
Клод Моне. Биография выдающегося импрессиониста
Содержание:
Расскажу Вам о Великом Моне.
Но не в виде сухой биографии, а в более изящной манере. Все-таки речь пойдет о живописце ;).
Поэтому груды цифр и имен не будет. А будет много жизни и эмоций…
Как Клод Моне НЕ стал великим карикатуристом
В 15 лет Клод Моне был знаменитым человеком в своем городе. Это был не Париж, а лишь портовый Гавр на севере Франции. Но согласитесь, не каждый может похвастаться таким статусом в подростком возрасте.
Все благодаря умению юного Моне написать озорную карикатуру на местного чиновника.

Родители юнца были обескуражены. Мало того, что сын рисует ерунду, он ещё осмеливается брать 20 франков за один рисунок. Между прочим это месячная зарплата суконщика или маляра!
Клод ходил павлином: он был горд собой. Особенно когда видел толпу зевак около витрины лавки. Люди с любопытством разглядывали его новые шаржи.
Он доказал всем, что необязательно корпеть за партой, чтобы хорошо зарабатывать. А то уже достали со своими претензиями по поводу прогулов, думал Моне.
Он уже не сомневался, что будет знаменит на весь мир. Осталось покорить Париж. Он был уверен, что его ремесло карикатуриста придётся по вкусу парижской публике. И юморные шаржи ему будут заказывать богатые месье и даже министры.

Но Моне так и не осчастливил ни одного парижанина своей карикатурой. И все из-за одной встречи.
Клод Моне познакомился с необычным художником. Он писал пейзажи совсем не так, как все.
Эжен-Луи Буден изображал обыкновенную природу, а не итальянские идеализированные пейзажи.
Его картины были напрочь лишены декоративности. Никаких пушистых крон, древних развалин или фигурок танцующих нимф.
Порой на них не было почти ничего. Пустынный берег, пасмурное небо, пара валунов и фигурки рыбаков.

Сначала Моне, как и все, потешался над отсутствием у художника воображения. Но постепенно до него дошло, что под внешней простотой скрывается нечто большее. Истинное лицо природы, написанное правдиво и искренне.
Именно у Будена Моне научился улавливать самое первое впечатление от увиденного и переносить это на холст.
Но домочадцам эта дружба не нравилась. Зачем это сын водится с художником-неудачником, который и пары картин своих продать не может. И поделом ему – кому нужны его невзрачные работенки.
Но было уже поздно. Моне был покорён таким подходом к живописи. Он твёрдо решил стать живописцем и уехал в Париж.

Клод, как обычно, учиться не стал. Родители за это лишили нерадивого сына всякой материальной помощи. Моне был уверен, что обойдётся без отцовских денег. Ведь он быстро добьется славы…
Как Клод Моне стал «пачкуном» и чуть не лишился жизни
Париж не особо ждал Клода Моне. Его работы решительно никто не хотел покупать. Сады и парки неизвестного художника никому не были нужны. Денег стало не хватать даже на хлеб.
Выручали новые друзья. Это были молодые художники, которые разделяли его взгляды на живопись, но при этом не были лишены поддержки родителей, как Базиль. Или имели уже хорошее наследство, как Кайботт.
Моне понимал, что ему нужно заявить о себе. На подачках от друзей долго не продержишься. Надо было создать выдающуюся работу и выставить ее на главной выставке города – в Парижском салоне.
У Моне сработал юношеский максимализм. Он решил покорить публику размерами. Он начал работать над огромным полотном «Завтрак на траве».
Но художник не рассчитал своих сил. Приходилось делать много этюдов на воздухе: иначе не передашь правдиво, как солнечные блики ложатся на белую скатерть. А потом возвращаться в студию и работать над полотном размером … 6 на 4 метра!
Об этом читайте в статье “Завтрак на траве Клода Моне. Как зарождался импрессионизм”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-26.jpeg?fit=595%2C800&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-26.jpeg?fit=893%2C1200&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3762 size-full» title=»Клод Моне. Биография выдающегося импрессиониста» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-26.jpeg?resize=893%2C1200&ssl=1″ alt=»Клод Моне. Биография выдающегося импрессиониста» width=»893″ height=»1200″ sizes=»(max-width: 893px) 100vw, 893px» data-recalc-dims=»1″/>
Конечно, он не успевал. До выставки оставалось 3 дня, а работе не было конца и края! Но надо же что-то показать публике, иначе ждать следующей выставки 2 года!
Тогда Моне за оставшееся время написал картину «Дама в зеленом». Всего за 3 дня! И публика увидела даму в необычной позе в эффектно переливающемся атласном платье.
Что ж, публике понравилось. Разве что критики не поняли, почему часть платья обрезана рамой. Чудак, но талантливый, рассуждали они. Моне не стал объяснять, что ему захотелось добавить немного спонтанности к искусственной позе.
Ответ ищите в статье “Завтрак на траве Клода Моне. Как зарождался импрессионизм”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-25.jpeg?fit=595%2C929&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-25.jpeg?fit=700%2C1093&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3756 size-full» title=»Клод Моне. Биография выдающегося импрессиониста» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-25.jpeg?resize=700%2C1093&ssl=1″ alt=»Клод Моне. Биография выдающегося импрессиониста» width=»700″ height=»1093″ sizes=»(max-width: 700px) 100vw, 700px» data-recalc-dims=»1″/>
О Клоде Моне заговорили. Теперь дело за малым – начать принимать заказы. На подобные портреты есть спрос.
Но Моне понимал, что ступил на ложный путь. Он не хотел быть салонным портретистом. Он не хотел каждый день писать дам в их нарядах и льстить им с помощью зауженных талий.
Он хотел продолжать экспериментировать с пейзажами. Он хотел работать не в студии, а на природе. Только там можно уловить, как солнечный луч меняет цвет платья, как раскалённый воздух расплавляет пространство, как шевелятся от ветра листья.
Он решил пойти своим путём. Отказавшись от неинтересных заказов, он начал работу над «Дамами в саду». На этот раз он успел к следующему Салону. Он ожидал если не триумфа, то хотя бы небольших оваций.

Но с овациями не сложилось. Жюри салона отвергло его работу. Они решили, что работа не окончена. Ведь краски наложены так небрежно. Никто из членов жюри не увидел раскалённый воздух и шевеление листвы от ветра…
Моне испортил себе репутацию. О нем теперь говорили, как о пачкуне, который пошёл не тем путём.
Девушка, которая позировала для «Дамы в зеленом» и «Женщин в саду» Камилла, стала его женой и родила сына. Теперь Моне был не один, а вот доходы так и не выросли.
Моне удавалось изредка продавать свои картины мелким лавочникам по 20 франков за штуку. Когда-то столько давали за его карикатуры.
Это было ударом за самолюбию. Он зарабатывал столько же, сколько и в 15 лет. Сначала его одолела ярость, и он изрезал в клочья 200 своих картин. Да лучше уничтожить, чем за копейки отдавать!
А потом настало ощущение полного бессилия. Моне вышел из дома и направился к реке. Почему бы не доплыть до середины и не умереть, думал он.
Он разделся и зашёл в воду. Он долго плыл. Но метр за метром отчаяние его отпускало, а инстинкт самосохранения только рос. Он понял, что не сделает этого и вернулся на берег…
Как Клод Моне добился признания, ничего не изменив в своих работах
Попытка самоубийства Моне так и осталась попыткой. Он продолжил борьбу. А картины по-прежнему спасали, как могли.
Например, использовались в виде уплаты за жильё. Тот самый «Завтрак на траве» пришлось оставить владельцу отеля. Он картину не оценил и забросил на чердак гнить от плесени.
Жалкое существование – из года в год. Порой Моне приходилось писать жалобные письма друзьям, чтобы те прислали денег хотя бы на хлеб.
Но в 1873 году ситуация изменилась к лучшему. Камилла Моне получила отцовское наследство.
Несколько лет семья смогла нормально существовать. А Моне творить. В эти годы он создал невероятное количество выдающихся работ.

А потом случилась трагедия. Камилла родила второго сына. Но через год умерла от туберкулеза.

Злые языки осуждали Моне. Мол, это все голодные годы на ней сказались. Все малевал никому ненужные картинки. Ему стоило бросить неприбыльное дело и пойти хоть маляром, хоть карикатуристом в журнал. А ещё интрижку завёл с женой заказчика, сына та ему родила.
Моне чувствовал вину и скатывался в депрессию. Алиса Ошеде, та самая жена заказчика, помогла ему вернуться к живописи. Он продолжил писать.

Однажды к нему пришёл давний знакомый, арт-дилер Поль Дюран-Рюэль. Все эти годы он был одним из тех, кто помогал не умереть голодной смертью. Когда мог – покупал пару картин. Когда был сам на грани банкротства – давал немного денег на еду.
При этом он никогда не уговаривал, как другие, писать гладко и аккуратно. Ему не нужны были древнеримские боги или акведуки с мостами. Он искренне верил в импрессионизм.

На этот раз Дюран-Рюэль пришёл со странной идеей организовать выставку в Америке. Он был уверен в успехе: мол, американская публика не такая консервативная.
Моне было уже под 50. Что ему оставалось, как не довериться другу.
А друг оказался прав. Американцы были в восторге от импрессионистов. В 1886 году к Моне пришёл финансовый успех. Сначала картины покупали за сотни франков. Потом и за тысячи.
Через несколько лет Клод Моне полностью выкупил дом в Живерни (80 км от Парижа). А также купил рядом с домом участок, на котором разбил сад.
Теперь природа была совсем рядом. Достаточно было выйти на порог и с упоением писать, писать, писать.

Как только у Моне появились деньги, он поехал к тому самому хозяину отеля. Он выкупил свой «Завтрак на траве». От картины пришлось отрезать часть, покрытую плесенью. Но даже в таком виде музей д’Орсе в Париже охотно разместил картину в основной коллекции.

А работу «Дамы в саду» правительство приобрело в 1911 году у Клода Моне за 200 000 (!) франков. Неплохой такой реванш за едкие слова о неряшливости картины.
Об этом читайте в статье “Завтрак на траве Клода Моне. Как зарождался импрессионизм”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-27.jpeg?fit=595%2C732&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-27.jpeg?fit=832%2C1024&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3769 size-full» title=»Клод Моне. Биография выдающегося импрессиониста»Орсе, Париж» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-27.jpeg?resize=832%2C1024&ssl=1″ alt=»Клод Моне. Биография выдающегося импрессиониста» width=»832″ height=»1024″ sizes=»(max-width: 832px) 100vw, 832px» data-recalc-dims=»1″/>
Триумф Моне признал и его давний Учитель, Эжен Буден. В 1892 году, когда Моне уже был всемирно известен, он написал ему «Вы превзошли самого себя». На что Моне ответил ему «Я помню, что именно Вы научили меня видеть»…
Моне совершил то, что многим художникам не удаётся. Даже самым великим. Он дожил до всемирного признания.
Он прошёл путь от звания «пачкуна» до «выдающегося мастера», при этом ничего кардинально не изменив в себе и в своих работах.
Он прошёл свой путь героя до конца. И все ради нее – живописи света и цвета. Ради жизненности и непосредственности. Ради чарующей повседневности и правдивой бессюжетности. Ради свободы художника…
О шедеврах художника читайте в статьях:
Завтрак на траве. Как зарождался импрессионизм.
Бульвар Капуцинок. Необычные факты о картине.
Моне и его Дама с зонтиком.
Впечатление Моне. Главная картина импрессионизма
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Leave a Reply