» Арт » Шутка художника. Самый необычный натюрморт Эдуарда Мане

Шутка художника. Самый необычный натюрморт Эдуарда Мане

“Спаржа” Эдуарда Мане – самый необычный его натюрморт. На небольшом холсте изображен один стебель спаржи на мраморной столешнице. Почему такой неприглядный объект стал “героем” целой картины? Оказывается, Мане обладал хорошим чувством юмора.

Об этом читайте в статье “Эдуард Мане: шутка художника или самый необычный натюрморт”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-49.jpeg?fit=595%2C465&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-49.jpeg?fit=900%2C703&ssl=1″ loading=»lazy» class=»Эдуард Мане картины wp-image-2206 size-full» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-49.jpeg?resize=900%2C703″ alt=»Шутка художника. Самый необычный натюрморт Эдуарда Мане» width=»900″ height=»703″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

В музее Д’Орсе в Париже я увидела откровенно странную картину Эдуарда Мане “Спаржа” (1880).

Почему такой талантливый импрессионист написал не стоящий особого внимания стебель спаржи? Невразумительность “героя  картины” подчёркивает мраморная столешница. На ней и лежит этот малопримечательный овощ.

Потом я выяснила историю создания этого маленького натюрморта (размеры картины 16.5 х 21.5 см). Сложно было не оценить чувство юмора художника.

Оказалось, что в 1880 году Шарль Эфрусси, меценат и искусствовед, заказал Эдуарду Мане натюрморт “Пучок спаржи”. Договорились о цене в 800 франков.

Картина “Пучок спаржи” была написана Эдуардом Мане на заказ. Спустя какое-то время художник написал ещё одну картину, на этот раз с одним лишь стеблем спаржи и отправил тому же заказчику. Зачем он это сделал?

Ответ ищите в статье “Эдуард Мане. Шутка художника или самый необычный натюрморт”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image30.jpeg?fit=595%2C511&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image30.jpeg?fit=900%2C773&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-597 size-full» title=»Шутка художника. Самый необычный натюрморт Эдуарда Мане» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image30.jpeg?resize=900%2C773″ alt=»Шутка художника. Самый необычный натюрморт Эдуарда Мане» width=»900″ height=»773″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Эдуард Мане. Пучок спаржи. 1880 г. Музей Вальрафа-Рихарца. Германия, Кёльн.

Заказчику так понравилась работа, что он выслал художнику чек на 1000 франков. Мане, не долго думая, рисует маленький натюрморт с одним стеблем спаржи. И отправляет его Шарлю Эффруси с сопроводительным письмом: “Высылаю недостающий стебель для вашего пучка”.

Так Эфрусси за 1000 франков приобрёл два натюрморта.

Вряд ли Мане на тот момент мог вообразить, что его картина-шутка будет хранится в музее!

Шутка художника. Самый необычный натюрморт Эдуарда Мане

Однако у меня все равно остались вопросы после прочтения этой истории на сайте музея Д’Орсе. Почему среди выдающихся работ художника, в подавляющем большинстве посвящённых людям, их позам и лицам, вдруг появляются такие незамысловатые натюрморты?

Просмотрев картины Мане, я заметила, что такие натюрморты небольших размеров начали появляться среди его работ как раз после 1880 года. В последние годы жизни художника.

Шутка художника. Самый необычный натюрморт Эдуарда Мане

Натюрморты Эдуарда Мане. Слева: Окорок. 1875 г. Коллекция Баррелля, Глазго, Шотландия. Справа: Груши. 1880 г. Вашингтонская национальная галерея, США.

Эти небольшие картины изображают простые объекты: несколько яблок или слив, на тёмном или сером фоне. Они как квинтэссенции, частицы его вдохновения и таланта, сосредоточенные на маленьких кусочках холста.

Эти работы Эдуард Мане дарил своим друзьям. Возможно, это была попытка с его стороны отблагодарить близких людей за поддержку и любовь. Понимая, что скоро его не станет.

Об одной такой картине, подаренной Эдгару Дега, я писала в статье “Сливы Эдуарда Мане и загадочное убийство”.

Художник умер в апреле 1883 года (в возрасте 51 года). Несмотря на сильные боли от хронического ревматизма, он почти до последних дней работал. Его последним творением стала картина  “Бар в “Фоли-Бержер”, одна из самых загадочных и гениальных работ художника.

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Эдуард Мане. Олимпия. 1863. Музей Д’Орсе, Париж.