
«Менины» Веласкеса: о картине с двойным дном
Содержание:
Диего Веласкес (1599—1660) — один из величайших художников всех времён.
Самое удивительное, что ему вообще удалось это доказать потомкам.
Он был придворным художником испанского короля. Написал бесчисленное количество его портретов, а также портретов его семейства и придворных.
Как правило, талант в таких условиях чахнет. Ведь нужно писать то, что понравится узкому кругу людей.
Шедевры же создаются по-другому. Гораздо чаще вопреки вкусам окружающих.
Но Веласкесу удалось невозможное. И яркое тому подтверждение — его главный шедевр «Менины».
«Менины» — портал в другой мир
Сюжет «Менин» Веласкеса сложный. Но он поддаётся расшифровке.
5-летняя инфанта (испанская принцесса) пришла в мастерскую художника в сопровождении своей свиты. Она захотела посмотреть, как создаётся портрет её родителей — королевской четы.
Сложность сюжета в том, что Веласкес изобразил эту сцену очень неординарно.
Кажется, что половина персонажей смотрит на нас. Но на самом деле они глядят на короля с королевой, которых рисует Веласкес. Поэтому он и стоит рядом с холстом.
О том, что это именно так, мы узнаем благодаря зеркалу за спиной художника.

В нем отражается пара. Это Король Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.
Для меня эта задумка художника очевидна по одной простой причине.
В верхнем правом углу зеркала отражается красный занавес. Такой же оттенок красной краски мы видим и на палитре художника.
Несмотря на размытость изображения, нам нетрудно определить, что изображены именно Филипп IV и Марианна Австрийская. Слишком уж у них характерные черты. Достаточно посмотреть на другие их портреты.


Портреты Диего Веласкеса. Слева: Марианна Австрийская, Королева Испании. 1655—1657. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид. Справа: Филипп IV, Король Испании. 1644 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Веласкес сделал невообразимое. Он показал не тех, кого рисуют. А то, что видят те, кого рисуют. И видят они это нашими глазами. Ведь мы стоим на их месте.
Так художник максимально вовлекает зрителя в пространство картины. И значительно это пространство расширяет. За счёт того, что мир картины виртуозно соединен с нашим миром.
Дальше — больше. Мир картины не заканчивается стенами мастерской. На заднем плане придворный распахнул дверь, когда впускал инфанту со свитой. Оттуда льётся яркий свет. Там их мир продолжается.
Можно даже выразиться в фантастическом ключе. Два мира: тот, что за дверью, и наш мир — соединены происходящим на картине. «Менины» — это портал между двумя мирами.
Невообразимый эксперимент Веласкеса
Сразу возникает вопрос, как Веласкесу удалось осуществить такой эксперимент.
На картине он изобразил испанскую принцессу. Это, конечно, одобрялось.
Но ещё и её свиту. В том числе карликов. Никому до Веласкеса не позволялась такая дерзость.
Задача придворного художника — прославлять короля и его подданных. Изображать доблесть, отвагу и иные прекрасные качества его Величества. А их вовсе могло не быть…
Настоящему мастеру это было скучно. Веласкесу в том числе. И он пытался самовыражаться по мере возможности. А так как Филипп IV ему очень доверял, художнику это позволялось.
Поэтому Веласкесу удалось создать серию портретов карликов, служивших шутами при дворе. На портретах это не шуты, а обычные придворные. Художник не делал различий между ними и людьми из высших сословий.
сайта “Дневник Живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2544.jpg?fit=595%2C784&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2544.jpg?fit=607%2C800&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5984 size-thumbnail» title=»«Менины» Веласкеса: о картине с двойным дном» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2544-480×640.jpg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»«Менины» Веласкеса: о картине с двойным дном» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>
Другому художнику это бы не сошло с рук. Ведь карлики были, по сути, рабами, людьми без прав. Часто их покупали за деньги, чтобы они служили в господском доме.
Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
Ещё одну дерзость позволил себе Веласкес. Рядом с семьей короля он изобразил себя.

Известно, что Веласкес был честолюбив. Он, выходец из небогатой еврейской семьи, написал самого себя рядом с принцессой. Для того времени это было величайшим достижением.
Такого себе не мог позволить ни один придворный художник. До Веласкеса.
А после него это сделал лишь Франсиско Гойя. Ему тоже было можно. Вот он стоит у холста позади семьи Карла IV. 150 лет спустя.
Более подробно о картине читайте в статье “Женщина без лица на портрете семьи Карла IV”
Перейти на сайт “Дневник живописи: в каждой картине – тайна, судьба, послание”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2302.jpg?fit=595%2C494&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2302.jpg?fit=900%2C748&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5623 size-large» title=»«Менины» Веласкеса: о картине с двойным дном» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2302-960×798.jpg?resize=900%2C748&ssl=1″ alt=»«Менины» Веласкеса: о картине с двойным дном» width=»900″ height=»748″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
О том, что Веласкес честолюбив, нам говорит ещё пара деталей. На момент написания картины мастеру было 57 лет. Но на полотне он явно выглядит моложе лет на 15. Конечно, чтобы соответствовать окружению.
А ещё мы видим на его груди красный крест — это орден Сант-Яго, высшая награда в Испании в XVII веке. Но Веласкес получил его после написания картины…
Считается, что дорисовал орден другой художник по приказу короля уже после смерти Веласкеса. Но я больше склоняюсь к версии о том, что мастер сделал это сам.
Слишком уж оттенок креста гармонирует с другими красными красками на картине. Особенно он сочетается с украшениями на платьях инфанты и фрейлин.

Кто же главный герой картины
Кто главный герой картины, понятно сразу. Инфанта Маргарита.
Именно ее Веласкес выделяет светом. Вернее, более светлыми красками, создающими у нас иллюзию того, что девочка больше всех освещена.

Видно, что Веласкес рисует ее с особенной нежностью. Розовые щечки, губки. Белокурые, по-детски жиденькие волосы.
Мы знаем, что художник искренне любил девочку. Она не могла не нравиться. Несмотря на близкородственный брак ее родителей (мать — племянница отца), каким-то чудом девочка родилась здоровой и миловидной. К тому же имела необременительный для окружающих характер.
Также освещены светом фрейлины инфанты (по-испански — менины). Они тоже миловидны. Картина называется в их честь. Но я не думаю, что так назвал её сам Веласкес.
Долгое время она числилась в каталогах под названием «Семья Филиппа IV». Видимо, название «Менины» закрепилось позднее с лёгкой руки одного из хранителей картины.
В более приглушенном свете мы видим карлицу — няню инфанты. К ней относились при дворе благосклонно. Ведь она ухаживала за Маргаритой с рождения. За единственным на тот момент выжившим ребёнком королевской четы.
Возможно, карлице ставили это в заслугу. Поэтому и наградили орденом. На картине она трогает его рукой и как бы демонстрирует нам.

А рядом с ней ещё один карлик — ребёнок. Он играючи поставил ногу на пса. Дело в том, что лишь карлики могли вести себя раскованно при дворе. Обычный придворный не мог себе позволить обижать пса инфанты.
Интересный факт. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который Веласкес якобы пишет в «Менинах», в реальности не существовует. Скорее всего, художник его выдумал.
А вот отдельный портрет инфанты Маргариты в этом же платье сохранился. На фоне того самого красного занавеса.

Почему так? И вот мы приблизились к главной загадке картины…
Главная загадка «Менин»
Почему важные люди, влияющие на жизнь Веласкеса, на картине играют явно второстепенные роли?
Король с королевой лишь отражаются в дальнем зеркале. Маршал стоит в самой дали на лестнице — его черты еле различимы. Ещё один придворный и вовсе в тени.

Мне очень импонирует гипотеза замечательного искусствоведа Паолы Волковой.
Все дело в положении Веласкеса при дворе. Со стороны может показаться, что оно было завидным. Король назначил художника главным постельничим. Его мастерская примыкала к покоям монарха. И он не только писал портреты, но и следил за порядком вещей и чистотой ночных горшков.
Нам это кажется оскорбительным. Но в то время — нет. Ведь люди искренне верили, что Король — посланник божий. И мытьё за ним горшка — это привилегия, а не унижение.
Может, Веласкес в это тоже хотел верить, но подсознательно догадывался о своём унизительном положении.
Да и другие придворные его не жаловали. Как раз за его приближенность к королю. Против него плели интриги.
«Менины» — это скрытый протест. И стремление отодвинуть на второй план тех, кто его унижает.
А вот девочка-инфанта была ему близка и мила. Она в силу возраста и характера не желала ему зла. Более искренними были и карлики. И фрейлины. Поэтому они на первом плане.
На первом плане не только на картине, но и в сердце художника.
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Видео-версия статьи на YouTube
Leave a Reply