» Арт » Картины Венецианова. Образы русских крестьян

Картины Венецианова. Образы русских крестьян

Эта коллекция картин Алексея Венецианова (1780-1847) составлена из моих личных фотографий с двух выставок «Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина» и «Мечты о свободе», которые прошли в Третьяковской галерее в 2021 году.

Параня. 1817

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. Параня со Сливнева (Крестьянка с грибами). 1817-1818. Пушкинский музей, Москва.

Венецианов купил свое имение в 1819 года. Именно с этого времени он начал создавать свои крестьянские образы. Но уже и до этого он проявлял интерес к простым людям. И даже ещё будучи чиновником, создал свою «Параню».

1820-е

В эти годы Венецианов создаёт немало портретов своих крепостных. Также мастер пишет картины на бытовой жанр. А в качестве заднего фона изображает пейзаж с природой средней полосы России. Такое в русской живописи произошло впервые.

Анисия

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. Анисия. 1822. Третьяковская галерея, Москва.

Перед нами маленькая работа пастелью. Венецианов принципиально работал с натуры. Поэтому пастель в данном случае была очень удобна: мелками работалось быстрее, чем масляными красками.

Гумно

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. Гумно. 1823-1824. Третьяковская галерея, Москва.

На переднем плане крестьяне сидят и стоят у почти полностью убранной стены. Художник, как владелец имения, приказал сделать это. То есть он не стал работать по воображению. А создал себе возможность написать гумно с натуры.

Пелагея

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. Крестьянка с косой и граблями (Пелагея). Не позднее 1824. Русский музей, Санкт-Петербург.

Венецианов писал реальных людей. Поэтому мы знаем, что они такими и были. В данном случае перед нами реальная девушка Пелагея с простыми и симпатичными чертами лица. У неё широкие скулы, ямочка на подбородке и довольно высокий лоб.

Вот-те и батькин обед!

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. Вот-те и батькин обед! 1824. Третьяковская галерея, Москва.

Венецианов до своих знаменитых крестьянских образов был карикатуристом. Он много высмеивал Наполеона, а также увлечение русской интеллигенции всем французским. Но крестьян он никогда не писал с юмором или тем более сарказмом.

Это единственная работа с трагикомичным началом. Она вызывает и улыбку, и жалость. В остальных работах мы чувствуем предельно серьезное отношение к крестьянам.

Захарка

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. Захарка. 1825. Третьяковская галерея, Москва.

Очень интересны детские образы Алексея Венецианова. Захарка идёт в лес помогать отцу. Поэтому он несёт топор. В 9-10 лет ребёнок уже был полностью вовлечён в хозяйство. Но при этом Захарка не выглядит несчастным малышом, у которого отняли детство. Наоборот, в нем есть гордость собой, уверенность, готовность к работе.

Спящий пастушок

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. Спящий пастушок. 1823-1826. Русский музей, Санкт-Петербург.

Это первая работа художника, на которой отчетливо виден пейзаж средней полосы России. Это начало истории русского пейзажа. Также это одна из первых работ мастера, приобретённая императором. После войны 1812 года у аристократии усилился патриотизм и интерес к простому народу.

На пашне. Весна

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. На пашне. Весна. Первая половина 1820-х. Третьяковская галерея, Москва.

Венецианов на этой картине идеализирует процесс пахоты. Для  такой сложной работы девушка слишком нарядна. Также сложно представить, что пахали в марте босиком. И вряд ли бы посадили ребёнка на землю, с которой только-только сошёл снег. То есть это уже русская природа и русские простые люди, но ещё не реализм.

На жатве. Лето

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. На жатве. Лето. Середина 1820-х. Третьяковская галерея, Москва.

Венецианов показывал связь крестьян с природой. Земля кормит их так же, как мать кормит своё дитя. И эта связь ощущается как истина, что подчеркивается небом почти на пол холста.

Сенокос

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. Сенокос. Середина 1820-х. Третьяковская галерея, Москва.

Одна из немногих работ Венецианова, на которой кто-то говорит. Мать обращается к дочери. Но это все равно как будто не нарушает тишины пространства.

Еще обратите внимание на стога сена. Они словно воздушные, ватные. Вообще на картинах Венецианова мы не встретим изображений тягостной крестьянской работы. Их бытие мастер пишет как легкое и умиротворенное. Да, он пишет картины-стихи с долей идеализации.

Крестьянка с васильками

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. Крестьянка с васильками. Конец 1820-х. Третьяковская галерея, Москва.

Это один из самых трогательных и нежных образов, созданных Венециановым. Опять же васильки словно говорят о легкости жизни крестьянки. Но руки с огрубевшей кожей, а также легкая грусть в глазах – первые признаки реализма и попытки отойти от чрезмерной идеализации.

Крестьянка в синем сарафане

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. Крестьянка в синем сарафане. Конец 1820х. Русский музей, Санкт-Петербург.

Если в образах юных девушек Венецианов шёл на некоторую идеализацию, то людей более зрелых он писал предельно честно. Это уже портрет реалистичный.

Крестьянин

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. Голова крестьянина. 1825. Третьяковская галерея, Москва.

Еще один пример реалистичного портрета Венецианова. Мужчину мастер также не стал идеализировать.

Крестьянка с бабочками

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. Крестьянка с бабочками. 1820-е. Рязанский областной музей им. И.П. Пожалостина.

Венецианов старался донести, насколько крестьяне умеют находить радость в простых вещах. Девушка словно показывает нам, как же красивы обычные бабочки.

Крестьянская девушка с теленком

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. Крестьянская девушка с телёнком. Конец 1820-х. Третьяковская галерея, Москва.

Крестьяне Венецианова ухожены и здоровы на вид. И они на самом деле были такими. Художник по-отечески заботился о них. Построил им больницу, школу, а также магазин хлеба на случай неурожая. Каждая крестьянская семья владела достаточным количеством скотины для безбедного существования.

1830-1840-е года

В эти годы художник создал немало индивидуальных образов, а также написал несколько портретов пожилых крестьян.

Пряха

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. Пряха. 1830-е. Третьяковская галерея, Москва.

Старая крестьянка с клюкой

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. Старая крестьянка с клюкой. 1830-е. Третьяковская галерея, Москва.

Кормилица с ребенком

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. Кормилица с ребёнком. Начало 1830-х. Третьяковская галерея, Москва.

Девушка с гармоникой

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. Девушка с гармоникой. 1840-е. Нижегородский государственный музей.

Девушка за вышиванием

Картины Венецианова. Образы русских крестьян
Алексей Венецианов. Крестьянская девушка за вышиванием. 1843. Третьяковская галерея, Москва

Какая картина Алексея Венецианова Вам понравилась больше всего? Делитесь своими впечатлениями в комментариях.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Нашли опечатку/ошибку в тексте? Напишите мне, пожалуйста: oxana.kopenkina@arts-dnevnik.ru.

Онлайн-курсы по искусству