» Арт » Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”

Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”

Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”

Человек-дерево с чешуйчатым хвостом. Монстр на коньках с воронкой вместо шляпы. Летающие рыбы. Ощипанный гусь с головой овцы в башмаках. Много-много разнообразной нечисти. Жутковато. Очень любопытно.

Конечно, это о картине Босха. Об “Искушении святого Антония”. Как всегда, деталей на полотне очень много. Как обычно, в их символике крайне сложно разобраться современному человеку.

Для этого нужно хорошо понимать, в какое время художник жил. А время по нашим меркам было тёмное. Охота на ведьм в самом разгаре. Алхимики на полном серьезе ищут философский камень и колдуют над элексиром молодости. Свирепствуют жуткие болезни типа эрготизма и чумы. Люди напуганы.  Люди в ожидании конца света.

В такой обстановке Босх и пишет картину “Искушение святого Антония”. Попробуем в ней разобраться.

Почему “Искушение святого Антония” появилось на свет?

Картина “Искушение святого Антония” Босха как всегда перенасыщена деталями. Считается, что в изображении разнообразной нечисти именно в этом триптихе мастер превзошёл самого себя. Только каких нелепых существ здесь не встретишь. И ощипанный гусь с головой овцы в башмаках. И великан, вросший в холм. Между ног которого – вход в питейное заведение. И летающие рыбы. И много-много других невообразимых созданий. А где же среди них святой Антоний?

Ищите его с помощью “Путеводителя по картине “Искушение святого Антония”.

А о самых интересных гибридах читайте в продолжении “Самые яркие монстры “Искушения святого Антония”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?fit=595%2C342&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?fit=900%2C517&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4466 size-full» title=»Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?resize=900%2C517″ alt=»Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”» width=»900″ height=»517″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старинного искусства в Лиссабоне, Португалия

Для современников Босха мир был насквозь пропитан злом. Представьте. Целыми деревнями люди впадают в истерии. Сжигают половину женского населения. Ведь они искренне верят, что из-за их колдовских деяний град побил весь урожай.

Вокруг ловушки дьявола. Очень легко впасть в грех. И уже никогда свою душу не спасти. Мировоззрение той эпохи и отражается на картине Босха.

Поэтому образ святого Антония был столь популярен в те времена. Он вселял людям надежду, что злу можно противостоять.

Святой Антоний родился в 3 веке н.э. в Египте. Уверовав в единого Бога, совсем молодым он решает покинуть мирскую суету. Чтобы в тишине пустыни бороться с земными искушениями.

Но его намерения были неугодны дьяволу. Сильно его злило, что обычный человек отказывается от всех соблазнов ради спасения своей души. С этого момента и начинается искушение святого. Но он стойко выдержит все испытания. Став одним из самых известных отшельников христианства.

Кстати, подробности его искушений Босх и его современники узнали из книги монаха Якова Ворогинского “Золотая легенда”. Это книга описывает жизнь почти 200 святых. В том числе и жизнь святого Антония.

“Искушение святого Антония” – очень популярный в средние века сюжет. Особенно известным он стал после подробного описания жития святого Антония в книге “Золотая легенда”. На картинке – миниатюра из французского издания этой книги. Пожалуй, самое необычное Искушение создал Босх. О его картине на этот сюжет читайте в статье “Путеводитель по “Искушению святого Антония”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1622.jpg?fit=595%2C413&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1622.jpg?fit=803%2C557&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4485 size-full» title=»Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1622.jpg?resize=803%2C557″ alt=»Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”» width=»803″ height=»557″ sizes=»(max-width: 803px) 100vw, 803px» data-recalc-dims=»1″/>

Миниатюра об искушении святого Антония из книги “Золотая легенда”. Издание 1470 года, Франция. Хранится в национальной библиотеке Лондона

Левая створка триптиха. Как бесы истязали святого Антония

Сначала дьявол решил истязать святого физически. Шайка бесов подхватила его, подняла высоко в небо. Там они его терзали, били. Но как мы видим на фрагменте левой створки, святой продолжал молиться, углубившись в себя.

На фрагменте мы видим, как бесы подняли святого Антония в небо. Они бьют и истязают его. Но святой не обращает внимания на нечистую силу. Он молится, погрузившись в себя.

О картине читайте подробнее в статье “Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1627.jpg?fit=595%2C380&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1627.jpg?fit=900%2C575&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4492 size-full» title=»Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1627.jpg?resize=900%2C574″ alt=»Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”» width=»900″ height=»574″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Кстати, этот образ Босх мог взять не только из “Золотой легенды”. Но и познакомившись с гравюрой Шонгауэра. Бесы двух художников, конечно, не очень похожи. Однако становится понятно,  что во времена Босха было обычным делом изображать такое количество нечистой силы. Причём в самом жутком Ее облике.

Мы привыкли удивляться многообразию монстров и бесов на картинах Босха. Однако он был далеко не первым, кто изображал нечистую силу в таком количестве и с такой богатой фантазией. Такова была эпоха Средневековья. Нечисть боялись. Ее изображали. Ею запугивали грешников. Скорее всего, Босх видел гравюру Шонгауэра “Искушение святого Антония”. Он не стал копировать его бесов. Но явно был вдохновлён этой работой для создания собственного триптиха на эту тему.

Об этом читайте в статье “Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1630.jpg?fit=594%2C800&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1630.jpg?fit=594%2C800&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4494 size-thumbnail» title=»Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1630-480×640.jpg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>

Мартин Шонгауэр. Искушение святого Антония. Гравюра на меди. 1470 г. Музей изящных искусств, Будапешт

Когда святой Антоний уже был при смерти от терзаний бесов, они скинули его вниз на землю. Мы видим на левой створке вторую сцену с отшельником. Два монаха и сельский житель ведут измученного святого по дряхлому мостику. Он без сознания повис на их руках.

На фрагменте картины мы видим спасение святого Антония. Бесы истязали его в небе. А затем бросили на землю. Его подобрали два монаха и сельский житель. Они переносят его через хлипкий мостик. Святой без чувств повис на руках спасителей. Это одна из четверых сцен со святым Антониею на триптихе Босха.

Более подробно о нем читайте в статье “Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1635.jpg?fit=595%2C787&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1635.jpg?fit=809%2C1070&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4497 size-thumbnail» title=»Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1635-480×640.jpg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Центральная часть триптиха. Святой Антоний и алхимики

Святой Антоний выжил. После чего продолжил свои молитвы. Раздасадованный дьявол решил действовать по-другому. Наслав к нему видимо-невидимо бесов. Чтобы демонстрацией превосходства зла на земле запугать святого.

И вот перед нами третья сцена с отшельником. Он смотрит на зрителя спокойным смиренным взглядом. Очевидно, что бесы его не пугают. Он владеет собой и своими страхами. Они тоже его не трогают. Хотя заняты своими дьявольскими делишками.

На фрагменте – самая центральная сцена искушения святого Антония. Он окружён алхимиками и бесами. Все они пытаются его соблазнить теми волшебными дарами, которые якобы может создать алхимия. Философский камень, элексир молодости или вечной жизни. Но святой непреклонен. Он отрешенно смотрит на зрителя. Ему нет дела до всех этих соблазнов.

О триптихе читайте в статье “Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1615.jpg?fit=595%2C426&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1615.jpg?fit=900%2C645&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4472″ title=»Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1615-595×426.jpg?resize=900%2C645&ssl=1″ alt=»Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”» width=»900″ height=»645″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Около святого бесы в людском обличии занимаются алхимией. Целью этой псевдонауки было видоизменить вещество или даже живое существо. Из железа сделать золото. Из сперматозоида вырастить в пробирке гомункула. Из воды сделать элексир вечной молодости. И так далее.

Это, конечно, вызывало негодование у глубоко верующих людей. Которые твёрдо верили, что нечего вмешиваться в то, что дано всевышним. Поэтому Босх, как ортодоксальный верующий, алхимию считал делом бесовским.

Итак, рядом со святым три беса занимаются алхимией. В образе белой, красной и чёрной женщин. Это скорее всего цвета элементов алхимии. Соль, ртуть, земля.

Черная женщина держит поднос с гомункулом. Он же держит философский камень. Во времена Босха его ещё называли “философским яйцом”. Это реактив, который по представлениям алхимиков должен превращать металл в золото. Бесы демонстрируют его. Чтобы соблазнить святого Антония. Ведь многие были одержимы в его поисках. Даже короли.

Красная женщина протягивает чашу с элексиром вечной жизни бесу со свиной головой. Калека видимо ожидает, что ему дадут панацею от его увечий. Ее тоже алхимики стремились получить в своих опытах.

Женщина в розовом платье и подолом в виде хвоста ската протягивает старухе элексир вечной молодости. Дабы та могла помолодеть.

Все эти соблазны оставляют отшельника равнодушным. В разрушенной башне стоит Иисус Христос и смотрит на святого. Он помогает ему не поддаться искушению.

Правая створка триптиха. Святой Антоний и сладострастие

Дьявол не смог соблазнить святого Антония дарами алхимии. Не получилось его сломить физическим страданием. Тогда он решил обернуться прекрасной царицей. Та сначала покорила святого Антония своей набожностью. Но он сразу понял с кем имеет дело, когда та попыталась его соблазнить. Так Святой Антоний выдержал ещё одно искушение. Именно эту сцену мы и видим на правой створке триптиха Босха.

Об этом читайте в статье “Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1638.jpg?fit=537%2C1412&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1638.jpg?fit=537%2C1412&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4508″ title=»Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1638.jpg?resize=400%2C1052″ alt=»Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”» width=»400″ height=»1052″ data-recalc-dims=»1″/>

Дьявол понял, что запугать святого не удастся. Золотом и перспективой вечной молодости его тоже не соблазнить. Тогда он решает действовать по-другому.

Он превращается в прекрасную царицу. Та приходит к святому и поражает того своей набожностью. Но святой сразу понял, с кем имеет дело, когда та попыталась его соблазнить. Эта сцена и изображена на правой створке триптиха.

Обнаженная женщина стоит у шатра и прикрывает рукой своё лоно. Она смотрит в сторону святого. Возможно, зовёт его разделить с ней ложе. Но тот отвернулся. Он не поддался греху сладострастия.

Почему “Искушение святого Антония” – шедевр ?

Конечно, картина очень любопытна благодаря своим невероятным персонажам. Но как я уже писала, таких картин и миниатюр было немало в то время. Так почему же именно Босха мы знаем лучше всего? Чем он так поражает?

Босх был виртуозом в проработке деталей. Их так много, что становится жутко. Он как будто охватывает весь мир. И ничто не скроется от его глаз.

Босх очень узнаваем по своим крайне детализированным пейзажам. За счёт тщательно проработанных деталей созданный на его картинах мир кажется огромным и необъятным.

Чего только стоит горящая деревня на заднем плане картины “Искушение святого Антония”. Всполохи пламени. Падающий шпиль церкви. Толпы перепуганных людей. И все это невероятно микроскопично.

Об этом читайте подробно в статье “Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1657.jpg?fit=595%2C446&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1657.jpg?fit=800%2C600&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4595 size-full» title=»Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1657.jpg?resize=800%2C600″ alt=»Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”» width=»800″ height=»600″ sizes=»(max-width: 800px) 100vw, 800px» data-recalc-dims=»1″/>

Чего только стоит вид горящей вдали деревни. Всполохи пламени, падающий шпиль, толпа спасающихся людей. И все это просто микроскопично. Но так реалистично!

Босх создавал невероятное ощущение глубины пространства. Для этого он высветлял небо у самого горизонта. Но делал его темнее у самого верха картины. За счёт этого картина наполняется воздухом. Это усиливает воздействие образов на зрителя.

Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”

Даже самые уродские создания Босха можно назвать изящными. Они чудовищны, но не отвратительны. Омерзения они не вызывают. Скорее любопытство. Каждый из них тщательно продуман.

Считается, что в изображении всяких монстров и бесов именно в картине “Искушение святого Антония” Босх превзошёл самого себя. Всех остальных тем более.

Некоторые монстры даже сделали свою собственную карьеру. Они узнаваемы. Хотя не всегда люди знают, с какой картины Босха она прибыли. Пожалуй, вот этот – самый известный.

Этот монстр – один из самых узнаваемых образов Босха. Но что означает эта воронка на его голове? И почему он на коньках?

Ответы ищите в статье “Самые яркие монстры Босха”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1611.jpg?fit=595%2C849&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1611.jpg?fit=744%2C1062&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4469 size-medium» title=»Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”»Искушение святого Иеронима»» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1611-595×849.jpg?resize=595%2C849&ssl=1″ alt=»Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”» width=»595″ height=»849″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Расшифровать самых интересных существ я попробовала в статье “Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины”.

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

English version