» Арт » Пушкинский музей детям. О 5 картинах доступным языком

Пушкинский музей детям. О 5 картинах доступным языком

Пушкинский музей детям. О 5 картинах доступным языком

Ходили ли вы в детстве в музей? Думаю, что вы там были со своим школьным классом. Толпились у каждой картины. Слушали экскурсовода вполуха. А то и вовсе не слушали. Какие-то там Моне, Рембрандты и Серовы. Скучные портреты. Скучные пейзажи.

Вот вы выросли. И думаете, а стоит ли своё чадо вести в музей? Понимаете, что поход со своим классом вряд ли привьёт ему любовь к искусству. Что же тогда делать?

Идите вместе! Например, в Пушкинский музей. И воспользуйтесь для этой прогулки моей статьей.

В ней я рассказываю о 5 шедеврах музея. Без заумных терминов. Без сухих биографий художников.

Статья написана с учётом особенностей познавательных способностей ребёнка. Легкий, простой текст. И только интересные факты.

1. Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. Зал 10.

Картина “Голубые танцовщицы” Эдгара Дега – одна из самых выдающихся работ художника с эстетической точки зрения. Сияние голубой краски и изящные позы балерин прекрасны сами по себе. Кажется, что четыре балерины кружатся в грациозном танце. На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре. И вообще они должны были быть черно-белыми.

О картине читайте в статье “Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине”.

А также в статье “Эдгар Дега: 7 выдающихся картин художника”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-7.jpeg?fit=595%2C581&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-7.jpeg?fit=900%2C878&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2790 size-full» title=»Пушкинский музей детям. О 5 картинах доступным языком» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-7.jpeg?resize=900%2C879″ alt=»Пушкинский музей детям. О 5 картинах доступным языком» width=»900″ height=»879″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.Пушкина, Москва.

Это картина «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега. Он очень любил рисовать балерин.

Что необычного ты видишь на этой картине? Платья танцовщиц очень красивого синего цвета. Кажется, что если выключить свет, они будут мерцать в темноте.

Дега написал картину пастелью. Это что-то вроде восковых разноцветных мелков. Они очень яркие. Но у них есть один недостаток. Пастель может со временем осыпаться. Поэтому ее нужно фиксировать специальным раствором. Можно даже обычным лаком для волос. Но от этого цвет пастели тускнеет.

У Дега был друг, итальянский художник. Он разработал ему секретный раствор, от которого пастель не тускнела. Но он так и остался в секрете. Художник никому не выдал состав раствора. Зато картины Дега дошли до нас такими яркими.

Кажется, что балерины на картине танцуют. Но это не совсем так. Изображённая девушка внизу картины нагнулась, чтобы поправить пуант, балетную туфельку. Две другие – поправляет лямки платья. А четвёртая держится за декорации и осматривает платье.

Как думаешь, это четыре разные девушки? Или одна девушка в разных поворотах?

В архиве Дега нашли несколько фотографий одной и той же девушки, запечатленной в разные моменты движения. По этим фотографиям художник и написал свой шедевр.

Дега очень увлекался фотографией. Поэтому его картины похожи на снимки. Посмотри, чем картина похожа на фотографию? Возникает ощущение, будто снимок сделан быстро, на ходу. Поэтому две девушки «не уместились» полностью в картину.

Дега ходил рисовать танцовщиц в Парижскую Оперу. Именно на сцену этого театра танцовщица с картины готовится выйти. С этим театром связана одна невероятная легенда, о которой знали и эта танцовщица, и Дега.

Она гласит, что под зданием Оперы есть озеро! В нем даже водятся сомы. И что самое интересное, это правда. Но только это не озеро, а большой резервуар с водой. Он был построен на случай пожара. И сомы действительно там живут. Их подкармливают сотрудники театра.

2. Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. Зал 11.

Портрет Жанны Самари на самом деле является этюдом к более парадному портрету. Тот сейчас хранится в Эрмитаже. Когда картина была показана на выставке, реакция была противоречивой. Многим стиль Ренуара не понравился. “Ее кожа словно чешуя!”, говорили они. Кто-то, наоборот, восхищался картиной: “Этот портрет можно есть ложкой!”

Более подробно о картине читайте в статье “7 шедевров Пушкинского музея, которые стоит увидеть”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-15.jpeg?fit=595%2C762&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-15.jpeg?fit=900%2C1153&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2776 size-full» title=»Пушкинский музей детям. О 5 картинах доступным языком» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-15.jpeg?resize=900%2C1153″ alt=»Пушкинский музей детям. О 5 картинах доступным языком» width=»900″ height=»1153″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Эта картина Ренуара – скорее впечатление художника о Жанне Самари, нежели портрет реальной девушки. В жизни она была не так красива. Но была обаятельна и смешлива. Ренуару она очень нравилась, и он приукрасил её черты.

Эту картину нужно рассматривать издалека. Если к ней подойти слишком близко, то вместо девушки мы увидим набор разноцветных мазков.

Когда Ренуар создал этот портрет, не все люди поняли такую технику рисования. Ведь тогда портреты были вместо фотографий. Поэтому ценились детали и четкие линии.

Когда картину показали на выставке, некоторым она не понравилась. «Ее руки словно покрыты рыбьей чешуей!», говорили они.

Другие, наоборот, называли картину вкусной: «В блюдо из красок входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!”

Жанне Самари на этом портрете 20 лет. Она уже добилась успеха в театре. Сам Ренуар не любил театр. Поэтому на портрете нет никаких театральных атрибутов.

Зато он использовал на картине необычное сочетание розового и зеленого цветов. Такое сочетание во времена Ренуара не использовали.

Это сейчас таких цветов полно в глянцевых журналах. А в 19 веке это было слишком красочно для портрета.

Уже после создания этого портрета в Жанну Самари влюбился молодой человек из богатой семьи. Его отец был против брака с актрисой.

Это в наше время взять в жены знаменитую актрису -престижно. А тогда профессия актера или актрисы считалась слишком легкомысленной.

Несмотря на протест семьи, они поженились. Никто из родных жениха на свадьбу не пришёл. У них родилось 2 дочери. Они пошли по стопам матери. Обе стали актрисами.

Жанна Самари умерла рано, в 32 года. Она заболела брюшным тифом. Тогда ещё не было антибиотиков и девушку не смогли спасти.

Этот портрет остался у её мужа и провисел всю жизнь в его доме. После его смерти картину купил русский коллекционер. Так картина и попала в Россию.

3. Клод Моне. Бульвар Капуцинок. Зал 14.

“Бульвар Капуцинок” Моне по праву может называться золотым эталоном импрессионизма. При её создании художник использовал все возможные приемы и техники этого стиля. На ней главное действующее “лицо” – свет. Никаких чётких линий, никаких деталей. Лишь игра света и тени. Только впечатление от увиденного. Как будто вы бросили случайный, быстрый взгляд из окна.

Более подробно о картине читайте в статье “Бульвар Капуцинок Моне. Необычные факты о картине”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-22.jpeg?fit=595%2C446&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-22.jpeg?fit=900%2C674&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2607 size-full» title=»Пушкинский музей детям. О 5 картинах доступным языком» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-22.jpeg?resize=900%2C674″ alt=»Пушкинский музей детям. О 5 картинах доступным языком» width=»900″ height=»674″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Это картина “Бульвар Капуцинок” Клода Моне. Он жил во Франции более 100 лет назад. Поэтому на картине вместо разноцветных машин – чёрные экипажи с запряженными

лошадьми. А мужчины носили цилиндры – высокие шляпы. Тоже

чёрные.

Ты видишь толпы людей на картине?

Если отойти от картины достаточно далеко, на 5-7 шагов, то мы видим много людей. Они гуляют по бульвару.

Если же подойти близко к картине, то окажется, что это не люди, а мазки краской. Короткие-длинные. Синие-

серые-красные.

Так рисуют импрессионисты. Чтобы запечатлеть происходящее, художнику нужно работать быстро. Поэтому детали уже не важны.

Картина написана в 1873 году. Прошло всего 34 года, как была

сделана первая в мире фотография. Поэтому фотоснимки сильно интересовали художников – импрессионистов.

Некоторые особенности фотосъёмки они переносили на свои картины.

Посмотри, чем картина похожа на фото?

Справа нарисованы двое мужчин на балконе. Они смотрят на бульвар. Они полностью не умещаются в картину. Их фигуры

“срезаны”, как на фотографии. Будто кто-то сфотографировал бульвар из окна. А эти мужчины случайно попали в кадр.

Бульвар Капуцинок – это одна из самых известных улиц Парижа.

Пройдёт 22 года, и именно на этой улице покажут первое в мире кино!

Первые кинозрители увидели 10 коротких двухминутных фильмов. В том числе – первую комедию “Политый поливальщик”. Эти фильмы сняли и показали братья

Люмьер. Они – первые в мире режиссеры.

Сейчас этот бульвар тоже является излюбленным местом для прогулок. Здесь можно встретить и кинозвёзд, и знаменитых моделей.

На картине виден Гранд Отель. В нем любил останавливаться в Париже русский коллекционер Иван Морозов. Он и приобрёл эту картину в Париже. Так она попала в Россию.

4. Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин (Марди-Гра). Зал 15.

До сих пор не известно, что сподвигло Сезанна обратиться к теме карнавала и написать картину “Пьеро и Арлекин”. Дело в том, что он терпеть не мог ни карнавалы, ни театры. Для этого он был слишком угрюмым и замкнутым. Но несмотря на чуждость темы, Сезанн как всегда подошёл к работе очень обстоятельно. Эту картину он писал 2 года!

Подробности о картине читайте в статье “7 шедевров Пушкинского музея, которые стоит увидеть”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-14.jpeg?fit=595%2C746&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-14.jpeg?fit=900%2C1129&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2779 size-full» title=»Пушкинский музей детям. О 5 картинах доступным языком» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-14.jpeg?resize=900%2C1129″ alt=»Пушкинский музей детям. О 5 картинах доступным языком» width=»900″ height=»1129″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Это картина Поля Сезанна “Пьеро и Арлекин”. Другое название картины – “Марди-Гра”.

Марди-Гра – это очень популярный праздник в Европе и Америке. Наподобие нашей Масленицы. Он тоже посвящён встрече весны.

Праздник проходит в виде карнавала. Художник нарисовал двух

людей, которые переоделись в Пьеро и Арлекина для выступления на карнавале.

Пьеро и Арлекин – самые популярные карнавальные персонажи.

Придумали их в Италии много лет назад. Ещё когда не существовало театров. А были лишь бродячие актёры и уличные представления.

Ещё с тех времен и Пьеро, и Арлекин имеют свои характеры. Пьеро – чувствителен и печален. К тому же он неловкий – все у него валится из рук. Этим он часто вызывает насмешки у его вечного соперника, Арлекина. Тот, наоборот, ловкий, удачливый и высокомерный.

Их костюмы также подчёркивают их характеры. Пьеро всегда носит мешковатый, белый костюм с большими пуговицами и чрезмерно длинными рукавами.

Арлекин же одет в яркий костюм с красно-черными ромбами. Он очень идёт его бойкому характеру.

Именно такими Пьеро и Арлекина изобразил художник Сезанн. Пьеро неуклюже переступает позади. А Арлекин горделиво вышагивает впереди.

Какого цвета костюм Пьеро на картине?

Если отойти достаточно далеко от картины, то кажется, что белый. Но если подойти ближе, то ты увидишь, что Сезанн использовал далеко не только белую краску. Складки прорисованы синим и зеленым цветом.

Видишь что-нибудь необычное в позе Пьеро?

Он вытянул руку и кулаком тычет в спину Арлекина. Возможно,

он в очередной раз выслушал от него колкое замечание. Но побоялся показать кулак прямо в лицо Арлекину. Ведь он слишком труслив. Поэтому показывает кулак ему в спину, исподтишка.

Кстати, Сезанн не любил театров и карнавалов. Он был угрюмым и молчаливым человеком. Но написал карнавальных героев, так как театром увлекался его сын.

В костюме Арлекино ему и позировал его сын. А в костюме Пьеро – друг сына.

5.Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. Зал 16.

Ван Гог несколько месяцев прожил в южном городе Франции – Арле. Сюда он приехал в поисках ярких красок. Поиски увенчались успехом. Именно здесь родились знаменитые Подсолнухи. А также одна из самых ярких его картин – Красные виноградники. На самом деле виноградники зеленые. Ван Гог наблюдал оптический эффект. Когда под лучами заходящего солнца зелень стало ярко красной.

О других интересных фактах о картине читайте в статье “Детям об искусстве. Путеводитель по Пушкинскому музею”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-10.jpeg?fit=595%2C464&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-10.jpeg?fit=900%2C702&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2785 size-full» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-10.jpeg?resize=900%2C702″ alt=»Пушкинский музей детям. О 5 картинах доступным языком» width=»900″ height=»702″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Арль – это небольшой городок во Франции. Это южный город, поэтому здесь много солнца и зелени. Поэтому Ван Гог сюда приехал, чтобы найти яркие краски. Ему это удалось. Посмотри, какая красочная картина.

Картины называется “Красные виноградники”. Но на самом деле листья винограда обычные, зеленые. Просто в лучах заходящего солнца Ван Гог наблюдал оптический эффект. Листья как будто стали красными.

Происходило это осенью, во время сбора урожая винограда. Поэтому мы видим на картине и его сборщиц. Это женщины ближайших окрестностей.

Эта картина написана техникой импасто. Посмотри, как густо нанесена краска. Все мазки отчетливо видно. Особенно при написании солнца и неба вокруг него. Такая густая краска выглядит еще ярче. Кажется, что солнце раскалено. Как будто обожжешься, если до него дотронешься.

Картина известна тем, что это единственная работа, которая была продана Ван Гогом за приличные деньги. Картину купила бельгийская художница Анна Бош. Она тетя того самого Лютвина фон Боша, который создал компанию по производству бытовой техники Бош (Bosch).

Купила она её за 350 франков. Если переводить на наши деньги, то получается где-то 300 тыс. рублей. Это как 30 самых дорогих наборов Лего “Звездные воины” или 100 Барби!

Тогда для Ван Гога это были огромные деньги. Ведь до этого ему удалось продать всего лишь 20 своих картин за более скромные деньги.

Сейчас картину оценивают гораздо дороже: в 90 миллионов долларов. Это как 10 частных самолетов. Картины Ван Гога – самые дорогие в мире картины.

Анна Бош продала через какое-время картину. Её купил русский коллекционер и увёз в Россию.

Пушкинский музей детям. О 5 картинах доступным языком

О шедеврах Пушкинского музея также читайте в статье “7 шедевров Пушкинского музея, которые стоит увидеть”.

Если же вы уже искушённый любитель живописи и планируете пойти в Пушкинский НЕ в первый раз, вам может понравиться статья о менее раскрученных шедеврах Пушкинского музея: “7 картин Галереи искусства Европы и Америки”.

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.