» Арт » Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?

Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?

Именно об этой Мадонне Рафаэля Достоевский сказал “Красота спасёт мир”. Фотография картины всю жизнь висела в его кабинете. Писатель даже ездил в Дрезден, чтобы специально посмотреть шедевр вживую. Кстати, 10 лет картина провела в России. После Второй Мировой войны она находилась в Советском Союзе. Правда после реставрации её вернули.

О картине читайте в статьях

“Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”

“Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-10.jpeg?fit=560%2C767&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-10.jpeg?fit=560%2C767&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3161 size-thumbnail» title=»Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-10-480×640.jpeg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>

Сикстинская Мадонна (1513) – самая знаменитая работа Рафаэля. Она вдохновляла писателей и поэтов 19 века. “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о ней. А фраза “Гений чистой красоты” принадлежит Василию Жуковскому. Ее позаимствовал Александр Пушкин. Чтобы посвятить земной женщине Анне Керн.

Многим картина нравится. Что же в ней такого особенного? Почему те, кто видели Сикстинскую Мадонну, не могут её уже никогда забыть?

1. Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны

Композиция “Сикстинской Мадонны” очень необычна для своего времени. Редко кто писал Мадонн в полный рост. Тем более идущих навстречу зрителю.

Чем-то композиция похожа на “святое собеседование”. Это когда Мадонна с младенцем сидит в интерьере или на природе. А около неё – несколько святых. Как правило, разговаривающих между собой. Отсюда и название такого типа композиции.

Мадонна Пальмы Старшего можно отнести к классическому типу композиции “святое семейство”. Мадонна сидит с младенцем на руках. Вокруг неё – святые. Святая Екатерина и Магдалена разговаривают между собой. Отсюда и название композиции – святое собеседование.

Картина упоминается в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-8.jpeg?fit=595%2C470&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-8.jpeg?fit=760%2C600&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3639 size-medium» title=»Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-8-595×470.jpeg?resize=595%2C470&ssl=1″ alt=»Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?» width=»595″ height=»470″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Пальма Старший (Якопо д’Антонио Негретти). Святое собеседование. 1520 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

Так и на картине Рафаэля Мадонна окружена святыми Сикстом и Варварой. Однако в отличие от других “святых собеседований” Рафаэль включил в композицию зрителя.

Мадонна спускается к нам. Она смотрит нам в глаза. Святой Сикст указывает рукой ей путь. Такое включение зрителя в картину делает её завораживающей.

Сама композиция была не нова для Рафаэля. Несколькими годами ранее он создал Мадонну де Фолиньо.

Мадонна де Фолиньо была написана Рафаэлем за 1-2 года до знаменитой Сикстинской Мадонны. В ней уже появились очертания той композиции, которые так прославили именно Сикстинскую Мадонну. Мадонна ещё пока сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Вокруг неё – нерожденные души в виде облаков. Похожее же обрамление появится и у Сикстинской Мадонны.

Более подробно о картинах читайте в статье “Сикстинская Мадонна. Почему это шедевр?”

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-7.jpeg?fit=450%2C700&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-7.jpeg?fit=450%2C700&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3636 size-thumbnail» title=»Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-7-450×640.jpeg?resize=450%2C640&ssl=1″ alt=»Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?» width=»450″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>

Рафаэль. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512 гг. Пинакотека Ватикана, Рим

На ней Мадонна сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Рафаэль здесь также делает попытку включить зрителя в композицию. Только на нас смотрит святой Иоанн Креститель.

2. Невесомая красота Сикстинской Мадонны

У Сикстинской Мадонны Рафаэля очень красивое лицо. Многие верят, что моделью для неё послужила Маргарита Лути, возлюбленная Рафаэля. Но они совсем не похожи. Скорее всего, Сикстинская Мадонна – собирательный образ. Сам Рафаэль писал своему другу, что красивых женщин так же мало, как и хороших судей. Поэтому ему нужно посмотреть их в большом количестве, чтобы родилась в голове идея.

Сравните лица Маргариты Лути и Сикстинской Мадонны в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-10.jpeg?fit=561%2C480&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-10.jpeg?fit=561%2C480&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3647 size-full» title=»Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-10.jpeg?resize=561%2C480″ alt=»Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?» width=»561″ height=»480″ data-recalc-dims=»1″/>

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Почти все Мадонны изображались смотрящими на младенца или же просто с опущенными глазами. Сикстинская Мадонна смотрит прямо и чуть вниз (видимо Рафаэль предполагал, что зритель будет всегда смотреть на картину снизу вверх).

Взгляд Мадонны особенный. Грустный. Она знает, что ждёт её сына. Она несёт его нам, людям. В жертву. Нет, она не вцепилась в ребенка. Как это бы сделала любая земная женщина, пытаясь защитить своё дитя. Ребёнок тоже не хватается в тревоге за мать. Они со смирением идут навстречу трагической судьбе.

Рафаэль смог добиться потрясающего эффекта невесомости Мадонны. Обратите внимания, что её босые ступни слегка касаются облаков. В то же время фигуры святых Сикста и Варвары утопают в них. Такой контраст подчёркивает лёгкость главной героини.

Сама Мадонна очень красива. Считается, что моделью для неё послужила возлюбленная Рафаэля Маргарита Лути. Я в это мало верю. Если посмотреть на портрет Маргариты, сразу становится понятно, насколько они не похожи с Сикстинской Мадонной.

Возможно, при создании картины Рафаэль и Маргарита ещё и не были знакомы. Похожие на Маргариту образы появляются лишь начиная с 1514 года. Тогда как Сикстинская Мадонна была написана чуть ранее.

Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?
Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?

Работы Рафаэля. Слева: Форнарина (Маргарита Лути). 1518-1519 гг. Галерея Боргезе, Рим, Италия. Справа: Магдалена с картины “Святая Цицилия” (модель – предположительно Маргарита Лути). 1514-1516 гг. Национальная пинакотека, Болонья, Италия

Скорее всего Сикстинская Мадонна – собирательный образ. Сам Рафаэль писал в 1515 году своему другу Кастильоне о том, что красивых женщин так же мало, как и хороших судей. Поэтому чтобы написать красивую женщину, ему нужно многих из них увидеть. И уже потом рождается в голове идея, образ.

Об отношениях Рафаэля и Маргариты Лути читайте в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.

3. Необычные детали Сикстинской Мадонны

Во многих интернет-источниках вы найдёте следующую историю рождения “Сикстинской Мадонны”. Якобы её заказал Рафаэлю  Папа Римский Юлий II. Для алтаря церкви Святого Сикста в небольшой городе Пьяченца (недалеко от Милана). Именно по имени этого святого и была названа Сикстинская Мадонна.

Сразу напрашивается вопрос, зачем Папе Римскому заказывать именитому и дорогостоящему художнику картину для провинциальной церкви?

Причём тут зелёный занавес?

Я думаю, на мой вопрос уже смог ответить историк Хуберт Гримме. Правда начал он исследование с других вопросов.

Зачем Рафаэль изобразил зелёный занавес и деревянную доску внизу картины? На неё опираются ангелочки. На ней же лежит тиара Папы Римского. Как будто святой Сикст снял её в знак глубокого поклонения перед Мадонной.

Поиски Гримме в 20х годах 20 века привели его к очень логичному выводу. Картина изначально была заказана для Ватикана. Она должна была висеть в Соборе святого Петра над гробом Папы Римского Сикста IV.

Он умер 30 лет до этого. Собор ещё был в процессе строительства. Как только появилась возможность, Юлий II решил перезахоронить Сикста IV в соборе. Тот приходился ему дядей. Не без помощи которого Юлий II и сделал свою карьеру. Не удивительно, что благодарный племянник не поскупился на оформление процесса перезахоронения. И заказал картину самому главному живописцу Ватикана, Рафаэлю.

Тем более, что Сикст IV также был большим любителем искусства. При нем была построена Сикстинская капелла (в его честь она и названа).

О фреске читайте в статье “Художники Эпохи Возрождения. 6 великих итальянских мастеров”.

сайта “Дневник Живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-19.jpeg?fit=595%2C268&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-19.jpeg?fit=900%2C405&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3286 size-full» title=»Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-19.jpeg?resize=900%2C405″ alt=»Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?» width=»900″ height=»405″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан

Гроб Сикста IV находился в нише. Поэтому Рафаэль изобразил внизу картины край гроба. Получалась невероятная иллюзия. Как будто на настоящий гроб опираются ангелочки. А с небес в темноту ниши сквозь занавес спускается сама Мадонна.

Почему картину сослали в Пьяченца?

Так почему же картина так и не осталась в Ватикане после торжественного перезахоронения?

Тому помешали католические каноны, как рассуждал Гримме. Картина, которая украшала место захоронения, не могла быть вывешена за алтарь.

Но картина была слишком дорогой. Поэтому Юлий II отправил её в далекую провинцию. Где на эти правила могли закрыть глаза. Ради такого произведения искусства.

Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?

Популярные ангелочки Рафаэля

Ангелочки “Сикстинской Мадонны” сделали свою собственную карьеру. Их изображение нещадно эксплуатируется, начиная с 19 века. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Мы их видим и на подушках, и на тарелках, и на дамских сумках.

На самом деле таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Они откровенно скучают. По крайней мере не разделяют той грусти, которую испытывает Мадонна. Такова и жизнь. В ней могут быть поводы для грусти. Но нужно находить и место для озорства.

Кстати, куда же подевалось одно крыло у левого ангелочка?

До Рафаэля ангелочков так не изображали. Они откровенно скучают. И составляют разительный контраст печальной и смирённой Сикстинской Мадонне. Почему Рафаэль решил внести нотку озорства в такое серьёзное произведение? И куда подевалось одно крыло у левого ангелочка?

Об этом читайте в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-14.jpeg?fit=595%2C238&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-14.jpeg?fit=640%2C256&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3660 size-full» title=»Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-14.jpeg?resize=640%2C256″ alt=»Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?» width=»640″ height=»256″ sizes=»(max-width: 640px) 100vw, 640px» data-recalc-dims=»1″/>

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Сикстинская Мадонна – это один из величайших шедевров мирового искусства. Её гармоничная красота вызывает эмоциональный отклик в душе человека любой нации. Как сказал историк искусств Бернард Беренсон, “главная  причина славы Рафаэля – это его способность говорить со всеми обо всем на языке, понятном каждому”.

О Мадоннах Рафаэля также читайте в статье:

“Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.