
Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения
Содержание:
До конца нам не известна технология метода сфумато. Однако его легко описать на примере работ его изобретателя Леонардо да Винчи. Это очень мягкий переход от света к тени вместо чётких линий. Благодаря этому изображение человека становится объемным и более живым. Метод сфумато в полной мере мастер применил в портрете Моны Лизы.
Об этом читайте в статье “Леонардо да Винчи и его Мона Лиза. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-10.jpeg?fit=595%2C622&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-10.jpeg?fit=789%2C825&ssl=1″ loading=»lazy» class=»aligncenter wp-image-4145 size-medium» title=»Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-10-595×622.jpeg?resize=595%2C622&ssl=1″ alt=»Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения» width=»595″ height=»622″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>
«Техника «Сфумато» меняет мир перманентного макияжа»
«Купите плитку «Сфумато» в «Сантехнике-онлайн».
(фрагменты реальных рекламных текстов)
Владельцы салонов и магазинов смело используют слово «сфумато» в рекламе. Но их продукция носит лишь внешние, отдельные признаки этой живописной техники.
Я предлагаю углубить знания об этом необычном приеме. Это поможет Вам не только отличать сфумато от обычной светотени. Но Вы раз и навсегда убедитесь в гениальности ее создателя, Леонардо да Винчи.
Самое главное о сфумато
Если художник использует сфумато, то значит Вы НЕ увидите чётких линий и резких переходов от цвета к цвету.
Наоборот, один цвет будет мягко перетекать в другой. При этом создаётся иллюзия еле заметной дымки между зрителем и изображением. С итальянского sfumato как раз и переводится, как дымка.
Эталонное сфумато мы видим в изображении лица «Моны Лизы».
Ответ ищите в статье “Леонардо да Винчи и его Мона Лиза. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-9.jpeg?fit=595%2C889&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-9.jpeg?fit=685%2C1024&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4122″ title=»Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-9.jpeg?resize=480%2C718&ssl=1″ alt=»Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения» width=»480″ height=»718″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>
Очень мягкие тени наложены в уголках рта и вокруг глаз. Если смотреть на портрет с разных углов зрения, то кажется, что выражение лица меняется.
Очертания лица тоже смягчены. Мы словно видим обволакивающий женщину воздух. Поэтому создаётся ощущение, что этот воздух она наберёт в грудь и вздохнёт.
Леонардо сделал все, чтобы Мона Лиза казалась живой.
Я долго заблуждалась. Думала, что все просто: наносишь мягкие тени и растушёвываешь линии. Вуаля, вот вам и сфумато.
На самом деле все гораздо-гораздо сложнее. Ведь масляные краски не растушуешь.
Посмотрите на деталь Моны Лизы в приближении.

Что Вы видите необычного?
Хорошо, давайте сравним. С деталью портрета молодого человека Боттичелли. Чем их техники принципиально отличаются?

У Боттичелли мы видим мазки. У Леонардо словно и нет мазков. Вообще. Даже очень мелких. Вы можете сколько угодно приближать изображение, Вы их не увидите. Даже под микроскопом. И с помощью рентгена тоже не увидите.
Секретное сфумато Леонардо
Леонардо был новатором. Поэтому обычная светотень его не устраивала. Он хотел, чтобы его герои на картинах оживали.
Он обратил внимание, что в природе линий нет. А значит их не должно быть и на холсте, решил Леонардо.
Он долго экспериментировал. Даже пускал дым в помещении, пока работал над портретами. И изобрёл свою собственную технику.
С помощью лупы Леонардо наносил очень маленькие мазки. Каждый мазок длиной в одну сороковую миллиметра.
После этого на сеть красочных мазков он наносил тончайший слой светло-жёлтой краски цвета грунтовки. Слой получался в 1-2 микрометра. Это очень-очень мало. Для сравнения – диаметр человеческого волоса – 80 микрометров.
И так 20-30 раз. Слой микро-мазков, слой краски. В результате получилось невообразимое. Ни одной линии, ни одного мазка.
Как Вы уже догадались, с помощью такой техники за неделю картину не напишешь. Вот почему Леонардо возил Мону Лизу с собой до конца жизни. Он возвращался к работе над портретом в течение 16 лет.
Кто ещё использовал сфумато
Леонардо любил делиться своими изобретениями. Технике «сфумато» он тоже обучал других художников. Поэтому она так распространена именно в Эпоху Возрождения, среди его современников.
Эту технику использовали Джорджоне и Корреджо.

Мне кажется, Корреджо переборщил с туманной пеленой. Изображение получилось не то что живое, а скорее вне фокуса.
У Джорджоне сфумато и правда работает на оживление. Его мужчина очень реалистичен.
Самым старательным учеником был Рафаэль. Он любил учиться у других и перенимал чужие методы очень точно. В том числе сфумато.
Сравните лица Маргариты Лути и Сикстинской Мадонны в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-10.jpeg?fit=561%2C480&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-10.jpeg?fit=561%2C480&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3647 size-full» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-10.jpeg?resize=561%2C480&ssl=1″ alt=»Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения» width=»561″ height=»480″ data-recalc-dims=»1″/>
Но непревзойденным мастером сфумато так и остался Леонардо. Другие художники его использовали в облегчённом варианте.
Далеко не у всех было время работать годами над одной картиной. Да и наносить микроскопические мазки было сложнейшим навыком. Только Леонардо это и умел.
С чем можно спутать сфумато
Сфумато часто путают с кьяроскуро.
И тот, и другой приём используют для перехода от света к тени. Но если сфумато делает этот переход мягким. То кьяроскуро делает его резким.
Визуально разница получается в цветовом контрасте.
Если контраст сильный, то появляется эффект театральности. Как будто герои и предметы освещены сценическим прожектором. Это называется кьяроскуро.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2020.jpg?fit=595%2C468&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2020.jpg?fit=900%2C709&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5232 size-full» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2020.jpg?resize=900%2C708&ssl=1″ alt=»Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения» width=»900″ height=»708″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
Посмотрите, насколько в «Поцелуе Иуды» свет и тьма резко контрастируют. Свет выхватывает из тёмного пространства части лиц и рук. Все очерчено очень четко.
А теперь сравните Мону Лизу и деталь «Поцелуя Иуды».
Сразу становится понятно, что сфумато – это общая приглушённость, растушеванность. А тенебросо – это резкий контраст между освещенными участками и затемнёнными.
При этом кьяроскуро и сфумато могут использоваться в одной картине.
Тот же Леонардо мастерски использовал оба приема. Особенно наглядным является его Иоанн Креститель.

Заключение
Итак, перед Вами техника сфумато, если:
- Нет четких линий
- Все контрасты приглушены, как будто на картине – легкие сумерки
- Создаётся ощущение дымки между вами и изображением
- Переход от светлого участка к темному долгий и мягкий
- Возникает иллюзия, что на изображение человека прыснули живой водой
Проверьте себя
Это сфумато?

А это сфумато?

Если на первый вопрос Вы ответили нет, а на второй – да, значит Вы все правильно усвоили.
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Leave a Reply