
От гранитной скалы до красивой скульптуры
Начнем с того, что такое гранит вообще. Альпинисты ценят его, например, в Татрах, за необычную текстуру и трение при восхождении. Каменщики за исключительную долговечность, уникальные цвета. Художников за уникальность, которую можно получить в конце пути, который должен пройти этот камень, чтобы стать чем-то прекрасным.
Точно. Какой путь должен пройти серый блок, чтобы стать, например, красивой надгробной скульптурой?
Гранит представляет собой открытую кристаллическую породу, состоящую из кварца, полевого шпата, плагиоклаза и биотита. Все ресурсы гранита в виде целых горных хребтов, отдельных пиков или даже камней, которые в виде инзельбергов просто лежат где-то в глуши, начали свою жизнь в глубоких ямах земной коры, где благодаря многочисленным изменения и воздействия температуры, давления и времени, они образуются Они характеризуются разнообразием цветов — от черного, через оттенки серого, белого, розового, зеленого. Удивительные серебристые отблески многочисленных «добавок», которые есть в граните, например, слюды, в народе называемой золотом дураков, делают его таким привлекательным для каменщиков, скульпторов и граверов.
Большие блоки скалы откалываются от стен карьеров с помощью действительно тяжелой техники, огромных буров и взрывчатых веществ. Затем их тщательно исследуют, чтобы установить их структуру и качество. Затем, в соответствии с назначением, их разрезают на плиты, более мелкие блоки.
С большой осторожностью перевезенные в мастерскую скульптора или мастерскую каменщика, они еще бережнее разгружаются на месте — ведь товар уже оплачен, так что жалко будет его портить.
Художник-каменотес подбирает нужный цвет, структуру и форму в зависимости от того, что нужно сделать из этой прекрасной гранитной скалы. Если, например, из купленной пластинки нужно было создать надгробие, подбирается плоская плита, не слишком толстая, соответствующих размеров. Среди прочего, чтобы как можно меньше этого ценного материала тратилось впустую при обработке. Стамески, молотки, пилы, шлифовальные машины, водоструйные станки, лазерные манометры и еще много секретной утвари, которой пользовался художник, сейчас в ходу.
Для любых «плоских поверхностей» применимы следующие методы:
— Широкая волна — когда кромка (кромка пластины) срезана широко и имеет волнистую форму
— Малая волна — когда край относительно узкий и имеет форму волны
— Четверть круглая фаска — когда край пластины закруглен в форме 1/4 окружности
— Грубая битая кромка — кромка каменной плиты неправильной формы, обработанная молотком, отбойником, не заглаженная
— Pounded brushed edge — потрепанный край неправильной формы, обработанный щеткой для изменения текстуры.
Что касается пространственной скульптуры – тут дело обстоит сложнее. Из-за дороговизны материала и сложности обработки скульптуры чаще выполняются из песчаника и мрамора, чем из гранита. Однако если амбициозный скульптор-художник выбирает в качестве материала, из которого должно быть выполнено его произведение, гранит, то он сначала делает слепок — гипс или глину. Затем в кропотливом процессе долбления, отражения, штамповки, проточки, фрезеровки, полировки и шлифовки создается эта красивая, монументальная или изящная — в зависимости от замысла художника — гранитная скульптура.
Конечный результат потрясающий. А гранитная порода, которая образовалась где-то глубоко в земной коре несколько миллиардов лет назад, на поверхности нашей планеты, будет радовать глаз людей на протяжении столетий.
Leave a Reply