» Арт » Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

Подавляющее большинство картин и фресок за последние 500 лет было создано по правилам линейной перспективы. Именно она помогает 2D-пространство превратить в 3D-изображение. Это главная техника, с помощью которой художники создают иллюзию глубины. Но далеко не всегда мастера следовали всем правилам перспективного построения. 

Разберём несколько шедевров и посмотрим, как художники выстраивали пространство за счёт линейной перспективы в разные времена. И почему они иногда нарушали некоторые ее правила. 

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан. Wikimedia Commons.

В эпоху Возрождения были разработаны принципы прямой линейной перспективы. Если до этого художники выстраивали пространство интуитивно, на глаз, то в XV веке они научились строить ее математически точно.

Леонардо да Винчи в конце XV века уже прекрасно знал, как строить пространство на плоскости. На его фреске «Тайная вечеря» мы это и видим. Перспективные линии легко провести по линиям потолка и занавесей. Они соединяются в одной точке схода. Через эту же точку проходит линия горизонта, или линия глаз.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

Когда на картине изображён реальный горизонт, линия глаз как раз проходит на стыке неба и земли. При этом она находится чаще всего в области лиц героев. Все это мы и наблюдаем на фреске Леонардо.

Точка схода находится в области лица Христа. А линия горизонта проходит по его глазам, а также по глазам некоторых апостолов.

Это хрестоматийное построение пространства, выстроенное по правилам ПРЯМОЙ линейной перспективы.

Причём это пространство центрированное. Линия горизонта и вертикальная линия, проходящая через точку схода, делят пространство на 4 равные части! Такое построение отражало мировоззрение той эпохи с ярким стремлением к гармонии и балансу.

Впоследствии такое построение будет встречаться все реже и реже. Для художников это будет казаться слишком простым решением. Они будут и вертикальную линию смещать с точкой схода. И горизонт опускать или поднимать.

Даже если взять копию работы Рафаэля Моргена, созданную на рубеже XVIII-XIX веков, мы увидим, что он не… выдержал такой центричности и сместил линию горизонта выше!

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты
Рафаэль Морген. Тайная вечеря. 1800. Частная коллекция. Meisterdruke.ru.

Но на тот момент построение пространства как у Леонардо было невероятным прорывом в живописи. Когда все выверено точно и совершенно.

Поэтому давайте посмотрим, как изображали пространство до Леонардо. И почему его “Тайная вечеря” казалась чем-то особенным.

Античная фреска

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты
Античная фреска из виллы Фанния Синистора в Боскореале. 40-50-е годы до нашей эры. Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Wikimedia Commons.

Античные художники изображали пространство интуитивно, используя так называемую наблюдательную перспективу. Именно поэтому мы видим явные погрешности. Если провести перспективные линии вдоль фасадов и поверхностей, мы обнаружим аж три точки схода и три линии горизонта.

В идеале все линии должны были сойтись в одной точке, которая находится на одной линии горизонта. Но так как пространство строилось интуитивно, без знания математической основы, получилось именно так.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

Но нельзя сказать, что это режет глаз. Дело в том, что все точки схода находятся на одной вертикальной линии. Изображение симметрично, а элементы почти одинаковы с обеих сторон от вертикали. Именно это делает фреску сбалансированной и эстетически прекрасной.

На самом деле такое изображение пространства ближе к естественному восприятию. Ведь сложно представить, что человек может смотреть на городской пейзаж с одной точки, стоя неподвижно. Только так мы можем увидеть то, что нам предлагает математическая линейная перспектива.

Вы ведь можете смотреть на один и тот же пейзаж то стоя, то сидя, то с балкона дома. И тогда линия горизонта у вас то ниже, то выше… Это мы и наблюдаем на античной фреске.

Но между античной фреской и «Тайной вечерей» Леонардо – большой пласт искусства. Иконопись.

Пространство на иконах изображали иначе. Предлагаю взглянуть на «Святую Троицу» Рублёва.

Андрей Рублёв. Святая Троица.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты
Андрей Рублёв. Святая Троица. 1425. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.

Глядя на икону Рублева “Святая Троица”, мы сразу замечаем одну особенность. Объекты на ее переднем плане изображены явно НЕ по правилам прямой линейной перспективы.

Если провести перспективные линии у левой подставки для ног, то они соединятся далеко за пределами иконы. Это так называемая ОБРАТНАЯ линейная перспектива. Когда дальняя часть объекта шире той, что ближе к зрителю.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

А вот перспективные линии подставки справа никогда не пересекутся: они параллельны друг другу. Это АКСОНОМЕТРИЧЕСКАЯ линейная перспектива, когда предметы, особенно не очень удлиненные в глубину, изображаются с параллельными друг другу сторонами.

Почему Рублёв так изобразил объекты?

Академик Б. В. Раушенбах в 80-х годах XX века исследовал особенности человеческого зрения и обратил внимание на одну особенность. Когда мы стоим очень близко к предмету, мы воспринимаем его в легкой обратной перспективе или же не замечаем никаких перспективных изменений. А значит, либо ближайшая к нам сторона предмета кажется слегка меньше дальней, либо его стороны видятся одинаковыми. Это все относится и к наблюдательной перспективе.

Кстати, именно поэтому дети чаще рисуют предметы в обратной перспективе. И мультики с таким пространством они тоже воспринимают легче! Видите: предметы из советских мультфильмов изображены именно так.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

Об этой особенности зрения художники интуитивно догадывались ещё задолго до открытия Раушенбаха.

Так, мастер XIX века построил пространство, казалось бы, по всем правилам прямой линейной перспективы. Но обратите внимание на камень на переднем плане. Он изображён в легкой обратной перспективе!

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты
Карл Фридрих Генрих Вернер. Эрехтейон, портик кариатид. 1877. Частная коллекция. Holsta.net.

Художник использует в одной работе и прямую, и обратную перспективы. И в общем-то, Рублёв делает то же самое!

Если передний план иконы изображён в рамках наблюдательной перспективы, то на заднем плане иконы здание изображено по правилам… прямой перспективы!

Как и античный мастер, Рублёв работал интуитивно. Поэтому там две линии глаз. Мы смотрим на колонны и вход в портик с одного уровня (линия глаз 1). А вот на потолочную часть портика – с другого (линия глаз 2). Но это все же прямая перспектива.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

А теперь перенесёмся в XVII век. К этому моменту линейная перспектива была очень хорошо изучена: со времён Леонардо прошло более 100 лет. Посмотрим, как ее применяли художники той эпохи.

Ян Вермеер. Урок музыки

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты
Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон. Wikimedia Commons.

Понятно, что художники XVII века уже виртуозно владели линейной перспективой.

Видите, правая часть картины Яна Вермеера (правее от вертикальной оси) меньше левой?

Если в “Тайной вечери” Леонардо вертикальная линия находится ровно посередине, то у Вермеера она уже смещается вправо. Поэтому перспективу Леонардо можно назвать ЦЕНТРАЛЬНОЙ, а Вермеера — БОКОВОЙ.

За счет этой разницы у Вермеера мы видим две стены комнаты, у Леонардо — три.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

На самом деле с XVII века помещения чаще стали изображать именно так, с помощью БОКОВОЙ линейной перспективы. Поэтому комнаты или залы выглядят более реалистично. Центрированность Леонардо встречается гораздо реже.

Но это не единственное различие перспектив Леонардо и Вермеера.

В “Тайной вечере” на стол мы смотрим прямо. И других предметов мебели в комнате нет. А если бы сбоку стоял стул, повергнутый к нам углом? Ведь в таком случае перспективные линии пошли бы куда-то за пределы фрески…

Да, в любом помещении все, как правило, устроено сложнее, чем у Леонардо. Поэтому существует ещё УГЛОВАЯ перспектива.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

У Леонардо она чисто ФРОНТАЛЬНАЯ. Ее признаком является как раз одна точка схода, находящаяся в пределах картины. Все перспективные линии встречаются в ней.

Но у Вермеера в комнате мы видим стоящий стул. И если провести вдоль его сидения перспективные линии, то они соединятся где-то за пределами полотна!

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

А теперь обратите внимание на пол на работе Вермеера!

Если провести линии вдоль сторон квадратов, то линии сойдутся… также за пределами картины. У этих линий будут свои точки схода. Но! Каждая из линий будет находиться на одной и той же линии горизонта.

Таким образом, Вермеер соединяет фронтальную перспективу с угловой. И стул как раз тоже показан с помощью угловой перспективы. И его перспективные линии сходятся в точке схода на единой линии горизонта. Как же это математически красиво!

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

Вообще с помощью линии горизонта и точек схода очень легко нарисовать любой пол в клетку. Это так называемая перспективная сетка. Получается всегда очень реалистично и эффектно.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты
Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.

И именно по такому полу всегда легко понять, что картина написана до времён Леонардо. Потому что без знания того, как строить перспективную сетку, пол всегда кажется куда-то съезжающим. В общем, не очень реалистичным.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты
Робер Кампен. Мадонна с младенцем у камина. 1435. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org*.

А теперь переместимся в следующий, XVIII век.

Жан-Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты
Жан-Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена. 1720. Шарлоттенбург, Германия. Wikimedia Commons.

В XVIII веке линейной перспективой владели в совершенстве. Это хорошо видно на примере работы Ватто.

Идеально выстроенное пространство. С таким одно удовольствие работать. Все перспективные линии соединяются в одной точке схода.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

Но есть на картине одна очень интересная деталь…

Обратите внимание на ящик в левом углу. В него работник галереи укладывает картину для покупателя.

Если провести вдоль двух его сторон перспективные линии, то они соединятся на… иной линии глаз!

И правда, одна его сторона находится под резким углом, а другая – почти перпендикулярна линии глаз. Если Вы это увидели, то не замечать этой странности уже не сможете.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

Так зачем художник пошёл на такое очевидное нарушение законов линейной перспективы?

Ещё со времён Леонардо было известно, что линейная перспектива может существенно искажать изображение предметов на переднем плане (где перспективные линии идут к точке схода под особо острым углом).

Это легко увидеть вот на этом рисунке XVI века.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты
Ханс Вредеман де Врис. Рисунок из книги «Перспектива», 1604. https://tito0107.livejournal.com.

Основания колонн справа квадратные (с равными сторонами). Но из-за сильного наклона линий перспективной сетки создаётся иллюзия, что они прямоугольные! По той же причине круглые в диаметре колонны слева кажутся эллипсоидными.

По идее круглые верхушки колонн слева также должны исказиться и превратиться в эллипсоиды. Но художник изобразил их круглыми, применив наблюдательную перспективу.

Так же и Ватто пошёл на нарушение правил. Если бы он все сделал как надо, то ящик получился бы слишком зауженным сзади.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

Таким образом, художники возвращались к наблюдательной перспективе и ориентировались на то, как предмет будет органичнее смотреться. И намеренно шли на некоторые нарушения правил.

А теперь переместимся в XIX век. И на этот раз посмотрим, как сочетал линейную и наблюдательную перспективы уже русский художник – Илья Репин.

Илья Репин. Не ждали.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты
Илья Репин. Не ждали. 1885. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.

На первый взгляд художник выстроил пространство по классической схеме. Только вертикаль смещена влево. А если помните, художники после времён Леонардо старались избегать чрезмерной центрированности. В этом случае проще «разместить» героев вдоль правой стены.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

Обратите также внимание, что головы двух главных героев: сына и матери – оказываются в перспективных углах. Они образованы перспективными линиями, идущими вдоль линий потолка в точку схода. Это подчеркивает особые взаимоотношения и даже, можно сказать, родство героев.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

А ещё смотрите, как ловко Илья Репин решает проблему перспективных искажений в нижней части картины. Справа он размещает округлые предметы. Таким образом, не нужно ничего придумывать с углами, как это пришлось делать Ватто с его ящиком.

И ещё один интересный шаг делает Репин. Если мы проведём перспективные линии вдоль досок пола, то получится нечто странное!

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

Они не соединятся в единой точке схода!

Художник намеренно пошёл на использование наблюдательной перспективы. Поэтому пространство кажется более интересным, не таким схематичным.

И теперь перемещаемся в XX век. Думаю, что Вы уже догадываетесь, что мастера этого столетия особо не церемонились с пространством. Убедимся мы в этом на примере работы Матисса.

Анри Матисс. Красная мастерская.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты
Анри Матисс. Красная мастерская. 1911. Музей современного искусства в Нью-Йорке. Gallerix.ru.

Уже с первого взгляда понятно, что Анри Матисс изобразил пространство особым образом. Он явно отошёл от канонов, сформированных ещё в эпоху Ренессанса. Да, и Ватто, и Репин тоже допускали некоторые неточности. Но Матисс явно преследовал какие-то другие цели.

Сразу бросается в глаза, что Матисс часть предметов показывает в прямой перспективе (стол), а часть – в обратной (стул и комод).

Но на этом особенности не заканчиваются. Давайте проведём перспективные линии стола, стула и картины на левой стене.

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

И тут же обнаруживаем сразу ТРИ горизонта. Один из них выходит за пределы картины. Вертикалей тоже ТРИ!

Зачем же Матисс так все усложняет?

Обратите внимание, что изначально стул выглядит как-то странно. Как будто на верхнюю перекладину его спинки мы смотрим слева. А на всю остальную часть — справа. А теперь посмотрите на предметы на столе.

Блюдо лежит так, словно мы смотрим на него сверху. Карандаши чуть наклонены назад. А вот вазу и бокал мы видим сбоку.

Такие же странности мы можем отметить и в изображении картин. Те, что висят, смотрят ровно на нас. Как и напольные часы. А вот картины у стены изображены немного сбоку, как будто мы смотрим на них из правого угла комнаты.

Такое ощущение, что Матисс не хотел, чтобы мы обозревали комнату с одного места, с одного ракурса. Он словно водит нас по комнате!

Вот мы подошли к столу, наклонились над блюдом и рассмотрели его. Обошли стул. Затем подошли к дальней стене и посмотрели на картины, которые висят. Потом уронили свой взгляд влево, на стоящие на полу работы. И так далее.

Получается, Матисс не нарушал линейной перспективы! Он просто изобразил пространство с разных ракурсов, с разной высоты.

Согласитесь, это завораживает. Как будто комната оживает, окутывает нас. И красный цвет здесь лишь усиливает этот эффект. Цвет помогает пространству завлечь нас внутрь…

.

Так всегда бывает. Сначала правила создают. Потом начинают их нарушать. Сначала робко, а потом все смелее. Но это не является, конечно, самоцелью. Это помогает передавать мироощущение своей эпохи. Для Леонардо это стремление к балансу и гармонии. А для Матисса — движение и яркий мир.

О секретах построения пространства – в курсе «Дневник Искусствоведа».

***

Отдельная благодарность за помощь в написании статьи Сергею Черепахину. Именно его умение разобраться с нюансами перспективных построений в живописи вдохновили меня на создание этого текста. Он стал его соавтором.

Если Вас интересует тема линейной перспективы, пишите Сергею (cherepahin.kd@gmail.com). Он с удовольствием поделится своими материалами на эту тему (в том числе по картинам, которые упоминаются в этой статье).

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Онлайн-курсы по искусству 

English version

***

Ссылки на репродукции:

Робер Кампен. Мадонна с младенцем у камина: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.%20Paintings/38868?lng=ru&7