
Портрет Достоевского. В чем уникальность образа Василия Перова
Содержание:
Думая о Федоре Михайловиче Достоевском (1821-1881), мы в первую очередь вспоминаем его портрет кисти Василия Перова. Сохранилось немало фотопортретов писателя. Но мы помним именно этот живописный образ.
В чем секрет художника? Как создателю «Тройки» удалось написать такой уникальный портрет? Разберёмся.
Образы Перова
Герои Перова очень запоминающиеся и яркие. Художник даже прибегал к гротеску. Увеличивал голову, укрупнял черты лица. Так, чтобы сразу было понятно: духовный мир персонажа скуден.

А если уж его герои страдали, то в чрезвычайной степени. Так что не остаётся ни единого шанса не посочувствовать.

Художник, как истинный передвижник, любил правду. Если уж показывать пороки человека, то с беспощадной честностью. Если уж страдают где-то дети, то не стоит смягчать удар по доброму сердцу зрителя.
Поэтому не удивительно, что Третьяков выбрал именно Перова, заядлого правдолюба, для написания портрета Достоевского. Знал, что тот напишет правду и только правду.
Перов и Третьяков
Павел Третьяков сам был такой. Очень любил правдивость в живописи. Говорил, что купит картину даже с обычной лужей. Лишь бы она была правдивой. В общем, не даром в его коллекции были лужи Саврасова, но не было идеализированных пейзажей академистов.

Конечно, меценат любил творчество Перова и часто покупал его картины. И в начале 70-х годов XIX века обратился к нему с просьбой написать несколько портретов великих людей России. В том числе и Достоевского.
Федор Достоевский
Федор Михайлович был человеком ранимым и чувствительным. Уже в 24 года к нему пришла слава. Его первую повесть «Бедные люди» похвалил сам Белинский! Для писателей того времени это был невероятный успех.

Но с такой же лёгкостью критик отругал его следующую работу «Двойник». Из триумфатора – в неудачники. Для ранимого молодого человека это было почти непереносимо. Но он выстоял, продолжил писать.
Однако вскоре его ждала череда страшных событий.
Достоевский был арестован за участие в революционном кружке. Приговорён к казни, которая в последний момент была заменена на каторгу. Представляете, что он испытал! Попрощаться с жизнью, чтобы потом обрести надежду выжить.
Но каторгу никто не отменил. Проходил по Сибири в кандалах 4 года. Конечно, это травмировало психику. Долгие годы не мог избавиться от игромании. Случались у писателя и эпилептические припадки. А также его мучили частые бронхиты. Потом достались долги от умершего брата: скрывался несколько лет от кредиторов.
Жизнь начала налаживаться после женитьбы на Анне Сниткиной.

Она окружила писателя заботой. Взяла на себя ведение финансов в семье. И Достоевский спокойно работал над своим романом «Бесы». Именно в это время вот с таким жизненным багажом и застал его Василий Перов.
Работа над портретом

Художник сделал акцент на лице. Неровный цвет лица с серо-синими пятнами, припухшими веками и сильно выраженными скулами. Все невзгоды и болезни отразились на нем.
На писателе мешковатый, потертый пиджак из дешевой ткани посредственного цвета. Он не способен скрыть впалую грудь и сутулые плечи человека, измученного болезнями. Еще он словно говорит нам о том, что весь мир Достоевского сосредоточен там, внутри. Внешние события и предметы его мало волнуют.
Руки Федора Михайловича тоже очень реалистичны. Вздутые вены, которые говорят нам о внутреннем напряжении.
Конечно, Перов не стал льстить и приукрашивать внешность. Но он передал необычный взгляд писателя, смотрящего как бы внутрь себя. Его руки скрещены на коленях, что ещё больше подчеркивает эту замкнутость и сосредоточенность.
Жена писателя потом говорила, что художнику удалось изобразить самую характерную позу Достоевского. Ведь она сама не раз заставала его именно в таком положении при работе над романом. Да, «Бесы» давались писателю нелегко.
Достоевский и Христос
Перову импонировало, что писатель стремится к правдивости в описании духовного мира человека.
Причём более всего ему удавалось передать суть человека слабого духом. Тот впадает в чрезвычайное отчаяние, готов терпеть унижение или даже он способен от этого отчаяния пойти на преступление. Но в психологических портретах писателя нет осуждения, скорее принятие.
Ведь для Достоевского главным кумиром всегда был Христос. Тот любил и принимал любого изгоя общества. И может быть, не даром Перов изобразил писателя столь похожим на Христа Крамского…

У меня нет сведений, случайное ли это совпадение. Крамской и Перов работали над своими картинами одновременно и показали их публике в одном году. В любом случае, такое совпадение образов очень красноречиво.
В заключение
Портрет Достоевского правдив. Так, как любил это Перов. Как желал того Третьяков. И с чем был согласен Достоевский.
Ни одно фото так не сможет передать внутренний мир человека. Достаточно взглянуть вот на этот фотопортрет писателя того же 1872 года.

Здесь мы тоже видим серьезный и вдумчивый взгляд писателя. Но в целом портрет нам мало, что говорит о человеке. Слишком стандартная поза, как будто между нами преграда. В то время, как Перову удалось познакомить нас лично с писателем. И беседа идет очень откровенная и… искренняя.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Нашли опечатку/ошибку в тексте? Напишите мне, пожалуйста: oxana.kopenkina@arts-dnevnik.ru.
Онлайн-курсы по искусству
Ссылки на репродукции:
В.Перов. Портрет Достоевского: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/portret-f-m-dostoevskogo-1821-1881
В.Перов. Дворник: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/dvornik-otdayushchiy-kvartiru-baryne
В.Перов. Тройка: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/troyka-ucheniki-masterovye-vezut-vodu
А.Саврасов. Проселок: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/proselok/
Leave a Reply