» Арт » «Щегол» Фабрициуса: картина забытого гения

«Щегол» Фабрициуса: картина забытого гения

«Щегол» Фабрициуса: картина забытого гения

«Он (Фабрициус) был учеником Рембрандта и учителем Вермеера… И это крошечное полотно (картина «Щегол») — то самое недостающее звено между ними».

Цитата из романа Донны Тартт «Щегол» (2013)

До выхода в свет романа Донны Тартт мало кто знал такого художника, как Фабрициус (1622—1654). А тем более его маленькую картину «Щегол» (33 х 23 см).

Но именно благодаря писательнице мир вспомнил мастера. И заинтересовался его картиной.

Фабрициус жил в Нидерландах в XVII веке. В Золотой Век голландской живописи. При этом был очень талантлив.

Но о нем забыли. Это искусствоведы считают его вехой в развитии искусства и пылинки сдувают с «Щегла». А обычные люди, даже любители живописи, мало что о нем знают.

Почему же так произошло? И что особенного в этом маленьком «Щегле»?

В чем необычность «Щегла»

К светлой, голой стене прикреплен птичий насест. На верхней перекладине сидит щегленок. Он — птичка невольная. К его лапке прикреплена цепочка, которая не даёт ему как следует взлететь.

Щеглы были излюбленными питомцами в Голландии в XVII веке. Так как их можно было обучить пить воду, которую они зачерпывали маленьким ковшиком. Это развлекало скучающих хозяев.

«Щегол» Фабрициуса принадлежит к так называемым картинам-обманкам. Они были очень популярны в то время в Голландии. Это было тоже развлечением для владельцев картины. Поражать ее 3D-эффектом своих гостей.

Но в отличие от многих других обманок того времени, у работы Фабрициуса есть одно существенное отличие.

Посмотрите на птичку в приближении. Что необычного вы в ней видите?

«Щегол» Фабрициуса: картина забытого гения
Карел Фабрициус. Щегол (фрагмент). 1654 г. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага

Широкие, небрежные мазки. Они как бы не до конца прорисованы, что создаёт иллюзию оперения.

В некоторых местах краска слегка растушевана пальцем, а на головке и грудке лежат еле различимые пятна сиреневатой краски. Все это создаёт эффект расфокусировки.

Ведь птичка по идее живая, и почему-то Фабрициус решил написать ее не в фокусе. Как будто птичка шевелится, и от этого изображение слегка размазывается. Чем Вам не импрессионизм?

Но о фотокамере тогда не знали и о таком эффекте снимка тоже. Однако художник интуитивно почувствовал, что это сделает изображение более живым.

Это очень отличает Фабрициуса от его современников. Особенно специализировавшихся на обманках. Они, наоборот, были уверены, что реалистичное — значит четкое.

Посмотрите на типичную обманку художника Ван Хогстратена.

«Щегол» Фабрициуса: картина забытого гения
Сэмюэл Ван Хогстратен. Натюрморт-обманка. 1664 г. Художественный музей Дордрехта, Нидерланды

Если мы приблизим изображение, четкость останется. Все мазки спрятаны, все предметы выписаны тонко и очень аккуратно.

В чем особенность Фабрициуса

Фабрициус учился в Амстердаме у Рембрандта 3 года. Но быстро выработал собственную манеру письма.

Если Рембрандт предпочитал писать светлое на темном, то Фабрициус писал темное на светлом. «Щегол» в этом плане — типичная для него картина.

Особенно эта разница между учителем и учеником заметна в портретах, по качеству которых Фабрициус не уступал Рембрандту.

«Щегол» Фабрициуса: картина забытого гения
«Щегол» Фабрициуса: картина забытого гения

Слева: Карел Фабрициус. Автопортрет. 1654 г. Национальная лондонская галерея. Справа: Рембрандт. Автопортрет. 1669 г. Там же.

Рембрандт не любил дневного света. И создавал собственный мир, сотканный из ирреального, волшебного свечения. Фабрициус же отказался писать в такой манере, предпочитая солнечное освещение. И воссоздавал он его очень умело. Достаточно взглянуть на «Щегла».

Этот факт о многом говорит. Ведь когда ты учишься у великого мастера, всеми признанного (ещё тогда признанного), у тебя большой соблазн копировать его во всем.

Так и поступали многие ученики. Но не Фабрициус. Эта его «строптивость» говорит лишь об огромном таланте. И о желании идти своим путём.

Секрет Фабрициуса, о котором не принято говорить

А теперь я расскажу то, о чем искусствоведы не любят говорить.

Возможно, секрет невероятной жизненности птички кроется в том, что Фабрициус был… фотографом. Да, фотографом XVII века!

Как я уже писала, Фабрициус написал щегла крайне необычно. Реалист изобразил бы все очень четко: каждое перышко, каждый глазик.

Зачем художник добавляет фото-эффект в виде частично размытого изображения?

⠀⠀

Я поняла, почему он это сделал, посмотрев фильм Тима Дженисона «Вермеер Тима» 2013 года.

Инженер и изобретатель разгадывал технику, которой владел Ян Вермеер. Об этом я писала более подробно в статье о художнике «Ян Вермеер. В чем уникальность мастера».

⠀⠀

Но что относится к Вермееру, то применимо и к Фабрициусу. Ведь тот однажды из Амстердама переехал в Делфт! Город, в котором жил Вермеер. Скорее всего, последний и научил нашего героя следующему.

⠀⠀

Берет художник линзу и размещает ее позади себя, чтобы в ней отражался нужный объект.

⠀⠀

Сам художник на самодельном штативе улавливает зеркальцем отражение в линзе и держит это зеркальце перед собой (между своими глазами и холстом).

⠀⠀

Подбирает цвет такой же, как в зеркале, работая на границе между его краем и холстом. Как только цвет четко подобран, то визуально граница между отражением и холстом исчезает.

⠀⠀

Потом зеркальце чуть сдвигается и подбирается цвет другого микро-участка. Так переносились все нюансы и даже расфокусировка, возможная при работе с линзами.

По сути Фабрициус был… фотографом. Он перенёс на холст проекцию линзы. Он НЕ выбирал цвета. НЕ выбирал формы. Но виртуозно работал с инструментами!

⠀⠀

Искусствоведы не любят эту гипотезу. Ведь столько сказано о гениальном колорите (который художник не выбирал), о созданном образе (хотя это образ реальный, досконально переданный, как будто сфотографированный). Никто не хочет брать свои слова обратно.

Однако не все скептично относятся к этой гипотезе.

Знаменитый современный художник Дэвид Хокни также уверен, что многие нидерландские мастера пользовались линзами. И Ян Ван Эйк писал свою «Чету Арнольфини» именно так. И уж тем более Вермеер с Фабрициусом.

Но это нисколько не умаляет их гениальности. Ведь такой метод предполагает выбор композиции. И с красками нужно мастерски работать. И волшебство света не каждому под силу передать.

«Щегол» Фабрициуса: картина забытого гения

Трагическая гибель Фабрициуса

Фабрициус трагически погиб в 32 года. Это произошло по совершенно независящим от него причинам.

На случай внезапного вторжения в каждом голландском городе находился пороховой склад. В октябре 1654 года произошёл несчастный случай. Этот склад взлетел на воздух. А вместе с ним и треть города.

Фабрициус в это время работал над портретом в своей мастерской. Там же находилось много других его работ. Он был ещё молод, и работы не так активно продавались.

Лишь 10 работ уцелели, так как были на тот момент в частных коллекциях. В том числе и «Щегол».

«Щегол» Фабрициуса: картина забытого гения
Эгберт Ван дер Пул. Вид Делфта после взрыва. 1654 г. Национальная лондонская галерея

Если бы не внезапная смерть, уверена, что Фабрициус сделал бы ещё немало открытий в живописи. Может, он бы ускорил развитие искусства. А может, оно пошло бы немного другим путем. Но не сложилось…

А «Щегла» Фабрициуса никогда не крали из музея, как описано в книге Донны Тартт. Он благополучно висит в галерее Гааги. Рядом с работами Рембрандта и Вермеера.

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Англоязычная версия статьи