
Настенная роспись — фреска
Как свидетельствуют сохранившиеся фрагменты римских работ, например в Помпеях, античные художники очень хорошо владели настенной техникой. Настенная живопись, в частности фреска, охотно использовалась для украшения стен.
Каменная, каменно-кирпичная или кирпичная стена служит опорой для фрески. Общее эмпирическое правило состоит в том, чтобы приготовить (aricciato) песчано-известковый крупнозернистый выравнивающий и грунтовочный раствор. После его высыхания наносится следующее интонако. Песка меньше, чем извести или мраморной муки вместо песка. Эта затирка более гладкая. На этом слое вы рисуете пигментами, смешанными с водой. После затирки интонако приступают к непосредственной окраске еще влажного раствора по принципу «мокрым по мокрому».
Картина должна быть создана в ежедневной системе, т.е. художник может выполнять только ту часть работы (картины) в день, которую он может сделать до того, как раствор затвердеет. На следующий день наносится еще одна порция интонако, хорошо сцепившаяся с первой. Краски представляют собой пигменты, смешанные с известковой водой. Связующим веществом красок является свежая известь (где есть гашеная известь и под действием углекислоты воздуха она превращается в кристаллический карбонат кальция), которая, затвердевая, связывает их и картина становится водостойкой.
Мокрая фреска — не простая и не легкая техника, но все усилия обычно компенсируются впечатляющим конечным эффектом. Оформление, выполненное в технике al fresco, дает неповторимый эффект свежести, чистоты и сияния красок, а также гарантирует непревзойденную долговечность. Следующий слой штукатурки относится к так называемому интонако. В известковое тесто добавляется мелкий песок, толщина всей интонации составляет от 0,5 см до 1 см. В интонако песок можно заменить мраморной мукой, тертым кирпичом или другим тонким наполнителем. Интонако выравнивают деревянной доской, сбрызгивая гипсовую поверхность водой, чтобы точнее выровнять поверхность.
Intonaco укладывается на поверхность, которую нужно покрасить через день. Количество слоев интонако в основном любое (на практике от 2 до 8). Чем больше слоев, тем дольше можно красить (не так быстро сохнет). Толщина всех слоев (ариччато и интонако) может быть до 4 см. Многослойная штукатурка прочнее одного толстого слоя и дольше удерживает влагу. Очень важно соблюдать правильную пропорцию между известью и наполнителем. Во многом это зависит от качества извести – чем жирнее, тем больше наполнителя.
Leave a Reply