
Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц
Содержание:
У Сикстинской Мадонны Рафаэля очень красивое лицо. Многие верят, что моделью для неё послужила Маргарита Лути, возлюбленная Рафаэля. Но они совсем не похожи. Скорее всего, Сикстинская Мадонна – собирательный образ. Сам Рафаэль писал своему другу, что красивых женщин так же мало, как и хороших судей. Поэтому ему нужно посмотреть их в большом количестве, чтобы родилась в голове идея.
Сравните лица Маргариты Лути и Сикстинской Мадонны в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-10.jpeg?fit=561%2C480&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-10.jpeg?fit=561%2C480&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3647 size-full» title=»Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц»Сикстинская Мадонна»» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-10.jpeg?resize=561%2C480″ alt=»Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц» width=»561″ height=»480″ data-recalc-dims=»1″/>
“Красота спасёт мир”. Ф. Достоевский
Рафаэль (1483-1520 гг.) был человеком добросердечным и скромным. Он никогда не зазнавался. Охотно делал наброски рисунков для других художников. Умел находить общий язык с каждым заказчиком.
Все его любили. Никто ему не завидовал. Лишь восхищались им. Его ученики и другие художники толпами ходили за ним по пятам. Когда Рафаэль шел по улице в окружении своих почитателей, горожане были уверены – идёт какой-нибудь герцог.
Не удивительно, что у такого человека писать лица святых и ангелов получалось лучше, чем лица представителей тьмы. Его Иуды не похожи на отъявленных предателей. А дева, олицетворяющая Порочность и вовсе миловидна. Посмотрите на картину “Сон рыцаря”.
О самых прелестных из них читайте в статье “Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”.
Перейти на главную страница сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-14.jpeg?fit=595%2C608&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-14.jpeg?fit=752%2C768&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3169″ title=»Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-14.jpeg?resize=750%2C766″ alt=»Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц» width=»750″ height=»766″ sizes=»(max-width: 750px) 100vw, 750px» data-recalc-dims=»1″/>
Благодеяние и Порочность одинаково приятны лицом. Рафаэль не был рождён изображать зло. Он был рождён создавать красоту и гармонию. Поэтому не удивительно, что он прославился образом Мадонны. Той, которая несёт в этот мир свет и доброту.
1. Мадонна Конестабиле. 1502 г.
Вы можете сравнить их работы в статье “Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-3.jpeg?fit=595%2C596&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-3.jpeg?fit=900%2C901&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3151″ title=»Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-3.jpeg?resize=700%2C701″ alt=»Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц» width=»700″ height=»701″ sizes=»(max-width: 700px) 100vw, 700px» data-recalc-dims=»1″/>
Мадонну Конестабиле Рафаэль написал в городе Перуджи, в мастерской своего учителя Пьетро Перуджино. Знакомство с работами Леонардо да Винчи ещё впереди. Поэтому с техникой сфумато Рафаэль ещё не знаком. Линии ещё слишком отчётливы. Образы ещё слишком просты.
Однако эта работа бесценна как раз тем, что была создана совсем юным Рафаэлем. Мы можем увидеть его талант “без примесей”. Без влияния великих Леонардо и Микеланджело.
Очевидно, что даже в таком юном возрасте Рафаэль уже перерос своего учителя Перуджино. У того Мадонны были хоть и красивы, но не очень естественны.
Наклон головы был слишком манерным. Поза и жесты были наигранными. Складки одежды фальшивыми. Все это Рафаэль смог преодолеть. Несмотря на простоту, его ранняя Мадонна более искренняя.
Сравните работы учителя и ученика в статье “Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-28.jpeg?fit=595%2C759&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-28.jpeg?fit=601%2C767&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3001″ title=»Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-28.jpeg?resize=550%2C702″ alt=»Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц» width=»550″ height=»702″ sizes=»(max-width: 550px) 100vw, 550px» data-recalc-dims=»1″/>
Мадонна Конестабиле досталась России с большим трудом. Как известно, её решил приобрести Александр II для своей супруги. Власти Италии до последнего сопротивлялись вывозу картины.
Сначала было поставлено условие, что картина останется за городом Перуджи, если городской совет сможет уплатить графу Конестабиле ту же сумму (100 тыс. рублей). Денег не нашлось.
Затем правительство Италии собрало совет министров. Они должны были решить вопрос о вывозе картины. В это время на графа обрушилась критика общественности. Ведь он посмел лишить их страну национального достояния.
Однако министры разрешили вывоз. Не нашлось никаких законных оснований препятствовать сделке. Графу же были слишком нужны деньги, чтобы прислушиваться к окружающим.
О картине также читайте в статье “Шедевры Эрмитажа”.
2. Мадонна Грандука. 1505 г.
Ответ ищите в статье “Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-27.jpeg?fit=595%2C905&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-27.jpeg?fit=900%2C1369&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2998″ title=»Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-27.jpeg?resize=480%2C730″ alt=»Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц» width=»480″ height=»730″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>
Рафаэль создал Мадонну Грандука во Флоренции. В эту Мекку искусства и науки он приехал при первой возможности. Здесь он познакомился с работами Леонардо да Винчи. И перенял его технику сфумато (плавный переход от света к тени). Теперь уже нет в его живописи чётких линий. Фигуры Марии и младенца как будто мерцают. Все это делает их ещё более живыми.
Здесь Мадонна с кротким опущенным взглядом. Легкой грустной улыбкой. Как выразился Вазари, его современник и биограф, эта Мадонна словно “прекрасная сестра Рафаэля”. Настолько её лик отражает те же черты, что были присущи самому Рафаэлю. Если бы он сам не был наделён добротой, отзывчивостью и щедростью, он не смог бы создать такой образ.
О Рафаэле читайте в статье “Эпоха Возрождения. 6 великих итальянских мастеров”.
О его самых известных Мадоннах читайте в статье “Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-11.jpeg?fit=563%2C768&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-11.jpeg?fit=563%2C768&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3182 size-thumbnail» title=»Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-11-480×640.jpeg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>
Изначально Рафаэль создал свою Мадонну на фоне пейзажа и окна с балюстрадой. Но сейчас мы видим её на черном фоне. Долгое время считалось, что фон изменил сам Рафаэль. Эта версия до сих пор встречается во многих источниках.
Однако, как показал химический анализ краски, скорее всего фон был изменён не менее, чем через 100 лет после создания шедевра. Кто знает, возможно однажды чёрный слой снимут. Но мир знает Мадонну Грандука в таком виде с 1800 года. Не будет ли это слишком большим потрясением для любителей Рафаэля?
О картине читайте более подробно в статье “Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля”.
3. Мадонна Альба. 1511 г.
О картине читайте в статье “Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-9.jpeg?fit=595%2C619&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-9.jpeg?fit=738%2C768&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3153 size-full» title=»Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-9.jpeg?resize=738%2C768″ alt=»Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц» width=»738″ height=»768″ sizes=»(max-width: 738px) 100vw, 738px» data-recalc-dims=»1″/>
Мадонна Альба была написана в Риме. Рафаэль прибыл сюда по просьбе папы Юлия II для росписи залов Ватикана. Здесь же работал и Микеланджело над росписью Сикстинской капеллы.
Нелюдимый и угрюмый Микеланджело на других художников взирал свысока. В том числе на Рафаэля. Они не дружили. Почти не общались.
Однажды поссорившись с папой, Микеланджело вынужден был бежать из Рима. Остались сведения, что он отдал своему поверенному ключ от Сикстинской капеллы с наставлением ни в коем случае не показывать фрески Рафаэлю.
Но это не помешало Рафаэлю взять от замкнутого гения самое лучшее. Так, Микеланджело был виртуозом в написании физически развитых людей. Рафаэль, конечно, ему в этом уступал. Обнаженные торсы ему давались немного хуже.

Однако у мастера телесной красоты он сумел взять раскованность в жестах. Величавость и монументальность поз. Так появилась Мадонна Альба.
Вместо хрупкой и уязвимой фигуры Мадонны Грандука мы видим зрелую, величественную женщину. Она сильна и вынослива и в физическом, и в психологическом плане. Она уверенно и раскованно сидит. Её взор уже нельзя назвать кротким.
Когда-то Мадонна Альба принадлежала Эрмитажу. Увы, она была продана американскому коллекционеру советским правительством после революции 1917 года.
4. Мадонна в кресле. 1514-1515 гг.
Об этой картине читайте в статье “Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-12.jpeg?fit=595%2C612&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-12.jpeg?fit=900%2C925&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3165 size-medium» title=»Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-12-595×612.jpeg?resize=595%2C612&ssl=1″ alt=»Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц» width=»595″ height=»612″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>
Мадонна делла Седия одета в праздничную одежду горожанки 16 века. Рафаэль не стал изображать её в красном платье (красный цвет олицетворял кровь Иисуса) и голубом плаще (цвет невинности). Кстати, такой наряд Мадонны (не только у Рафаэля) на самом деле никто никогда не носил.
Возможно, потому что моделью послужила реальная девушка? Ведь все его Мадонны родились в его воображении. Сам Рафаэль писал об этом другу: лишь увидев много земных красавиц, у него в голове рождалась идея-образ.
К слову, красивых девушек он видел немало. Он был влюбчив. Женщины отвечали ему взаимностью. Однажды под влиянием новой влюбленности Рафаэль никак не мог завершить заказанную работу. Заказчик в отчаянии сделал все, чтобы женщина, в которую был влюблён Рафаэль, круглосуточно была при нем. Только так Рафаэль смог завершить работу.
Мадонна в кресле уверенно смотрит прямо на нас. Она прижимает сына к себе. Как будто она уже сполна осознала, что ждёт её сына.
Мария, младенец Иисус и Иоанн Креститель в образе ребёнка максимально приближены к нам. Пространства для заднего плана не остаётся. Дополнительные символы в виде деревьев и облаков уже не нужны. Только красота и безграничная материнская любовь.
5. Сикстинская мадонна. 1512-1513 гг.
О картине читайте в статьях
“Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”
“Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-10.jpeg?fit=560%2C767&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-10.jpeg?fit=560%2C767&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3161″ title=»Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-10.jpeg?resize=480%2C657″ alt=»Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц» width=»480″ height=»657″ data-recalc-dims=»1″/>
Сикстинская Мадонна спускается к нам по облакам. Она несёт нам самое драгоценное. Своего сына. Невозможно остаться равнодушным, когда смотришь в её грустные глаза.
Рафаэль невероятным образом передал её невесомость. Её стопы не проваливаются в облака. Тогда как двое святых в них почти утопают.
Ангелочки внизу картины отрешенно смотрят по сторонам. Такое их расположение тоже очень необычно. Недаром они сделали свою собственную карьеру. Их изображением до сих пор украшают подушки, шкатулки или тарелки.
В 1754 году Август III Саксонский купил картину за огромные деньги. Говорят, что он даже передвинул трон, чтобы картина лучше смотрелась.
Достоевский специально ездил в Дрезден, чтобы посмотреть полотно вживую. А её фотография всю жизнь висела в его кабинете. Именно эта картина вдохновила его на фразу “Красота спасёт мир”.
Я не случайно решила рассказать о Сикстинской Мадонне в последнюю очередь. Хотя создана она была чуть раньше, чем Мадонна в кресле.
Потому что это была вершина. Не только творчества Рафаэля. Пожалуй, вершина всего Возрождения. Дальше некуда. Уже невозможно написать что-то ещё более совершенное.
Это поняли современники Рафаэля. И долго не могли найти новый путь. Его найдут позже. Караваджо. Рембрандт. Затем Гойя.
А пока настанет 100-летняя эпоха маньеризма. Гармония духовного и телесного будет потеряна. А кто-то просто пойдет по пути подражания. Конечно, Рафаэлю.
“Рафаэль создавал то, что другие только мечтали создать”. Гёте.
О самой знаменитой картине Рафаэля читайте в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Leave a Reply