» Арт » “Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр

“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр

“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр

“Поцелуй Иуды” (1305). История вероломного предательства учеником своего учителя. Изображение этого сюжета из Нового Завета часто встречается и на фресках, и в псалтырях, и на холстах.  Историю эту не раз изображали и до Джотто, и после него.

Но “Поцелуй Иуды” Джотто (1303-1305 гг.) особенный. Разница между его фреской и работами его предшественников колоссальная. Судите сами. Ниже – миниатюра из псалтыри 12 века.

Миниатюра упоминается в статье “Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр?”

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1910.jpg?fit=595%2C877&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1910.jpg?fit=900%2C1327&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5030 size-thumbnail» title=»“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1910-480×640.jpg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр» width=»480″ height=»640″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>

Миниатюра “Поцелуй Иуды”. Псалтырь Мелисенды. Иерусалим (Византийская империя). 12 век (1131-1143 гг.). Хранится в Британской библиотеке, Лондон

Плоские фигуры. Лики вместо лиц. Складки одежды как будто живут своей жизнью. Неествественный полукруг из голов людей. Персонажи как будто висят в воздухе. А фигуры святого Петра и раба в правом углу рисунка раза в три меньше остальных фигур.

Дело в том, что средневековый мастер пренебрегал реалистичностью изображения. Так как физический мир был гораздо менее важен духовного. Зритель должен был сосредоточиться только на библейском сюжете.

А эта работа старшего современника Джотто. Гвидо да Сиена. Она была написана за 20 лет до “Поцелуя Иуды” Джотто.

Картина упоминается в статье “Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр?”

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1911.jpg?fit=595%2C648&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1911.jpg?fit=665%2C724&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5031 size-medium» title=»“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1911-595×648.jpg?resize=595%2C648&ssl=1″ alt=»“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр» width=»595″ height=»648″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Гвидо да Сиена. Поцелуй Иуды. 1275-1280 гг. Хранится в Национальной пинакотеке г. Сиена, Италия

У Гвидо да Сиена фигуры уже хотя бы не висят в воздухе. Но иконописные каноны ещё явно преобладают. Лики вместо лиц. Золотой абстрактный фон.

Представьте, что подобные работы Джотто и видел. Но он смог каким-то чудом создать совершенно иное. Посмотрите на его фреску.

“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Впервые художник делает фигуры объёмными. Впервые появляется композиция. Впервые мы видим настоящие эмоции. Много вот таких “впервые”.

Как ему это удалось? Очевидно, он должен был обладать незаурядным мышлением. Один случай из его жизни это подтверждает.

Характер Джотто

Вазари, биограф Эпохи Возрождения, пишет о вот такой истории из жизни мастера.

Однажды к Джотто пришёл посланник Папы Римского. Чтобы взять у художника пару рисунков. По ним оценили бы  его мастерство. И решили бы, стоит ли его приглашать в Рим. Как вы понимаете, выполнять заказы Папского двора было очень престижно.

О Джотто читайте в статье “Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр?”

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1918.jpg?fit=595%2C610&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1918.jpg?fit=607%2C622&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5076 size-medium» title=»“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1918-595×610.jpg?resize=595%2C610&ssl=1″ alt=»“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр» width=»595″ height=»610″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Паоло Уччелло. Джотто ди Бондони. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало 16 века. Лувр, Париж

Выслушав посланника, Джотто взял кисть и нарисовал на листе бумаги идеально ровный круг. Какие-либо другие рисунки он передавать отказался. Посланник был уверен, что над ним подшутили. Но все-таки решил лист с кругом оставить в пачке рисунков других художников.

В Риме же мастерство художника оценили по достоинству. Джотто несколько лет выполнял заказы Папы и кардиналов.

Эта история раскрывает характер Джотто. Он был человеком дерзким, смелым, остроумным. Явно с оригинальным взглядом на жизнь. Это может обьяснить его склонность к новаторствам.

Джотто и Чимабуэ

Давайте сравним фреску Джотто с работой его учителя Чимабуэ.  Тот также делал робкие попытки отойти от иконописных канонов. Но в этом ученик явно превзошёл учителя.

О фреске читайте в статье “Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр?”

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1912.jpg?fit=595%2C770&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1912.jpg?fit=900%2C1165&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5032 size-thumbnail» title=»“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1912-480×640.jpg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр» width=»480″ height=»640″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>

Чимабуэ. Поцелуй Иуды. 1277-1280 гг. Фреска в церкви Сан-Франческо, г. Ассизи, Италия

У Чимабуэ мы уже видим синеву неба и элементы пейзажа вместо абстрактного золотого фона. Лица изображённых уже более-менее отличаются друг от друга.

Но все же Чимабуэ далеко до Джотто. В его фреске нет самых главных новаторств Джотто. Эмоций. И объема. А значит реалистичности.

Его фигуры плоские. Иуда словно приклеен к Иисусу. Да ещё и не дотягивается ногами до земли. Лицо Христа ничего не выражает. Фигуры Святого Петра с рабом в левом углу фрески очень малы по сравнению с другими персонажами.

Новаторства Джотто. Композиция. Объём.

А теперь взглянем ещё раз на фреску Джотто. Чтобы в полной мере осознать все его новаторство.

О картине читайте в статье “Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр?”

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1788.jpg?fit=595%2C576&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1788.jpg?fit=900%2C871&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4839 size-medium» title=»“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1788-595×576.jpg?resize=595%2C576&ssl=1″ alt=»“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр» width=»595″ height=»576″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Джотто создаёт продуманную композицию. Композиционный центр совпадает с центром картины. Это головы Христа и Иуды. Джотто выделяет центр поднятой рукой священника и рукой с ножом святого Петра. Если мысленно провести линии от их рук, то они как раз сойдутся на головах главных героев.

До Джотто о композиции и не помышляли. Главных героев помещали посередине. Их выделяли большими размерами или парящими над всеми остальными. Второстепенные же герои изображались мельче или ниже.

Посмотрите, насколько фигуры у Джотто объемны. Мастер смело пользуются приёмом светотени. Конечно, его фигуры тяжеловесны и грузны. Ведь в то время живописцы не изучали анатомию человека. Зато драпировка одежды уже гораздо естественнее.

Немой диалог Христа и Иуды

Лица его героев индивидуальны. А главное они выражают эмоции. Чего только стоит немой диалог Христа и Иуды.

О фреске читайте в статье “Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр?”

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1796.jpg?fit=595%2C628&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1796.jpg?fit=712%2C751&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4848 size-medium» title=»“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1796-595×628.jpg?resize=595%2C628&ssl=1″ alt=»“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр» width=»595″ height=»628″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Это уже не просто застывшие лики. Это два очень разных лица. Два разных взгляда. Благородное лицо Христа. Некрасивое лицо Иуды. Сила духа и принятие своей судьбы одного. Слабохарактерность и вероломство другого.

Иуда должен был по договорённости с охраной указать на Христа своим поцелуем. Он не стал показывать на него издалека, чтобы его не спутали в темноте с другим.

Однако сам поцелуй Джотто не показывает. Он показывает момент за секунду до этого. Иуда протянул своё лицо к лицу Христа. И тут пауза…

Их взгляды встретились. Мы словно видим, как маленькие глаза Иуды бегают по лицу Христа. Он ищет что-то в лице учителя. Он ждёт какой-то реакции. Возможно, осуждения или отвращения. Но не находит этого. Христос не отвечает ему.

Он смотрит спокойно. В его взгляде нет того, что предатель ожидает. Он не опускается до его уровня. Он выше этого.

Вот это столкновение высокого и низменного Джотто удалось показать очень выразительно.

Святой Петр и раб с отрезанным ухом

А теперь посмотрите на фигуры святого Петра и раба. И вспомните, как их изображали предшественники Джотто.

О фреске читайте в статье “Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр?”

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1900.jpg?fit=595%2C701&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1900.jpg?fit=900%2C1060&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5027 size-medium» title=»“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1900-595×701.jpg?resize=595%2C701&ssl=1″ alt=»“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр» width=»595″ height=»701″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Их фигуры нормальных размеров. Они гармонично вписаны в композицию. Мы верим, что святой Петр пытается броситься на защиту Христа. Вытащил нож, чтобы поразить Иуду. Но отрезал ухо попавшего под руку человека. Он уже не просто прилеплен где-то сбоку. Он в толпе. Он зол.

Другие персонажи и скрытые символы

О фреске читайте в статье “Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр?”

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1914.jpg?fit=512%2C779&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1914.jpg?fit=512%2C779&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5042 size-thumbnail» title=»“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1914-480×640.jpg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.

Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.

То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.

“Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр

Джотто считается отцом Возрождения. До него – столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек – главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.

Правда произойдёт это только через пару столетий.  А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.

На  тот же сюжет потрясающее полотно создал ещё один мастер. Правда 3 столетия спустя. О нем читайте в статье “Поцелуй Иуды” Караваджо. Необычное послание из прошлого”.

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

English version