» Арт » Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля

Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля

Мадонна Грандука Рафаэля одна из самых известных работ мастера. Она выполнена с той совершенной простотой, которая ему так свойственна. Однако картина интересна ещё своей тайной. Она разительно отличается от других Мадонн Рафаэля. А именно своим черным глухим фоном. Остальные Мадонны изображены на фоне пейзажа или интерьера. Кто закрасил изначально существующий пейзаж позади Мадонны Грандуки? И для чего это сделали?

Ответ ищите в статье “Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-27.jpeg?fit=595%2C905&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-27.jpeg?fit=900%2C1369&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2998″ title=»Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-27.jpeg?resize=500%2C760″ alt=»Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля» width=»500″ height=»760″ sizes=»(max-width: 500px) 100vw, 500px» data-recalc-dims=»1″/>

Следующее поколение художников после Рафаэля (1483-1520 гг.) оказались в отчаянном положении. Знатоки искусства в один голос утверждали, что превзойти по мастерству Рафаэля уже невозможно. Совершеннее некуда. Оставалось только восхищаться, копировать и подражать.

Беспорность его мастерства признана и в наши дни. Так в чем же она выражается? Это можно легко оценить с помощью картины Рафаэля “Мадонна Грандука” (1505). Тем более, что в картине есть одна загадка. Ответ на неё я также попытаюсь найти.

Рафаэль как творец совершенной красоты

Так в чем же секрет Рафаэля? Почему многие считают его лучшим художником всех времён?

Рафаэль виртуозно владел методом Леонардо да Винчи “сфумато”. Очертания лиц как бы растворяются в плавных переходах от света к тени. Это делает фигуры объемными и живыми.

Также он подходил к созданию композиции как архитектор. Его композиционные решения очень гармоничны. Мадонна Грандука слегка развёрнута вправо, а младенец – влево. Это и делает их простые позы такими лаконичными.

Рафаэлю удалось приблизиться к совершенной простоте. В том, как расположены руки, как ниспадают складки одежды. Создаётся ощущение, что только так и должно быть.

На самом деле за этой простотой стоит долгий поиск самого верного решения. Только Рафаэлю удавалось так умело прятать предварительную работу. Как будто он создавал свои работы на одном дыхании. Без усилий. Хотя, конечно, это было не так.

Рафаэль был учеником Перуджино. Он тоже писал Мадонн. Разница между ними очевидна. Ученик превзошёл учителя. Рафаэлю удалось достичь вершины подлинной красоты. Все его предшественники были лишь в поиске этого совершенства.

Перуджино был учителем Рафаэля. Ученик многому у него научился. Первые его Мадонны очень похожи на перуджинских Мадонн. Даже чертами лица. Но ученик однозначно превзошёл своего учителя. И умением изобразить совершенную красоту, и более гармоничными композициями.

Сравните работы учителя и ученика в статье “Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-28.jpeg?fit=595%2C759&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-28.jpeg?fit=601%2C767&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3001″ title=»Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-28.jpeg?resize=450%2C574″ alt=»Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля» width=»450″ height=»574″ sizes=»(max-width: 450px) 100vw, 450px» data-recalc-dims=»1″/>

Пьетро Перуджино. Мадонна с младенцем. 1520 г. Художественный музей Уолтера, Балтимор, США

Загадка Мадонны Грандука

Если вы хорошо знаете работы Рафаэля, то наверняка вам известно, чем “Мадонна Грандука” отличается от других его работ. Если нет, то посмотрите на пару других картин, чтобы заметить разницу.

Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля
Картины Рафаэля. Слева: Мадонна в зелени. 1505 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Справа: Святое семейство (Мадонна с безбородым святым Иосифом). 1506 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Обе картины написаны в то же время, что и Мадонна Грандука. Отличаются они фоном. Почти все Мадонны написаны Рафаэлем на светлом фоне интерьера или на лоне природы. Этим он добивался “циркуляции воздуха” и объемности.

Мадонна Грандука была не исключением. Судя по предварительному рисунку, картина задумывалась с пейзажем на заднем фоне.

Этот рисунок – подготовка к картине “Мадонна Грандука”. Видно, что изначально Рафаэль задумывал овальную форму изображения. Но передумал. Также на рисунке фигуры изображены на фоне пейзажа. Он и был написан на картине. Но по какой-то причине задний план с пейзажем был закрашен чёрной краской. Кто это сделал и для чего?

Ответ ищите в статье “Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-29.jpeg?fit=292%2C340&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-29.jpeg?fit=292%2C340&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3010 size-full» title=»Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-29.jpeg?resize=292%2C340&ssl=1″ alt=»Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля» width=»292″ height=»340″ data-recalc-dims=»1″/>

Рафаэль Санти. Рисунок к картине “Мадонна Грандука”. Кабинет набросков и этюдов в Галерее Уффици, Флоренция, Италия.

Более того, рентгеновский снимок картины также показал, что Мадонна Грандука изначально была создана совсем с другим фоном.

Рентген картины “Мадонны Грендука” Рафаэля показал, что под черным фоном художник изначально изобразил балюстраду с пейзажем. Долгое время считалось, что он сам закрасил фон в подражание Леонарду да Винчи. Но последний химический анализ краски показал, что она была нанесена 100 лет спустя после написания картины. Кто это сделал и главное зачем?

Ответ ищите в статье “Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-32.jpeg?fit=416%2C606&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-32.jpeg?fit=416%2C606&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3017″ title=»Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-32.jpeg?resize=480%2C699″ alt=»Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля» width=»480″ height=»699″ data-recalc-dims=»1″/>

Рентгеновский снимок картины Рафаэля “Мадонна Грандуки” (скопировано с сайта Corriere Della sera). 1. Под чёрной краской – другой слой краски, окружающий фигуры. 2. Балюстрада 3. Пейзаж 4. Нависающая структура (занавес или дерево). 5. Ещё одна структура (стена дома или занавес).

Многие искусствоведы считают, что Рафаэль в подражание Леонардо да Винчи закрасил свой фон чёрной краской. Ведь великий Леонардо предпочитал темный и мрачный фон. Но тогда Рафаэлю достаточно было заглушить яркие краски. Зачем закрашивать глухим черным цветом?

Я в эту версию слабо верю. Рафаэль отличался очень кропотливой подготовкой перед созданием картины. Не верится, что он создал картину, а потом вдруг его “осенило” изменить фон. К тому же все остальные его Мадонны того же периода написаны исключительно со светлым задним планом.

Я могу предположить, что фон закрасил кто-то другой. Причём сделано это в стиле Караваджо. Поэтому это явно произошло в 17 веке, 100 лет спустя. Химический анализ краски также подтвердил, что изменения внесены в это время.

Вполне возможно, что это сделал Карло Дольчи (1616-1686), религиозный художник 17 века. Картина принадлежала ему всю жизнь. Пока её не купил у его наследников Герцог Франциск III в 1800 году. Приобрёл он её уже с черным фоном. Судя по описаниям картины того времени.

Кстати, Мадонна получила своё название именно в честь этого владельца (Grand Duca – Великий Герцог в переводе с итальянского).

Карло Дольчи создавал свои картины уже после Караваджо. Возможно, поэтому на его полотнах фон темный или чёрный. Также таким задним планом он подчеркивал религиозность картины.

Художник также известен тем, что владел одним из шедевров Рафаэля “Мадонной Грандука”. Не его ли это рук дело – чёрный фон, которым были закрашены балюстрада и пейзаж Рафаэля?

Об этом читайте в статье “Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image.jpeg?fit=407%2C491&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image.jpeg?fit=407%2C491&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3038″ title=»Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image.jpeg?resize=480%2C579″ alt=»Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля» width=»480″ height=»579″ data-recalc-dims=»1″/>

Карло Дольчи. Мадонна с младенцем. 1660-1670 гг. Музей истории искусств, Вена, Австрия

Дольчи любил писать святых как раз на тёмном фоне. Тем самым он усиливал религиозность картин. Возможно, ему вздумалось внести изменение и в “Мадонну Грандука”.

Тайна Бриджуоторской Мадонны

Я бы остановилась на этой версии с вероломным Карлом Дольчи, если бы не ещё одна нестыковка!

У Рафаэля есть ещё одна Мадонна с закрашенным черным фоном. Картина написана 1,5-2 года спустя после Мадонны Грандуки.

Бриджуоторская Мадонна была создана Рафаэлем несколько в ином виде. Как и большинство его Мадонн, она была изображена на фоне светлого пейзажа в окне. На сайте национальной галереи Шотландии вы прочтёте, что первоначальный задний план чёрной краской закрасил сам Рафаэль. Однако в это с трудом верится. Тем более, что двумя годами точно также “Мадонна Грандука” лишилась своего живописного фона. Так кто же закрашивал картины Рафаэля? И главное, для чего он это делал?

Ответ ищите в статье “Мадонна Грандука”. Самая загадочная картина Рафаэля”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-33.jpeg?fit=450%2C659&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-33.jpeg?fit=450%2C659&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3021″ title=»Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-33.jpeg?resize=480%2C703″ alt=»Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля» width=»480″ height=»703″ data-recalc-dims=»1″/>

Рафаэль Санти. Бриджуоторская Мадонна. 1507 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

История та же! Рентген показал, что под чёрной краской – пейзаж в окне. На сайте Национальной галереи Шотландии также указана версия, что Рафаэль сам закрасил пейзаж темной краской.

Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля

Получается, что мастер тщательно продумывал композицию, тратил силы на сложный задний план с пейзажем. Чтобы потом все закрашивать? Причём с завидной регулярностью? Это совершенно не похоже на его метод работы.

Возможно, что обе Мадонны принадлежали одному и тому же владельцу до покупки одной из них Карлом Дольчи, то есть в начале 17 века. Может быть этот владелец решил, что пейзажи и интерьеры отвлекают зрителя от Священного образа. Поэтому решил их закрасить.

К сожалению, это только предположение. Установить, кто владел картинами в этот период, мне пока не удалось. Поиски продолжаются.

О других картинах художника читайте в статьях:

 “Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Рафаэль. Мадонна Грандука. 1504-1505. Палаццо Питти, Флоренция.