» Арт » «Охота на львов» Рубенса. Эмоции, динамика и роскошь «в одном флаконе»

«Охота на львов» Рубенса. Эмоции, динамика и роскошь «в одном флаконе»

«Охота на львов» Рубенса. Эмоции, динамика и роскошь «в одном флаконе»

Как хаос совместить с гармонией? Как смертельную опасность сделать красивой? Как изобразить движение на неподвижном полотне?

Все это виртуозно воплощал Питер Пауль Рубенс. И все эти несочетаемые вещи мы видим на его картине «Охота на львов».

«Охота на львов» и барокко

Если Вы любите барокко, то, скорее всего, Вы любите Рубенса. В том числе его «Охоту на львов». Потому что в ней есть все, что присуще этому стилю. Да и ещё и исполнено с невероятным мастерством.

В ней все бурлит, как в котле. Люди, кони, звери. Выпученные глаза. Раскрытые пасти. Напряжение мышц. Взмах кинжала.

Накал страстей такой, что дальше уже некуда.

Когда я смотрю на картину, у самой начинает внутри вскипать. В ушах – еле уловимый шум борьбы. Тело начинает слегка пружинить. Кипучая энергия картины неизбежно передаётся и мне.

Эти эмоции – в каждой детали. Которых так много, что глаза разбегаются. Что ж, барокко «любит» избыточность. И «Охота на львов» – не исключение.

Вместить в одну картину четырех лошадей, двух львов и семерых охотников крупным планом – это надо очень постараться!

И все это роскошно, помпезно. В барокко без этого никуда. Даже смерть должна быть красивой.

А ещё как удачно выбран «кадр». Кнопка «стоп» нажата в самый кульминационный момент. Ещё доля секунды, и занесённые копья и ножи вонзятся в плоть. А тела охотников будут распороты когтями.

Но барокко – это театр. Совсем отталкивающих кровавых сцен Вам не покажут. Лишь предвосхищение, что развязка будет жестокой. Можно ужасаться, но без отвращения.

«Охота на львов» и реализм

Особо чувствительные могут расслабиться (это я о себе в том числе). В реальности никто так на львов не охотился.

Лошади не подойдут к дикому зверю. Да и львы скорее ретируются, чем будут нападать на зверей покрупнее (для них лошадь и всадник представляются единым существом).

Эта сцена – сплошная выдумка. Причём в роскошном, экзотическом варианте. Это Вам не охота на беззащитных косулей или зайцев.

Поэтому заказчики были соответствующие. Высшая аристократия, которая вешала такие огромные полотна в залах своих замков.

Но это не значит, что барокко – это «ноль» реализма. Как раз-таки персонажи более-менее реалистичны. Даже дикие звери, которых Рубенс скорее всего не видел вживую.

Это нам сейчас доступны изображения любых животных. А в 17 веке так просто животное с другого континента не увидишь. И художники допускали немало ляп в их изображении.

Что уж говорить про 17 век, когда жил Рубенс. Если и в 18 веке, например, акулу могли написать чудно. Как у Джона Копли.

Картина Джона Синглтона Копли “Уотсон и акула” – одна из самых драматических картин мира. Молодой человек атакован тигровой акулой. Его пытаются отбить моряки на шлюпке. Успеют ли акулу пронзить гарпуном или мальчик погибнет? Мы знаем развязку, потому что это реальная история.

О ней читайте в статье “Необычная картина: мэр Лондона, акула и Куба”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-47.jpeg?fit=595%2C472&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-47.jpeg?fit=900%2C714&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2168 size-full» title=»«Охота на львов» Рубенса. Эмоции, динамика и роскошь «в одном флаконе»» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-47.jpeg?resize=900%2C714&ssl=1″ alt=»«Охота на львов» Рубенса. Эмоции, динамика и роскошь «в одном флаконе»» width=»900″ height=»714″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Джон Синглтон Копли. Уотсон и акула. 1778 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Так что мы можем только восторгаться талантом Рубенса писать то, что он сам воочию не видел, так реалистично. Что-то мне подсказывает, что и акула у него вышла бы правдоподобнее.

Упорядоченный хаос в «Охоте на львов»

Несмотря на хаос из копыт, морд и ног, Рубенс виртуозно выстраивает композицию.

Копьями и телом мужчины в белом картина по-диагонали бьется на две части. Все остальные детали как бы нанизаны на эту диагональную ось, а не просто разбросаны по пространству.

Чтобы вы понимали, насколько мастерски выстраивал композицию Рубенс, приведу для сравнения картину его современника Пауля де Воса. Причём на ту же тему охоты.

«Охота на львов» Рубенса. Эмоции, динамика и роскошь «в одном флаконе»
Пауль де Вос. Травля медведей. 1630 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Тут диагонали нет, а скорее разбросанные по земле собаки вперемешку с медведями. Причём медведи какие-то не такие, согласитесь. Их морды больше на кабаньи похожи.

«Охота на львов» Рубенса. Эмоции, динамика и роскошь «в одном флаконе»

«Охота на львов», как часть живописного «сериала»

«Охота на львов» – не единственная работа Рубенса на эту тему.

Художник создал целую серию таких работ, пользующихся спросом у знати.

Но именно «Охота на львов», хранящаяся в Пинакотеке Мюнхена, считается лучшей.

Хотя в этой серии есть ещё более экзотичная «Охота на гиппопотама».

«Охота на львов» Рубенса. Эмоции, динамика и роскошь «в одном флаконе»
Питер-Пауль Рубенс. Охота на крокодила и гиппопотама. 1616 г. Старая Пинакотека, Мюнхен

И более прозаичная «Охота на волка и лису».

«Охота на львов» Рубенса. Эмоции, динамика и роскошь «в одном флаконе»
Питер Пауль Рубенс. Охота на волка и лису. 1621 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

«Гиппопотам» проигрывает «Львам» из-за более простой композиции. Он и создан был на 5 лет раньше. Видимо Рубенс поднаторел и во «Львах» уже выдал все, на что способен.

А в «Волке» нет той динамики, которой так выделяются «Львы».

Все эти полотна огромны. Но для замков это было в самый раз.

Вообще, Рубенс почти всегда и писал такие масштабные работы. Он считал ниже своего достоинства брать полотно меньшего формата.

Он был смелым человеком. И любил сюжеты посложнее. При этом был самоуверен: искренне считал, что ещё не было такого живописного вызова, с которым он бы не справился.

Ничего удивительного, что ему давались сцены охоты. Смелость и уверенность в этом случае только на руку живописцу.

О другом шедевре мастера читайте в статье «Персей и Андромеда».

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Питер Пауль Рубенс. Охота на львов. 249 х 377 см. 1621 г. Старая Пинакотека, Мюнхен.