира, и в Моне Лизе.
Шар, как символ нашего мира
Самой яркой деталью картины, помимо лица Иисуса, является стеклянный шар.
Кому-то шар в руках Спасителя может показаться необычным. Ведь до открытия Колумбом Америки в 1492 году, люди считали, что Земля плоская. Неужели новые знания так быстро распространились по всей Европе?
Ведь если взять других «Спасителей» того времени, то становится понятным, что образ повторяется. И у немецких художников, и у голландских.

Дело в том, что о сферичности Земли было известно ещё древним грекам. Образованные европейцы тоже были в этом убеждены и в Средние Века, и в Эпоху Возрождения.
Мы ошибочно считаем, что лишь с путешествием Колумба люди осознали своё заблуждение. Теория о плоской Земле существовала всегда параллельно теории о ее сферичности.
Даже сейчас найдутся те, кто будет Вас убеждать в том, что Земля – это четырёхугольник, покрытый куполом.
Но сам шар тоже интересный. Критики считают, что художник написал его неверно. Так как складки одежды, а также ладонь должны выглядеть по-другому. Как минимум, в перевёрнутом виде. Как же так получилось, что прекрасно разбиравшийся в оптике Леонардо, допустил такие ошибки?
Да, изображение не верно, если речь идёт о полностью стеклянном шаре. Но в данном случае он ПОЛЫЙ! А значит все написано правильно. И даже свет в этом случае создаёт три световые точки на стенках.

Пентименто
Еще Даян Модестини (реставратор) обратила внимание: на картине есть следы пентименто. Это когда художник вносит изменения в какие-то детали изображения.
Так вот, большой палец Спасителя располагался немного по-другому. Но потом автор изменил его положение, закрасив старое.
Это очень весомый аргумент в пользу того, что картину писал сам Леонардо. Последователи же просто копируют образ. И в их работах пентименто почти никогда не встречается.
Детали разного качества
Критики также указывают на то, что волосы героя написаны довольно схематично. В то время, как лицо гораздо более реалистично и детализировано.
Так родилась версия, что работа создана в мастерской Леонардо. Да, возможно, мастер поработал над лицом. Но все остальное рисовали его ученики.
В пользу этого факта говорит и то, как изображена правая рука Спасителя.
Обратите внимание на средний палец правой руки.
Верхняя фаланга пальца слишком выкручена. В таком положении в реальности ноготь должен быть меньше виден. Что ж, это тоже аргумент в пользу работы мастерской.
Доска
Для картины взята доска откровенно плохого качества. В нижней картине был сучок. Из-за него пошла большая трещина сверху вниз. Это хорошо видно на фото, сделанного после снятия всех поздних слоёв краски перед реставрацией в 2005 году.
Критики уверены, что Леонардо никак не мог выбрать такую плохую доску.
Но я сразу хочу поспорить с этим. Леонардо никогда не был богат! Для современников он был странным, хоть и очень талантливым. То картину не доделает, то работает слишком медленно.
Так что он вполне мог взять доску не самого хорошего качества. Тот же Ван Гог писал самыми дешевыми красками из-за бедности.
Композиция «Спасителя»
Вы не найдёте ни одного портрета у Леонардо, где бы он изображал героя в четкий анфас. Его фигуры всегда обращены к нам в пол-оборота. Не важно, берёте вы раннюю работу или самую позднюю.
Леонардо делал это намеренно. Более сложной позой он пытался вдохнуть жизнь в своего героя, придавая фигурам хоть немного динамики.

Однако Леонардо осознавал разницу между религиозным образом и светским портретом. Христос придет на Землю перед Страшным судом. Это Второе Пришествие. Он строг и справедлив. В таком положении изображали Христа Пантократора на иконах.

Леонардо точно осознавал, в чем сила такого образа. Тем более наверняка он писал его на заказ. И владелец ожидал именно такого расположения героя.
Его последователи делали попытки немного развернуть фигуру Христа. И значительная часть магнетизма образа сразу исчезала.

Леонардовские цвета
В Национальной Лондонской галерее хранится Леонардовская «Мадонна в скалах». Именно этот музей первым признал оригинальность «Спасителя мира». Дело в том, что у сотрудников галереи был веский аргумент.
Анализ пигментов краски «Спасителя» показал, что он абсолютно идентичен краскам «Мадонны в скалах».

Да, несмотря на повреждения красочного слоя, цвета и правда мастерски подобраны.
Но этот же факт легко доказывает и другое. Картина была создана учеником Леонардо, который вполне логично пользовался теми же красками, что и сам мастер.
Новодел?
Можно долго гадать, написал ли Леонардо «Спасителя» сам «от и до». Или лишь подправил детище своего ученика.
Но за 500 лет картина была сильно повреждена. Да ещё и горе-владельцы подрисовали Иисусу бородку с усами. Видимо, их не устраивал андрогинный вид «Спасителя».

Как результат, в середине 20 века она и вовсе была продана на аукционе за 45 долларов. Настолько ее вид был плачевным.
Но в 2000-х картину отреставрировала Даян Модестини, высококлассный специалист. Спустя 6 лет кропотливой работы. Сделав все возможное, чтобы она была вновь похожа на творение Леонардо.
Увы, критики резонно заявляют, что в этом случае это уже новодел. Так как нетронутых реставратором деталей на картине осталось очень мало. Что Вы думаете? Новодел или все же восстановленная картина великого мастера?

Спаситель мира вживую
В конце марта 2019 году в СМИ появились сообщения, что картина исчезла из филиала Лувра в Абу-Даби. В этом музее ее планировал разместить ее нынешний владелец, наследный принц Саудовской Аравии. Но там ее уже нет.
Ведущие мировые искусствоведы выражают глубочайшее сожаление, так как не иметь возможности видеть такой шедевр – большое несчастье для любителей искусства.
Спаситель мира в кино
В 2021 году вышел фильм «Утраченный Леонардо» (режиссёр: Андреас Койфоэд) — о самой невероятной истории в мире искусства. Это детективная история, которая кажется слишком надуманной, настолько в ней много необычных событий. Но она правдивая. От этого ещё больше ошеломляет.
Фильм непременно нужно смотреть. Но если у Вас нет такой возможности, я предлагаю Вам познакомиться с невероятной историей картины в моем аккаунте в Инстаграм @arts.dnevnik (в вечных сторис «Спаситель Мира»).
Там я также отвечаю на вопросы, почему же “Спаситель мира” так и не попал ни в один музей. А также в связи с чем картину так и не показали в рамках выставки в Лувре в 2019 году (хотя об этом было заявлено).
Даже если Вы смотрели фильм, мой рассказ в Инстаграм поможет Вам ещё раз пройтись по главным вехам этой удивительной истории.
Дневник Эпохи Возрождения
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Англоязычная версия статьи
Leave a Reply