» Арт » Мане “Бар в Фоли-Бержер”. Главная загадка картины.

Мане “Бар в Фоли-Бержер”. Главная загадка картины.

Мане “Бар в Фоли-Бержер”. Главная загадка картины.

Эдуард Мане написал свою картину “Бар в “Фоли-Бержер” (1882) под конец своей жизни, будучи уже очень больным человеком. Несмотря на свой недуг, он создал картину, которая отличается от всех предыдущих его работ.

В основном его работы недвусмысленны и лаконичны. “Бар в “Фоли-Бержер”, напротив, заключает в себе ряд загадок, которые не дают покоя неравнодушному наблюдателю.

На картине изображена девушка-продавщица бара в знаменитом до сих пор кафе-варьете “Фоли-Бержер” (Париж, ул. Рише, 32).

Здесь художник любил проводить время, так что обстановка ему была очень знакома. Вот так кафе выглядит в реальности:

Мане “Бар в Фоли-Бержер”. Главная загадка картины.
Кафе-кабаре “Фоли-Бержер” в Париже в наши дни
Мане “Бар в Фоли-Бержер”. Главная загадка картины.
Кафе-кабаре “Фоли-Бержер” в Париже в наши дни (внутренний интерьер)

Девушка реальная и зазеркальная

Главная загадка картины заключается в разнице между тем, как выглядит бар и продавщица на переднем плане картины по сравнению с их отображением в заднем зеркале.

Мане “Бар в Фоли-Бержер”. Главная загадка картины.
Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер” (фрагмент). 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Обратите внимание, насколько задумчива и даже грустна девушка-продавщица. Кажется, что у нее даже слезы стоят в глазах. В обстановке варьете ей полагается скорее улыбаться и флиртовать с посетителями.

Это, кстати, и происходит в отражении зеркала. Девушка слегка наклонилась к покупателю-мужчины и судя по незначительной дистанции между ними, их разговор носит интимный характер.

На фрагменте картины Мане “Бар в Фоли-Бержер” мы видим отражение героини в зеркале, наклонившейся к посетителю для беседы. Почему же фронтальное изображение отличается от этой сцены?

Более подробно о картине читайте по ссылке “Загадки картины “Бар в Фоли-Бержер” Эдуарда Мане”.

сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и интересно”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/09/image12.jpg?fit=525%2C777&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/09/image12.jpg?fit=525%2C777&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-182 size-full» title=»Мане “Бар в Фоли-Бержер”. Главная загадка картины.»Фоли-Бержер». Фрагмент» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/09/image12.jpg?resize=525%2C777″ alt=»Мане “Бар в Фоли-Бержер”. Главная загадка картины.» width=»525″ height=»777″ data-recalc-dims=»1″/>

Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер” (фрагмент). 1882 г. Институт искусств Курто, Лондон.

Необычная подпись картины

Бутылки на барной стойке также отличаются по своему расположению от отображенных в зеркале.

Кстати, дату написания картины и свою подпись Мане поставил прямо на одной из бутылок (самая левая бутылка розового вина): Manet. 1882.

На фрагменте картины Мане “Бар в Фоли-Бержер” художник оригинальным способом поставил свою подпись и указал дату написания картины: на этикетке бутылки на стойке бара. Кстати, почему расположение бутылок во фронтальном изображении отличается от отраженного в зеркале?

Об этом читайте по ссылке “Загадки картины “Бар в Фоли-Бержер” Эдуарда Мане”.

сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и интересно”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/09/image13.jpg?fit=509%2C576&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/09/image13.jpg?fit=509%2C576&ssl=1″ loading=»lazy» class=»Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер» wp-image-183 size-full» title=»Мане “Бар в Фоли-Бержер”. Главная загадка картины.»Бар в «Фоли-Бержер»» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/09/image13.jpg?resize=509%2C576″ alt=»Мане “Бар в Фоли-Бержер”. Главная загадка картины.» width=»509″ height=»576″ data-recalc-dims=»1″/>

Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер” (фрагмент). 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Что же Мане хотел нам сказать с помощью этих загадок? Почему девушка перед нами даже фигурой отличается от той, что отображена в зеркале? Почему предметы на барной стойке изменяют свое расположение в отражении?

Кто позировал Мане ?

Художнику позировала реальная продавщица по имени Сьюзон из кафе “Фоли-Бержер”. Девушка была хорошо знакома Мане. За 2 года до написания оригинала картины, он нарисовал её портрет.

Это было обычной практикой для художников: иметь портрет модели на случай её отказа позировать. Чтобы всегда была возможность закончить картину.

Мане “Бар в Фоли-Бержер”. Главная загадка картины.
Эдуард Мане. Модель для картины “Бар в Фоли-Бержер”. 1880 г. Музей искусств во дворце герцогов Бургунских, Дижон, Франция.

Возможно, Сьюзон поделилась с Мане своей жизненной историей, и Мане решил изобразить ее внутреннее состояние и ту роль кокетки, которую она вынуждена играть за барной стойкой?

А может перед нами запечатлено происходящее в настоящем времени, а в отражении – прошлое девушки, поэтому и изображение предметов отличается?

Если продолжить эту фантазию, можно предположить, что в прошлом девушка слишком сблизилась с изображенным господином. И оказалась в положении. Известно, что продавщиц в подобных варьете называли девушками, которые “подают и напитки, и любовь”.

Господин, конечно, не стал разрывать из-за девицы свой законный брак. И как часто бывает в таких историях, девушка оказалась одна на руках с ребенком.

Она вынуждена работать, чтобы как-то выживать. Отсюда печаль и грусть в ее глазах.

Рентгеновский снимок картины

На рентгеновском снимке картины Эдуарда Мане “Бар в Фоли-Бержер” мы видим, что художник изначально расположил руки героини скрещёнными на животе. Однако по какой-то причине передумал и “выпрямил” их в финальной версии. Что это означает?

Об этом читайте по ссылке “Загадки картины “Бар в Фоли-Бержер” Эдуарда Мане”.

сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и интересно”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/09/image14.jpg?fit=504%2C355&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/09/image14.jpg?fit=504%2C355&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-185 size-full» title=»Мане “Бар в Фоли-Бержер”. Главная загадка картины.» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/09/image14.jpg?resize=504%2C355″ alt=»Мане “Бар в Фоли-Бержер”. Главная загадка картины.» width=»504″ height=»355″ data-recalc-dims=»1″/>

Эдуард Мане. Бар в Фоли-Бержер (рентгеновский снимок)

Еще одну необычную и скрытую деталь картины мы можем разглядеть благодаря рентгеновскому снимку. Видно, что в изначальной версии картины девушка держит руки скрещенными на животе.

Возможно, Мане хотел тем самым подчеркнуть недавнее положение девушки? Или просто показать ее желание защититься от происходящего? Во всяком случае в финальном варианте картины художник отказался от подобных знаков, оставив нам и без того немало загадок.

Мане “Бар в Фоли-Бержер”. Главная загадка картины.

Ранняя версия “Бара Фоли-Бержер”

Кстати, также руки держит и девушка на более ранней версии картины, которую Мане написал в 1881 году.

Мане “Бар в Фоли-Бержер”. Главная загадка картины.
Эдуард Мане. Этюд к картине “Бар в Фоли-Бержер”. 1881 г. Частная коллекция.

Кажется, что ранняя версия имеет тот же сюжет. Однако в ней нет тех загадок, которые присутствуют в финальном варианте.

Отражение девушки расположено правильно относительно её фронтального изображения. Причём она смотрит на посетителя, которого мы видим в зеркале.

Этот этюд был продан аукционным домом Сотбис в 2015 году за 17 млн. фунтов.

О шедевре читайте также в статье “Картины Эдуарда Мане. 5 полотен мастера с колумбовской кровью”.

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.