» Арт » Картины Третьяковской галереи. 7 шедевров, которые стоит увидеть

Картины Третьяковской галереи. 7 шедевров, которые стоит увидеть

Картины Третьяковской галереи. 7 шедевров, которые стоит увидеть

Третьяковская галерея — самый большой музей русской живописи в мире. История его началась с частной коллекции Павла Третьякова.

Художники мечтали, чтобы их работы покупал именно он, хотя Третьяков не всегда готов был платить много. Многих подкупал этот меценат со скромным характером и демократичными взглядами.

Когда Третьяков передал свою галерею в дар Москве, Александр III пожаловал ему дворянский титул. Но Павел Михайлович отказался, считая себя недостойным этого!

Его вкус был тоже особым. Он хотел видеть в картине правдивость, искренность и душевность. Игнорировал работы академические и пафосные, созданные с целью поразить публику.

Поэтому многие купленные им работы выдержали проверку временем и признаны шедеврами. О нескольких из них я и расскажу.

1. Иван Шишкин. Рожь. 1878.

Картины Третьяковской галереи. 7 шедевров, которые стоит увидеть
Иван Шишкин. Рожь. 1878. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Приобретена П. Третьяковым.

На картине «Рожь» мы видим невероятное сочетание желтой низкой ржи и высоченных старых сосен. А ещё много интересных деталей. Очень низко летающие стрижи. Идущие по дороге люди с косами.

Шишкина часто упрекали в чрезмерной фотографичности. И в самом деле, если вы приблизите изображение, то разглядите чуть ли не каждый колосок.

Но не все так просто. Среди величавых сосен стоит сосна погибшая, возможно, от ударившей молнии. О чем нам хочет сказать художник? О том, что любая сила может быть в одночасье сломлена?

Пережив смерть жены и двоих детей, Шишкин вполне мог такое настроение перенести на холст. Но даже если так, он при этом делал все, чтобы показать красоту русской природы.

2. Архип Куинджи. После дождя. 1879.

Картины Третьяковской галереи. 7 шедевров, которые стоит увидеть
Архип Куинджи. После дождя. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.

Главный герой всех картин Куинджи — это свет. Причём обычный свет художник непостижимым образом превращал в волшебный, выбирая самые красочные явления природы. Так и на картине «После дождя».

Только что прошла страшная гроза. Коричнево-фиолетовое небо выглядит устрашающе. Но пейзаж уже освещается первыми лучами. Вот-вот созреет радуга. Трава после дождя чистого изумрудного цвета.

Нет уверенности, что Куинджи писал только с натуры. Вряд ли бы лошадь оставалась на открытом пространстве в сильную грозу. Скорее всего, ее фигура добавлена для усиления контраста между грозовым небом и освещённой солнцем травой.

Куинджи был оригинален не только как художник, но и как человек. В отличие от многих своих не очень обеспеченных коллег он разбогател благодаря удачным сделкам с недвижимостью. Но жил очень скромно, все свои деньги раздавая нуждающимся.

3. Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881.

Картины Третьяковской галереи. 7 шедевров, которые стоит увидеть
Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила в 1910 г. по завещанию М. Морозова

Картину «Три царевны» заказал Савва Мамонтов специально для конторы каменноугольной железной дороги. Васнецов взял за основу народную сказку о золотой, серебряной и медной царевнах.

Но сильно ее видоизменил, оставив лишь золотую царевну. Двух других добавил от себя: царевну драгоценных камней и царевну угля. Все три прославляют богатства недр русской земли.

Девица в чёрном — самая младшая, ведь уголь стали добывать позже золота и драгоценных камней. Поэтому и платье на ней более современное.

А ещё платье Царевны угля более скромное. Ведь ее назначение — приносить пользу людям. А не служить людской алчности, как приходится делать двум старшим сестрам.

Третьяков любил покупать работы у Васнецова: они были хорошими приятелями. И немудрено. Художник был крайне скромным человеком.

Когда поступал в Академию художеств, он узнал о том, что выдержал экзамен, лишь через год. Когда пришёл сдавать заново, уверенный, что провалился в первый раз.

4. Илья Репин. Стрекоза. 1884.

Картины Третьяковской галереи. 7 шедевров, которые стоит увидеть
Илья Репин. Стрекоза. 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.

«Стрекозу» невольно можно принять за работу импрессиониста из Парижа. Ведь она такая жизнерадостная, светлая.

Ребёнок сидит на перекладине на фоне светлого неба и качает ножкой. Так и слышится стрекотание сверчков и жужжание шмелей.

Самое удивительное, что Репин не особо любил импрессионистов. Считал, что им не хватает сюжетности. Но ничего не мог с собой поделать, когда брался рисовать ребёнка. Другая манера письма никак не шла к детской непосредственности.

На картине Репин изобразил свою старшую дочь Веру. Причём он сам и назвал ее Стрекозой. Ведь голубое платьице так похоже на расцветку стрекозы, присевшей на бревнышко на пару секунд, чтобы вскоре взмыть с легкостью в небо.

Вера жила с отцом до конца его жизни. Замуж так и не вышла. О ней мало кто лестно отзывался. В том числе хорошо знавший семью Репиных Корней Чуковский.

По его воспоминаниям Вера Ильинична, не задумываясь, продавала картины отца. А на вырученные деньги покупала себе серёжки. Была «лжива, труслива… и тупа умом и сердцем». Вот такая резкая критика…

О мастере читайте также в статье «Бурлаки на Волге» Репина: почему картина стала культовой»

5. Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888.

Картины Третьяковской галереи. 7 шедевров, которые стоит увидеть
Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.

Ещё одна картина, написанная в импрессионистической манере, хранится в Третьяковке. Но создана она уже Валентином Серовым.

Импрессионизм здесь выражен в невероятной игре света и тени. Солнечные блики, ярко освещённая полянка противопоставлены темной коре дерева и юбке глубокого синего цвета.

Серов считал «Девушку, освещенную солнцем» лучшей своей картиной, несмотря на то что написал ее в 23 года. Он признавался друзьям, что всю жизнь пытался создать нечто подобное, но никак не выходило.

Серову позировала его кузина Мария Симонович. Целых три месяца по несколько часов каждый день. Художник работал над картиной так долго и тщательно, что даже очень терпеливая Мария не выдержала. На четвёртый месяц работы она сбежала в Петербург под предлогом начала занятий.

Не только потому, что устала. Потом она призналась, что боялась, как бы брат не перестарался. Сама будучи скульптором, она знала, что если бесконечно вносить в работу поправки, то можно все испортить.

Возможно, она поступила правильно. И в том числе благодаря ей картина стала шедевром. Уступила по популярности лишь картине Серова «Девочка с персиками».

6. Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894.

Картины Третьяковской галереи. 7 шедевров, которые стоит увидеть
Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.

«Над вечным покоем» — один из самых русских и философских пейзажей Левитана. Вселенский масштаб речного простора противопоставлен хрупкой человеческой жизни. Символом ее является еле заметный огонёк, горящий в церквушке.

Сам Левитан считал эту картину очень важной, видя в ней отражение своего характера и души. Но при этом она его страшила. Ему казалось, что от неё веет холодом вечности, которая «поглотила немало поколений и ещё больше поглотит».

Левитан был человеком меланхоличным, склонным к мрачным мыслям и поступкам. Так, через год после написания этой картины он совершил демонстративную попытку самоубийства. Будучи в удрученном состоянии из-за перипетий личной жизни. В то время в него влюбились сразу две женщины: мать и дочь.

А вообще эта картина — катализатор вашего мироощущения. Если вы человек оптимистичный, то, скорее, почувствуете воодушевление от созерцания простора. Если вы пессимист, то ждите иных эмоций. Вам наверняка станет не по себе от всепоглощающего пространства.

О шедевре читайте также в статье «Над вечным покоем. Философия Левитана».

Картины Третьяковской галереи. 7 шедевров, которые стоит увидеть

7. Михаил Врубель. Сирень. 1900.

Картины Третьяковской галереи. 7 шедевров, которые стоит увидеть
Михаил Врубель. Сирень. 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила из музея И. Остроухова в 1929 г.

На картине Врубеля мы видим поразительно красивую сирень. Она написана мастихином*, поэтому грозди соцветий похожи на объёмные кристаллы необыкновенного цвета: от светло-голубого до фиолетового. Вообще этих цветов на картине так много, что можно ощутить запах сирени.

На фоне куста выступают очертания девушки — души сирени. Мы видим только большие темные глаза, густые волосы и изящные руки. Девушка в отличие от сирени написана кистью. Это подчеркивает ее ирреальность.

Картина может вернуть нас в детство. Ведь именно тогда мы были склонны видеть потустороннее. Вот идёшь по тропинке среди сиреневых кустов в поздние сумерки и вглядываешься в зелень. А воображение рисует нам неведанное: чьи-то глаза или силуэты.

Врубель в отличие от обычного человека сохранил это особое видение на всю жизнь. В своём воображении он погружался в иные миры и потом демонстрировал их нам. В виде демонов, серафимов или душ деревьев.

Но однажды он не нашёл дороги назад. Вскоре после написания «Сирени» у Врубеля начало прогрессировать психическое расстройство. Он медленно угасал в плену других миров и скончался в 1910 г.

О другой картине мастера читайте в статье «Демон» Врубеля. Почему это шедевр».

В Третьяковке так много шедевров русской живописи, что мне было сложно выбрать только семь картин. Наверняка кому-то не угодила. Ведь я не включила в статью самые раскрученные шедевры вроде «Утра в сосновом лесу». А ещё не рассказала о Верещагине и Саврасове.

Руководствовалась собственным вкусом, выбирая те работы, которые мне очень импонируют. Если вы их раньше не замечали, надеюсь, что смогли сделать для себя новые открытия.

* Тонкая лопаточка, которую художники используют для нанесения грунта на холст (основа под красочный слой картины). Иногда этот инструмент используется и для нанесения красок.

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Англоязычная версия статьи