» Арт » “Маха обнаженная” Гойи. Легенды о модели и заказчике картины

“Маха обнаженная” Гойи. Легенды о модели и заказчике картины

Маха обнаженная Гойи – одна из самых экстравагантных работ художника. Удивительно то, что написана она была в эпоху рассвета инквизиции и очень строгих нравов. Как Гойи удалось создать свою Маху во времена, когда каждый день публично наказывали еретиков?

Более подробно об этой картине читайте по ссылке “Самобытный Гойя и его Маха обнаженная”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-33.jpeg?fit=595%2C302&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-33.jpeg?fit=900%2C457&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3490 size-full» title=»“Маха обнаженная” Гойи. Легенды о модели и заказчике картины» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-33.jpeg?resize=900%2C456″ alt=»“Маха обнаженная” Гойи. Легенды о модели и заказчике картины» width=»900″ height=»456″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

На творчество Гойя я обратила внимания очень давно. Какое-то время даже не задумывалась, в чем притягательность его картин и в чем гениальность самого Гойи.

Только побывав в Испании, посмотрев не одну его картину в музее Прадо, а также увидев творения других испанских художников и архитекторов, поняла, что такая самобытность и нетривиальность скорее в генах у испанцев.

Неординарность в генах у испанцев

Видимо, такова испанская генетика: она заставляет идти во что бы то ни стало наперекор традициям и шаблонам. Вспомните хотя бы крайне неординарного архитектора Гауди или бесшабашного Дали.

Если вы были в Испании, то наверняка обратили внимание, что испанцы в принципе любят все неординарное: на улицах много необычных скульптур, памятников, ландшафтных решений.

Революционность “Махи обнаженной” стала для меня очевидной после просмотра фильма “Призраки Гойи” (2006 г., США и Испания).

Художник жил в тяжелое время, когда в Испании властвовала Инквизиция. Это означало даже сожжение людей, обвиняемых в ереси. Служитель церкви мог безосновательно обвинить миловидную девушку в ереси, отнять ее навсегда у семьи, заточить в тюрьме и годами насиловать, судя по сюжету фильма!

Ничего удивительного, что Церковь стремилась влиять и на искусство. Так, например, ею было запрещено изображать обнаженные тела. И в такое время Гойя пишет свою “Маху обнаженную”!

Интересные факты о заказчике

“Маха обнаженная” Гойи. Легенды о модели и заказчике картины
Франсиско Гойя. Маха одетая. 1801-1803 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Заказчиком Гойи был всемогущий министр Годой. Во времена, когда изображение обнаженных тел было строго запрещено, только фаворит королевы и фактический правитель страны мог позволить себе такую “шалость”.

Кстати, сразу после приобретения “Махи обнаженной” он заказал у художника и “Маху одетую”. Считается, что он показывал ту или иную картину в зависимости от уровня терпимости к вольностям у его гостя. Я слабо верю в эту версию – думаю, если его гостем был ярый сторонник Церкви, ему картина просто не показывалась.

Я больше склоняюсь к гипотезе, что обе Махи ему нужны были для создания остроты ощущений у избранных гостей. Сначала демонстрировалась Маха одетая, а затем уже и обнаженная. Или наоборот.

Легенда о модели

Кто же позировал Гойе для обеих картин? Очень распространена до сих пор версия, что это была герцогиня Альба, с которой у художника был любовный роман. Действительно, Гойя нарисовал несколько ее портретов.

“Маха обнаженная” Гойи. Легенды о модели и заказчике картины
Франсиско Гойя. Портрет герцогини Альба. 1797 г. Испанское общество Нью-Йорк

Я почти уверена, что Маха и Герцогиня Альба – не одна и та же женщина. Мне просто сложно представить, что аристократка, женщина из высшего общества согласится предстать перед всеми в обнаженном виде!

Это то же самое, если Кейт Мидлтон (супруга наследного принца Британского престола) сейчас сфотографируется для Плейбоя! Так что мне ближе версия о том, что на картине неизвестная женщина из бедного района Мадрида (жителей таких районов так и называли: мужчин – Махо, женщин – Махи).

В чем революционность Махи обнаженной?

На первый взгляд, нам, искушенным зрителям, может показаться вполне себе традиционным такое изображение. Однако обратите внимание на раскованность позы Махи. Она откровенно демонстрирует свое тело и даже закинула руки, без какого-либо стеснения обнажая свою грудь.

Такая откровенность позы, такая уверенность во взгляде и в целом реалистичность женщины до этого в живописи практически не встречалась.

“Маха обнаженная” Гойи. Легенды о модели и заказчике картины
Франсиско Гойя. Маха обнаженная (фрагмент). 1795-1800 гг. Музей Прадо, Мадрид.

До Гойи предпочитали изображать мифических, а не реальных женщин. Такой уход от реальности как бы негласно давал моральное право художнику изобразить обнаженное тело. Так делал, например, знаменитый соотечественник Гойи – Веласкес.

Во времена Веласкеса дозволительно было изображать обнаженными только мифических героинь. Его Венера выглядит вполне земной красивой женщиной. Однако на её божественность указывает наличие Купидона с крыльями. Первым решился написать земную обнаженную женщину Гойя. Его Маха не имеет никакого отношения к мифам.

Более подробно о дерзком шаге Гойи в живописи читайте в статье “Самобытный Гойя и его Маха обнаженная”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image.jpeg?fit=595%2C408&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image.jpeg?fit=900%2C617&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2005 size-full» title=»“Маха обнаженная” Гойи. Легенды о модели и заказчике картины»Венера перед зеркалом»» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image.jpeg?resize=900%2C617″ alt=»“Маха обнаженная” Гойи. Легенды о модели и заказчике картины» width=»900″ height=»617″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Диего Веласкес. Венера перед зеркалом. 1647-1651 гг. Национальная галерея Лондона

К тому же обнаженная натура, как правило, старалась прикрыть свое тело, и ее взгляд не был таким прямым и уверенным, как у Махи.

“Маха обнаженная” Гойи. Легенды о модели и заказчике картины
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1484 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Гойя был первым, кто изобразил такую откровенную и реалистичную наготу. И не только в этом он был первопроходцем.

Так, в некоторых его работах просматривается импрессионистская техника, например, в картине Молочница из Бордо. Хотя до её расцвета еще целое столетие!

А чего только стоят его гравюры Капричос! Во времена жесточайшей цензуры мастер обличал пороки общества и социальную несправедливость. Это было не просто новаторством. Это ещё было очень смело. Говорить правду тогда, когда все молчали.

“Маха обнаженная” Гойи. Легенды о модели и заказчике картины

Картины Гойи в России

В России хранится несколько картин Гойи. Если будете в Эрмитаже и Пушкинской музее, не пройдите мимо них.

В России хранится лишь одна картина Гойи – “Актриса Антониа Сарате”. Причём в Эрмитаже она находится с 1971 года, когда её подарил музею американский коллекционер. До этого она находилась за пределами России, в частных коллекциях.

Если вам интересно творчество Гойи, вы можете почитать статьи: “Самобытный Гойя и его Маха обнаженная”

“Женщина без лица на семейном портрете Карла IV”

“Причём тут кошки на картине Гойи”

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-44.jpeg?fit=595%2C735&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-44.jpeg?fit=829%2C1024&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2149 size-medium» title=»“Маха обнаженная” Гойи. Легенды о модели и заказчике картины» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-44-595×735.jpeg?resize=595%2C735&ssl=1″ alt=»“Маха обнаженная” Гойи. Легенды о модели и заказчике картины» width=»595″ height=»735″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Франсиско Гойя. Актриса Антониа Сарате. 1810 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

В России хранится лишь две картины Франсиско Гойи. Один из них – портрет художницы Лолы Хименес. Его можно посмотреть в Галерее искусства Европы и Америка XIX-XX веков (одно из зданий Пушкинского музея).

О творчестве Гойи читайте в статье “Самобытный Гойя и его Маха обнаженная”.

“Женщина без лица Франциско Гойи”

“Причём тут кошки на картине Гойи”

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-29.jpeg?fit=473%2C680&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-29.jpeg?fit=473%2C680&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1999″ title=»“Маха обнаженная” Гойи. Легенды о модели и заказчике картины» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-29.jpeg?resize=550%2C791″ alt=»“Маха обнаженная” Гойи. Легенды о модели и заказчике картины» width=»550″ height=»791″ data-recalc-dims=»1″/>

Франсиско Гойя. Портрет художницы Лолы Хеменес. 1813 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.