» Арт » Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века

Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века

“Олимпия” Эдуарда Мане – одна из самых известных работ художника. Сейчас все знают, что это шедевр. А когда-то в неё плевали посетители выставки. Когда-то критики предостерегали слабонервных и беременных от её просмотра. А модель, которая позировала для Мане, заслужила репутацию доступной женщины. Хотя таковой не являлась.

О картине читайте более подробно в статье “Почему Олимпия Мане была осмеяна его современниками”

Также о самых интересных картинах Мане читайте в статьях:

“Зачем Мане написал натюрморт со стеблем спаржи?”

“Сливы Эдуарда Мане и загадочное убийство”

“Дружба Эдуарда Мане с Дега и две порванные картины”

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-4.jpeg?fit=595%2C403&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-4.jpeg?fit=900%2C610&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1894 size-full» title=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-4.jpeg?resize=900%2C610″ alt=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» width=»900″ height=»610″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

“Олимпия” Эдуарда Мане (1863) – одна из самых известных работ художника. Сейчас почти никто не спорит, что это шедевр. Но 150 лет назад она произвела невообразимый скандал.

Посетители выставки в буквальном смысле плевали в картину! Критики предостерегали беременных и слабонервных от просмотра полотна. Ибо те рисковали испытать чрезвычайное потрясение от увиденного.

Казалось бы, ничто не предвещало такой реакции. Ведь на эту работу Мане вдохновила классическая работа Тициана “Венера Урбинская”. Тициан же в свою очередь был вдохновлён работой своего учителя  Джорджоне “Венера спящая”.

Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века
Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века
Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века

В середине: Тициан. Венера Урбинская. 1538 г. Галерея Уфицци, Флоренция. Внизу: Джорджоне. Венера спящая. 1510 г. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Обнаженные тела в живописи

И до Мане, и во времена Мане обнаженных тел на полотнах было предостаточно. При этом эти работы воспринимались с большим воодушевлением.

“Олимпия” была показана публике в 1865 году в Парижском Салоне (самой главной выставке Франции). А за 2 года до этого  там же была выставлена картина Александра Кабанеля “Рождение Венеры”.

Венера Кабанеля прекрасна. Как писал Эмиль Золя, она словно создана из белого и розового марципана. Во времена писателя только такая воздушность и мифичность нагого тела была допустима. Но в это же время первые революционеры живописи начинают идти против академизма и пуританства. Эдуард Мане создаёт свою нагую Олимпию. Женщину из плоти и крови, без намёка на марципан. Публика была в шоке.

Более подробно о Венере и Олимпии читайте в статье “Почему Олимпия Мане была осмеяна его современниками?”

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image.jpeg?fit=595%2C353&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image.jpeg?fit=900%2C533&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1879 size-full» title=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image.jpeg?resize=900%2C533″ alt=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» width=»900″ height=»533″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1864 г. Музей д’Орсе, Париж.

Работа Кабанеля была воспринята публикой с восторгом. Красивое обнаженное тело богини с томным взглядом и струящимися волосами на полотне в 2 метра мало, кого могут оставить равнодушным. Картину в этот же день купил император Наполеон III.

Почему Олимпия Мане и Венера Кабанеля произвели такие разные реакции у публики?

Мане жил и творил в эпоху пуританских нравов. Любоваться обнаженным женским телом было крайне неприлично. Однако это было дозволено, если изображённая женщина была как можно менее реальной.

Поэтому художники так любили изображать мифических женщин, таких как богиня Венера Кабанеля. Или же женщин восточных, загадочных и недосягаемых, таких как Одалиска Энгра.

Картина “Большая Одалиска” Жана Энгра изображает красивую женщину из далёкой эпохи. С чертами лица Форнарины и Мадонны делла Седия Рафаэля. Ее внешность нереалистична. С лёгкой руки художника у неё появились 3 лишних позвонка, слишком удлиненная рука и вывернутая нога. Все это ради ещё большей красоты и гармонии.

Более подробно читайте о картине в статье “Почему Олимпия Эдуарда Мане была осмеяна его современниками”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-14.jpeg?fit=595%2C331&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-14.jpeg?fit=900%2C501&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1875 size-full» title=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-14.jpeg?resize=900%2C501″ alt=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» width=»900″ height=»501″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Жан Огюст Доминик Энгр. Большая одалиска. 1814 г. Лувр, Париж.

3 лишних позвонка и вывихнутая нога ради пущей красоты

Явно, что модели, которые позировали и Кабанелю, и Энгру, в реальности обладали более скромными внешними данными. Художники откровенно их приукрашивали.

По крайней мере, это очевидно с Одалиской Энгра. Художник добавил своей героине 3 лишних позвонка, чтобы вытянуть стан и сделать изгиб спины эффектнее. Рука у Одалиски также неестественно вытянута, чтобы гармонировать с удлиненной спиной. К тому же и левая нога неестественно вывернута. В реальности под таким углом она не может лежать. Несмотря на это образ получился гармоничным, хотя и очень нереалистичным.

Слишком откровенная реалистичность Олимпии

Мане пошёл против всех вышеописанных правил. Его Олимпия слишком реалистична. До Мане так, пожалуй, писал только Франсиско Гойя. Он изобразил свою Маху обнаженную хоть и приятной внешне, но явно не являющейся богиней.

Маха является представительницей одного из самых низших сословий Испании. Она, как и Олимпия Мане, смотрит на зрителя уверенно и немного вызывающе.

Маха обнаженная Гойи – одна из самых экстравагантных работ художника. Удивительно то, что написана она была в эпоху рассвета инквизиции и очень строгих нравов. Как Гойи удалось создать свою Маху во времена, когда каждый день публично наказывали еретиков?

Более подробно об этой картине читайте по ссылке “Самобытный Гойя и его Маха обнаженная”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-33.jpeg?fit=595%2C302&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-33.jpeg?fit=900%2C457&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3490 size-full» title=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-33.jpeg?resize=900%2C456″ alt=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» width=»900″ height=»456″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Франсиско Гойя. Маха обнаженная. 1795-1800 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Мане также вместо прекрасной мифической богини изобразил женщину земную. Более того – проститутку, которая оценивающе и уверенно смотрит прямо на зрителя. Чернокожая служанка Олимпии держит букет цветов от одного из её клиентов. Это ещё более подчёркивает, чем наша героиня зарабатывает на жизнь.

Внешность модели, названной современниками уродливой, на самом деле просто не приукрашена. Это внешность реальной женщины со своими недостатками: талия еле различима, ноги коротковаты без соблазнительной крутизны бёдер. Выступающий живот никак не скрадывается худощавыми ляжками.

Именно реалистичность социального статуса и внешности Олимпии так возмутили публику.

Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века

Ещё одна куртизанка Мане

Мане всегда был первопроходцем, как и Франсиско Гойя в своё время. Он пытался найти свой собственный путь в творчестве. Он стремился взять лучшее из творчества других мастеров, но никогда не занимался подражательством, а создавал своё, аутентичное. “Олимпия” – яркий тому пример.

Мане и в последующем остался верен своим принципам, стремясь изображать современную жизнь. Так, в 1877 году он пишет картину “Нана”. Написанная в импрессионистской манере. На ней женщина лёгкого поведения припудривает носик на глазах ожидающего её клиента.

Картина Эдуарда Мане “Нана” является одной из самых скандальных работ художника. Она вызвала бурю негодования и жесткую критику со стороны современников Мане. Так же, как и на картине “Олимпия”, здесь изображена проститутка. Это была слишком неудобная и эпатажная героиня для живописи 19 века. Для картины позировала актриса Генриетта Хаузер, любовница принца Оранского.

Более подробно о творчестве Эдуарда Мане читайте в статьях:

Загадки картины “Бар в Фоли-Бержер” Эдуарда Мане

Зачем Эдуард Мане нарисовал натюрморт со стеблем спаржи

Почему “Олимпия” Эдуарда Мане была осмеяна его современниками

“Сливы” Мане и загадочное убийство”

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-1.jpeg?fit=595%2C789&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-1.jpeg?fit=771%2C1023&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1885 size-full» title=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-1.jpeg?resize=771%2C1023″ alt=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» width=»771″ height=»1023″ sizes=»(max-width: 771px) 100vw, 771px» data-recalc-dims=»1″/>

Эдуард Мане. Нана. 1877 г. Гамбургский кунстхалле музей, Германия.

Ещё одна Олимпия, современная

Кстати, в музее Д’Орсе хранится ещё одна Олимпия. Её написал Поль Сезанн, который очень любил творчество Эдуарда Мане.

Поль Сезанн написал “Олимпию современную” 11 лет после скандала с Олимпией Эдуарда Мане. Мане был разочарован таким эпатажным выпадом. Он считал, что Сезанн интерпретировал его Олимпию слишком буквально и пошло.

О картине читайте в статье “Почему Олимпия Эдуарда Мане была осмеяна его современниками?”

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image55.jpeg?fit=595%2C494&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image55.jpeg?fit=900%2C746&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-628 size-full» title=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image55.jpeg?resize=900%2C747″ alt=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» width=»900″ height=»747″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Поль Сезанн. Олимпия современная. 1874 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Олимпия Сезанна была названа ещё более эпатажной, чем Олимпия Мане. Однако, “лёд тронулся”. Вскоре публике волей-неволей придётся отказаться от своих пуританских взглядов. Этому немало поспособствовуют великие мастера 19 и 20 века.

Так, купальщицы и простолюдинки Эдгара Дега продолжат новую традицию показывать жизнь обычных людей. А не только богинь и знатных дам в застывших позах.

И уже Олимпия Мане никому не кажется эпатажной.

О шедевре читайте также в статье “Картины Мане. 5 полотен мастера с колумбовской кровью”.

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Эдуард Мане. Олимпия. 1863. Музей Д’Орсе, Париж.