
Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Содержание:

Роберт Фальк (1886-1958) — не самый главный новатор в искусстве XX века. Он не был лидером, как Казимир Малевич. Не стремился создать собственный «Изм», как Ларионов или Кандинский.
Он пробовал разные стили и направления, изобретенные его современниками. Но спокойно мог и к Рембрандту пойти за вдохновением. Стили он воспринимал лишь как возможность сделать образ выразительным, уникальным.
Цвет для него тоже был инструментом, который работал на образ. У него есть и очень яркие работы, и почти монохромные. Но его цвет всегда откликается в душе. Он удивительным образом преобразуется в нашем воображении в тепло, жару, ощущение ветра и ночной прохлады.
В 2021 году в Новой Третьяковке — выставка работ Фалька. Привезли много работ, показали все периоды.
Пусть мои впечатления останутся тут. Не буду вдаваться в детали его жизни или делать глубокий анализ картин. Но я надеюсь, что смогу вам дать то, чего не даст ни один подробный рассказ о биографии художника или увесистый путеводитель с описаниями картин.
Я хочу разбудить в вас сильный интерес к художнику и желание посмотреть его картины вживую. Тем более, что благодаря стараниям его жены его работы есть во многих музеях России.
Автопортреты Роберта Фалька
Фальк много писал себя, как Рембрандт и Ван Гог. В основном в молодые годы, до 40 лет.

Но самый знаменитый свой портрет он создал в самом конце жизни. В красной феске. Сначала изобразил себя без неё…

Но его супруга удивилась, почему автопортрет такой мрачный. Неужели ничего не радует в жизни? И тогда Фальк натянул купленную в Париже феску и добавил её на полотно.
Но вернёмся к молодости.
Наследие постимпрессионистов
Сначала был импрессионизм. С него все тогда начинали. Даже Пикассо с Малевичем. Фальк не исключение. В 20 лет он очень похож на Клода Моне.

А потом было объединение художников «Бубновый валет». Многие русские авангардисты в нем состояли в молодости.
Сначала прониклись постимпрессионистами. Фальк примерял на себя четкий контур и густой слой краски. А ещё яркие фоны-обои. Так образы получаются нереалистичные, далекие от фотографической точности.
Но именно так художник мог передать характер, темперамент модели с особой силой. На это реализм не способен.

Конечно, не обошлось без влияния Сезанна. Тот частично отказывался от единой точки схода. Поэтому на его картинах на одни предметы мы смотрим сбоку, а на другие – сверху.
Мы же в реальности не стоим, замерев перед объектами! А движемся и смотрим на все с разных точек зрения.

Вот и у Фалька все предметы мы видим сбоку. А вот стол скорее рассматриваем сверху. Поэтому не совсем понятно, как салфетка со стола не падает.
А какой замечательный блик на кувшине! Два мазка светлой краски.
Вдохновлялся и Гогеном. А точнее, перенял его клуазонизм. Это когда большие поверхности покрываются одним сплошным цветом. Получается эффект витража.

Он усиливается ещё тем, что художник использует основные цвета палитры: красный, жёлтый и синий.

Русский экспрессионизм Фалька
В результате получился русский экспрессионизм. Упрощённые формы. Почти плоское пространство. Большие пятна сплошного цвета. Так художник передавал атмосферу и своё настроение. И такого с помощью натурализма, конечно, не сделать.
Вот тишина и прохлада вечернего города. Столбы забора фиолетовые. Реалист бы изобразил их серыми. А схематичность деревьев как раз уместна в вечернее время, когда детали малоразличимы.

А вот рядом с кроной тополя мы видим розовое пятно. Оно передаёт ощущение жаркого воздуха и звенящей тишины пригорода.

А здесь столь яркая желтая стена дома, что так и чувствуется невероятно палящее солнце и отсутствие ветра.

Лирический кубизм Фалька
Кубизм Пикассо и Брака повлиял на всех авангардных художников. В том числе и на Роберта Фалька.
Но его кубизм мягкий и довольно яркий. В отличие от радикализма и монохромности французских художников.

Вот пейзаж соткан из очень больших мазков. И тополя словно слеплены из зелёных прямоугольников и трапеций. Необычное белое солнце. Да, оно настолько яркое, зенитное, что белое! Поглощает все цвета. Вокруг него свет уже рассеивается и как бы превращается в мазки сиреневого, розового, зеленого.
Фальк говорил, что чуть не ослеп, когда писал этот пейзаж. Все время приходилось смотреть на солнце.
А вот здесь Фальк похож на Джорджа Брака. Но тоже не так радикален. Его пейзаж не такой монохромный. Да и окна во всех домах он оставляет. У Брака же почти все дома без окон, что усиливает схематичность изображения.

Есть у Фалька и портреты в стиле лирического кубизма. Изображение фрагментарно, но это скорее выполняет декоративную функцию.
Острый треугольный нос дамы вторит ее туфельке. Вокруг гирлянды разноцветных мазков. Пышность платья хорошо передаётся как раз сетчатой структурой. В результате стиль подчеркивает живой, игривый характер модели.

Фальк и Рембрандт
Затем был период увлечения Рембрандтом. Густой слой краски, из которого словно выступает еле различимый образ. Канули в лету четкие контуры и клуазонизм (большие пятна сплошного цвета). Хотя цель та же — выразить самое важное в объекте или человеке.

Белая кофточка и повязка скрывают ее волосы, шею, грудь. Она становится чем-то похожей на монашку. Возможно, так художник передавал склонность Раисы Идельсон (третьей жены) к жертвенности. А одежда нищего (сильно похожего на Ленина) почти сливается с фоном. Ведь его стараются не замечать…
Пасмурный импрессионизм Фалька
В 1928 году Фальк поехал в командировку. И так получилось, что остался там на 10 лет. Как раз в это время в СССР запретили авангард и приказали всем работать только в стиле соцреализма. Эксперименты были неуместны.
На тот момент в Париже дышалось свободнее. Но удивительно, что к экспериментам художник уже особо не стремился. А вернулся к… импрессионизму.

Не забывал он во Франции и Рембрандта.

Но тоска по родине тянула назад. Поэтому картины становились все мрачнее. Хотя, казалось бы, импрессионизм – это разноцветье.

К тому же в Париж прибывало все больше фашистов. Еврейское происхождение Фалька уже начало привлекать их внимание.
И он вернулся в СССР. В 1937 году!
Поздний период Фалька
Его не арестовали. Но работать можно было только в стол. Пока не переключится на соцреализм. Но он работал по-своему. И оставался почти невостребованным до конца жизни.

Писал центр Москвы – серый город с вкраплениями красного.

Конечно, много писал Подмосковье. Покошенные заборы и красную рябину.

Как видите, в этот период он уже не возвращается к кубизму или экспрессионизму. Его увлекает цвет.
Вот несколько оттенков коричневого создают почти монохромный аскетичный натюрморт. Но в этом простом цвете и очень простом объекте столько благородства и вечности! Вот как?!

Чёрная статуэтка на очень темном фоне и красный цвет вазочек. Казалось бы, очень тревожное сочетание цветов. Но передается скорее внутренняя сдержанность.
Художник говорил, что полотно — это «магнитное поле», на котором размещаются полярные эмоции. И вот мы видим «темную сторону» и «любовь». Они рядом и держат невидимый баланс.

Личная жизнь художника
Роберт Фальк был человеком влюбчивым. Для вдохновения ему было необходимо ощущение влюбленности. Так что официально он был женат 4 раза. Всех жён много писал.

Со второй и третьей женами поддерживал тёплые отношения всю жизнь. Общался со своими детьми (от первого и второго браков). И очень переживал, если кто-то из-за него страдал.
Когда разводился с первой женой, на нервной почве даже попал в больницу. Именно там и создал свой знаменитый натюрморт с красной мебелью. На самом деле это не натюрморт, а портрет художника в тот жизненный период.

Тревога и боль заполняют все пространство души. Это вызывает пустоту и растерянность, которые символизирует белая скатерть.
Самостоятельно художнику было сложно с этим справиться. Но все обошлось. Фальк нашел способ вернуться к душевному равновесию.
Он написал портрет, на котором представил, как все его три жены (с дочерью и матерью одной из них) стоят вместе. И всем хорошо, и все спокойны.

Но на самом деле первая жена так и не вышла замуж, всю жизнь ждала возвращения Фалька.
А их сын Валерий погиб на фронте во время Второй Мировой войны. Это была трагедия, конечно. Тем более, что сын с отцом были близки.

Еще пара заметок о картинах Фалька
Видите несколько теней от кувшина на стене? При каждом сеансе художник наносил тень. Так передал время, его движение.

А вот на этом пейзаже обратите внимание на отражения в воде. Дома отражаются. А люди – нет. Возможно, в один из сеансов они стояли на фоне домов. А в другой раз их уже не было. Тоже интересный приём передачи времени в статичном пространстве.

Ещё у Фалька есть натюрморт с чесноком. Есть легенда, что он смазывал этой пряностью картины в местах соединения просохших слоёв краски со свежими. И поэтому его картины имеют еле уловимый запах чеснока.

По этому запаху опытный музейщик определял подлинники Фалька в романе Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы».
А ещё выставка начинается вот с этой работы Фалька.

Когда-то Фальк вдохновлял немало художников сохранять верность себе и работать вне навязанной стилистики соцреализма. Под влиянием его работ в том числе возникла оттепель в середине 50-х – начале 60-х годов.
И именно эта работа Фалька разозлила Хрущева и запустила процесс подавления свободомыслия среди художников. Генсек был уверен, что это неприлично, это мазня и надо такое запретить. И запретили.
Но… люди из-за того, что об этом переполохе в Манеже рассказали по телевизору, узнали о Роберте Фальке. Многие услышали о нем впервые. Прониклись его творчеством и полюбили его.
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Leave a Reply