» Арт » Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения

Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения

До конца нам не известна технология метода сфумато. Однако его легко описать на примере работ его изобретателя Леонардо да Винчи. Это очень мягкий переход от света к тени вместо чётких линий. Благодаря этому изображение человека становится объемным и более живым. Метод сфумато в полной мере мастер применил в портрете Моны Лизы.

Об этом читайте в статье “Леонардо да Винчи и его Мона Лиза. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-10.jpeg?fit=595%2C622&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-10.jpeg?fit=789%2C825&ssl=1″ loading=»lazy» class=»aligncenter wp-image-4145 size-medium» title=»Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-10-595×622.jpeg?resize=595%2C622&ssl=1″ alt=»Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения» width=»595″ height=»622″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

«Техника «Сфумато» меняет мир перманентного макияжа»

«Купите плитку «Сфумато» в «Сантехнике-онлайн».

(фрагменты реальных рекламных текстов)

Владельцы салонов и магазинов смело используют слово «сфумато» в рекламе. Но их продукция носит лишь внешние, отдельные признаки этой живописной техники.

Я предлагаю углубить знания об этом необычном приеме. Это поможет Вам не только отличать сфумато от обычной светотени. Но Вы раз и навсегда убедитесь в гениальности ее создателя, Леонардо да Винчи.

Самое главное о сфумато

Если художник использует сфумато, то значит Вы НЕ увидите чётких линий и резких переходов от цвета к цвету.

Наоборот, один цвет будет мягко перетекать в другой. При этом создаётся иллюзия еле заметной дымки между зрителем и изображением. С итальянского sfumato как раз и переводится, как дымка.

Эталонное сфумато мы видим в изображении лица «Моны Лизы».

По официальной версии в Лувре хранится портрет Лизы Герардини, жены синьора Джокондо. Однако современник Леонардо, Вазари, описывает портрет Моны Лизы, который мало похож на Луврский. Так если в Лувре висит не Мона Лиза, тогда где же она?

Ответ ищите в статье “Леонардо да Винчи и его Мона Лиза. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-9.jpeg?fit=595%2C889&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-9.jpeg?fit=685%2C1024&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4122″ title=»Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-9.jpeg?resize=480%2C718&ssl=1″ alt=»Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения» width=»480″ height=»718″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Очень мягкие тени наложены в уголках рта и вокруг глаз. Если смотреть на портрет с разных углов зрения, то кажется, что выражение лица меняется. 

Очертания лица тоже смягчены. Мы словно видим обволакивающий женщину воздух. Поэтому создаётся ощущение, что этот воздух она наберёт в грудь и вздохнёт.

Леонардо сделал все, чтобы Мона Лиза казалась живой. 

Я долго заблуждалась. Думала, что все просто: наносишь мягкие тени и растушёвываешь линии. Вуаля, вот вам и сфумато.

На самом деле все гораздо-гораздо сложнее. Ведь масляные краски не растушуешь.

Посмотрите на деталь Моны Лизы в приближении.

Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения
Деталь картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Что Вы видите необычного?

Хорошо, давайте сравним. С деталью портрета молодого человека Боттичелли. Чем их техники принципиально отличаются? 

Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения
Справа: Боттичелли. Портрет молодого человека. 1483 г. Национальная галерея Лондона

У Боттичелли мы видим мазки. У Леонардо словно и нет мазков. Вообще. Даже очень мелких. Вы можете сколько угодно приближать изображение, Вы их не увидите. Даже под микроскопом. И с помощью рентгена тоже не увидите. 

Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения

Секретное сфумато Леонардо

Леонардо был новатором. Поэтому обычная светотень его не устраивала. Он хотел, чтобы его герои на картинах оживали.

Он обратил внимание, что в природе линий нет. А значит их не должно быть и на холсте, решил Леонардо.

Он долго экспериментировал. Даже пускал дым в помещении, пока работал над портретами. И изобрёл свою собственную технику. 

С помощью лупы Леонардо наносил очень маленькие мазки. Каждый мазок длиной в одну сороковую миллиметра.

После этого на сеть красочных мазков он наносил тончайший слой светло-жёлтой краски цвета грунтовки. Слой получался в 1-2 микрометра. Это очень-очень мало. Для сравнения – диаметр человеческого волоса – 80 микрометров.

И так 20-30 раз. Слой микро-мазков, слой краски. В результате получилось невообразимое. Ни одной линии, ни одного мазка. 

Как Вы уже догадались, с помощью такой техники за неделю картину не напишешь. Вот почему Леонардо возил Мону Лизу с собой до конца жизни. Он возвращался к работе над портретом в течение 16 лет.

Кто ещё использовал сфумато

Леонардо любил делиться своими изобретениями. Технике «сфумато» он тоже обучал других художников. Поэтому она так распространена именно в Эпоху Возрождения, среди его современников.

Эту технику использовали Джорджоне и Корреджо.

Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения
Слева: Джорджоне. Портрет мужчины. 1506 г. Музей Сан-Диего. Справа: Антонио Корреджо. Мадонна Кампори. 1517 г. Галерея Эстенсе, Модена

Мне кажется, Корреджо переборщил с туманной пеленой. Изображение получилось не то что живое, а скорее вне фокуса.

У Джорджоне сфумато и правда работает на оживление. Его мужчина очень реалистичен. 

Самым старательным учеником был Рафаэль. Он любил учиться у других и перенимал чужие методы очень точно. В том числе сфумато.

У Сикстинской Мадонны Рафаэля очень красивое лицо. Многие верят, что моделью для неё послужила Маргарита Лути, возлюбленная Рафаэля. Но они совсем не похожи. Скорее всего, Сикстинская Мадонна – собирательный образ. Сам Рафаэль писал своему другу, что красивых женщин так же мало, как и хороших судей. Поэтому ему нужно посмотреть их в большом количестве, чтобы родилась в голове идея.

Сравните лица Маргариты Лути и Сикстинской Мадонны в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-10.jpeg?fit=561%2C480&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-10.jpeg?fit=561%2C480&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3647 size-full» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-10.jpeg?resize=561%2C480&ssl=1″ alt=»Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения» width=»561″ height=»480″ data-recalc-dims=»1″/>

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Но непревзойденным мастером сфумато так и остался Леонардо. Другие художники его использовали в облегчённом варианте.

Далеко не у всех было время работать годами над одной картиной. Да и наносить микроскопические мазки было сложнейшим навыком. Только Леонардо это и умел.

С чем можно спутать сфумато

Сфумато часто путают с кьяроскуро.

И тот, и другой приём используют для перехода от света к тени. Но если сфумато делает этот переход мягким. То кьяроскуро делает его резким. 

Визуально разница получается в цветовом контрасте.

Если контраст сильный, то появляется эффект театральности. Как будто герои и предметы освещены сценическим прожектором. Это называется кьяроскуро.

О картине читайте в статье “Поцелуй Иуды” Караваджо. Необычное послание из прошлого”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2020.jpg?fit=595%2C468&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2020.jpg?fit=900%2C709&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5232 size-full» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2020.jpg?resize=900%2C708&ssl=1″ alt=»Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения» width=»900″ height=»708″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, Дублин

Посмотрите, насколько в «Поцелуе Иуды» свет и тьма резко контрастируют. Свет выхватывает из тёмного пространства части лиц и рук. Все очерчено очень четко.

А теперь сравните Мону Лизу и деталь «Поцелуя Иуды».

Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения

Сразу становится понятно, что сфумато – это общая приглушённость, растушеванность. А тенебросо – это резкий контраст между освещенными участками и затемнёнными.

При этом кьяроскуро и сфумато могут использоваться в одной картине. 

Тот же Леонардо мастерски использовал оба приема. Особенно наглядным является его Иоанн Креститель.

Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения
Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж.

Заключение

Итак, перед Вами техника сфумато, если:

  • Нет четких линий 
  • Все контрасты приглушены, как будто на картине – легкие сумерки
  • Создаётся ощущение дымки между вами и изображением
  • Переход от светлого участка к темному долгий и мягкий
  • Возникает иллюзия, что на изображение человека прыснули живой водой

Проверьте себя

Это сфумато?

Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения
Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины. 1485 г. Штедель, Франкфурт-на-Майне

А это сфумато?

Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения
Леонардо да Винчи. Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом. 168 х 112 см. 1505 г. Лувр, Париж

Если на первый вопрос Вы ответили нет, а на второй – да, значит Вы все правильно усвоили.

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.