» Арт » Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Солнце. Крым. Козы. 1916. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Роберт Фальк (1886-1958) — не самый главный новатор в искусстве XX века. Он не был лидером, как Казимир Малевич. Не стремился создать собственный «Изм», как Ларионов или Кандинский.

Он пробовал разные стили и направления, изобретенные его современниками. Но спокойно мог и к Рембрандту пойти за вдохновением. Стили он воспринимал лишь как возможность сделать образ выразительным, уникальным.

Цвет для него тоже был инструментом, который работал на образ. У него есть и очень яркие работы, и почти монохромные. Но его цвет всегда откликается в душе. Он удивительным образом преобразуется в нашем воображении в тепло, жару, ощущение ветра и ночной прохлады.

В 2021 году в Новой Третьяковке — выставка работ Фалька. Привезли много работ, показали все периоды.

Пусть мои впечатления останутся тут. Не буду вдаваться в детали его жизни или делать глубокий анализ картин. Но я надеюсь, что смогу вам дать то, чего не даст ни один подробный рассказ о биографии художника или увесистый путеводитель с описаниями картин.

Я хочу разбудить в вас сильный интерес к художнику и желание посмотреть его картины вживую. Тем более, что благодаря стараниям его жены его работы есть во многих музеях России.

Автопортреты Роберта Фалька

Фальк много писал себя, как Рембрандт и Ван Гог. В основном в молодые годы, до 40 лет.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Работы Роберта Фалька. Вверху слева: Автопортрет на фоне крыш. 1909. Собрание Валентина Шустера. Вверху справа: Автопортрет на фоне окна. 1916. Радищевский музей в Саратове. Внизу слева: Автопортрет с завязанным ухом. 1921. Третьяковская галерея. Внизу справа: Автопортрет в жёлтом. 1924. Русский музей, Санкт-Петербург.

Но самый знаменитый свой портрет он создал в самом конце жизни. В красной феске. Сначала изобразил себя без неё…

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Автопортрет в красной феске. 1957. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива

Но его супруга удивилась, почему автопортрет такой мрачный. Неужели ничего не радует в жизни? И тогда Фальк натянул купленную в Париже феску и добавил её на полотно.

Но вернёмся к молодости.

Наследие постимпрессионистов

Сначала был импрессионизм. С него все тогда начинали. Даже Пикассо с Малевичем. Фальк не исключение. В 20 лет он очень похож на Клода Моне.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Голубые березки зимой. 1907. Собрание семьи Мамонтовых, Москва. Фото из личного архива.

А потом было объединение художников «Бубновый валет». Многие русские авангардисты в нем состояли в молодости.

Сначала прониклись постимпрессионистами. Фальк примерял на себя четкий контур и густой слой краски. А ещё яркие фоны-обои. Так образы получаются нереалистичные, далекие от фотографической точности.

Но именно так художник мог передать характер, темперамент модели с особой силой. На это реализм не способен.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Слева: Роберт Фальк. Портрет Виктора Шнеерсона с чубуком. 1911. Собрание Валентина Шустера. Фото из личного архива. Справа: Винсент Ван Гог. Портрет Доктора Рея. 1889. Пушкинский музей, Москва. Wikimedia Commons.

Конечно, не обошлось без влияния Сезанна. Тот частично отказывался от единой точки схода. Поэтому на его картинах на одни предметы мы смотрим сбоку, а на другие – сверху.

Мы же в реальности не стоим, замерев перед объектами! А движемся и смотрим на все с разных точек зрения.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Слева: Роберт Фальк. Натюрморт на белой скатерти. 1914. Собрание Светланы и Бориса Молчановых, Москва. Фото из личного архива. Справа: Поль Сезанн. Натюрморт с корзиной яблок. 1896. Чикагский художественный музей. Wikimedia Commons.

Вот и у Фалька все предметы мы видим сбоку. А вот стол скорее рассматриваем сверху. Поэтому не совсем понятно, как салфетка со стола не падает.

А какой замечательный блик на кувшине! Два мазка светлой краски.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма

Вдохновлялся и Гогеном. А точнее, перенял его клуазонизм. Это когда большие поверхности покрываются одним сплошным цветом. Получается эффект витража.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Пейзаж со свиньями. 1912. Смоленский музей-заповедник. Фото из личного архива.

Он усиливается ещё тем, что художник использует основные цвета палитры: красный, жёлтый и синий.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Слева: Роберт Фальк. Пейзаж со свиньями. 1912. Смоленский музей-заповедник. Фото из личного архива. Справа: Поль Гоген. Таитянские пасторали. 1892. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.

Русский экспрессионизм Фалька

В результате получился русский экспрессионизм. Упрощённые формы. Почти плоское пространство. Большие пятна сплошного цвета. Так художник передавал атмосферу и своё настроение. И такого с помощью натурализма, конечно, не сделать.

Вот тишина и прохлада вечернего города. Столбы забора фиолетовые. Реалист бы изобразил их серыми. А схематичность деревьев как раз уместна в вечернее время, когда детали малоразличимы.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Церковь в лиловом. 1912. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

А вот рядом с кроной тополя мы видим розовое пятно. Оно передаёт ощущение жаркого воздуха и звенящей тишины пригорода.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Пирамидальный тополь. 1915. Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива.

А здесь столь яркая желтая стена дома, что так и чувствуется невероятно палящее солнце и отсутствие ветра.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Турецкие бани. 1915. Радищевский музей в Саратове. Фото из личного архива.

Лирический кубизм Фалька

Кубизм Пикассо и Брака повлиял на всех авангардных художников. В том числе и на Роберта Фалька.

Но его кубизм мягкий и довольно яркий. В отличие от радикализма и монохромности французских художников.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Солнце. Крым. Козы. 1916. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Вот пейзаж соткан из очень больших мазков. И тополя словно слеплены из зелёных прямоугольников и трапеций. Необычное белое солнце. Да, оно настолько яркое, зенитное, что белое! Поглощает все цвета. Вокруг него свет уже рассеивается и как бы превращается в мазки сиреневого, розового, зеленого. 

Фальк говорил, что чуть не ослеп, когда писал этот пейзаж. Все время приходилось смотреть на солнце.

А вот здесь Фальк похож на Джорджа Брака. Но тоже не так радикален. Его пейзаж не такой монохромный. Да и окна во всех домах он оставляет. У Брака же почти все дома без окон, что усиливает схематичность изображения.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Слева: Роберт Фальк. Сиена. Воспоминание о Италии. 1911. Ростовский художественный музей. Фото из личного архива. Справа: Джордж Брак. Виадук в Эстаке. 1908. Центр Помпиду, Париж. Artsy.net.

Есть у Фалька и портреты в стиле лирического кубизма. Изображение фрагментарно, но это скорее выполняет декоративную функцию.

Острый треугольный нос дамы вторит ее туфельке. Вокруг гирлянды разноцветных мазков. Пышность платья хорошо передаётся как раз сетчатой структурой. В результате стиль подчеркивает живой, игривый характер модели.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Мулатка Амра. 1913. Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива.

Фальк и Рембрандт

Затем был период увлечения Рембрандтом. Густой слой краски, из которого словно выступает еле различимый образ. Канули в лету четкие контуры и клуазонизм (большие пятна сплошного цвета). Хотя цель та же — выразить самое важное в объекте или человеке.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Работы Роберта Фалька. Слева: Женщина в белой повязке. 1923. Третьяковская галерея, Москва. Справа: Нищий. 1924. Собрание Валентина Шустера, Санкт-Петербург. Фото из личного архива.

Белая кофточка и повязка скрывают ее волосы, шею, грудь. Она становится чем-то похожей на монашку. Возможно, так художник передавал склонность Раисы Идельсон (третьей жены) к жертвенности. А одежда нищего (сильно похожего на Ленина) почти сливается с фоном. Ведь его стараются не замечать…

Пасмурный импрессионизм Фалька

В 1928 году Фальк поехал в командировку. И так получилось, что остался там на 10 лет. Как раз в это время в СССР запретили авангард и приказали всем работать только в стиле соцреализма. Эксперименты были неуместны.

На тот момент в Париже дышалось свободнее. Но удивительно, что к экспериментам художник уже особо не стремился. А вернулся к… импрессионизму.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Солнце. Бретань. 1935. Частное собрание. Фото из личного архива.

Не забывал он во Франции и Рембрандта.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Бретонка (Жена рыбака). 1935. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Но тоска по родине тянула назад. Поэтому картины становились все мрачнее. Хотя, казалось бы, импрессионизм – это разноцветье.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Канал Сен-Мартен. 1936. Собрание семьи Кривошеевых. Фото из личного архива.

К тому же в Париж прибывало все больше фашистов. Еврейское происхождение Фалька уже начало привлекать их внимание.

И он вернулся в СССР. В 1937 году!

Поздний период Фалька

Его не арестовали. Но работать можно было только в стол. Пока не переключится на соцреализм. Но он работал по-своему. И оставался почти невостребованным до конца жизни.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Натюрморт на красной скатерти. 1946. Пушкинский музей, Москва. Фото из личного архива.

Писал центр Москвы – серый город с вкраплениями красного.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. 7-е ноября. Вид из мастерской. 1950. Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива.

Конечно, много писал Подмосковье. Покошенные заборы и красную рябину.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Работы Роберта Фалька. Слева: Забор. Хотьково. 1946. Собрание Игоря Сановича. Справа: Рябина осенью. 1947. Музей-заповедник Абрамцево. Фото из личного архива.

Как видите, в этот период он уже не возвращается к кубизму или экспрессионизму. Его увлекает цвет.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма

Вот несколько оттенков коричневого создают почти монохромный аскетичный натюрморт. Но в этом простом цвете и очень простом объекте столько благородства и вечности! Вот как?!

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Картошка. 1955. Собрание Игоря Сановича. Фото из личного архива.

Чёрная статуэтка на очень темном фоне и красный цвет вазочек. Казалось бы, очень тревожное сочетание цветов. Но передается скорее внутренняя сдержанность.

Художник говорил, что полотно — это «магнитное поле», на котором размещаются полярные эмоции. И вот мы видим «темную сторону» и «любовь». Они рядом и держат невидимый баланс.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Натюрморт с негритянской статуэткой. 1945. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Личная жизнь художника

Роберт Фальк был человеком влюбчивым. Для вдохновения ему было необходимо ощущение влюбленности. Так что официально он был женат 4 раза. Всех жён много писал.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Работы Роберта Фалька. Вверху слева: Лиза в розовом (Портрет первой жены Е. Потехиной). 1909. Частная коллекция. Вверху справа: Портрет Киры Алексеевой (второй жены). 1919. Третьяковская галерея. Внизу слева: Женщина в красном лифе (портрет третьей жены Раисы Идельсон). 1923. Третьяковская галерея. Внизу справа: В белой шали (портрет четвёртой жены Ангелины Щекин-Кротовой). 1947. Русский музей, Санкт-Петербург.

Со второй и третьей женами поддерживал тёплые отношения всю жизнь. Общался со своими детьми (от первого и второго браков). И очень переживал, если кто-то из-за него страдал.

Когда разводился с первой женой, на нервной почве даже попал в больницу. Именно там и создал свой знаменитый натюрморт с красной мебелью. На самом деле это не натюрморт, а портрет художника в тот жизненный период. 

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Красная мебель. 1920. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Тревога и боль заполняют все пространство души. Это вызывает пустоту и растерянность, которые символизирует белая скатерть.

Самостоятельно художнику было сложно с этим справиться. Но все обошлось. Фальк нашел способ вернуться к душевному равновесию. 

Он написал портрет, на котором представил, как все его три жены (с дочерью и матерью одной из них) стоят вместе. И всем хорошо, и все спокойны. 

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Воспоминание (воображаемое). 1929. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Но на самом деле первая жена так и не вышла замуж, всю жизнь ждала возвращения Фалька.

А их сын Валерий погиб на фронте во время Второй Мировой войны. Это была трагедия, конечно. Тем более, что сын с отцом были близки.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Валерий Фальк. 1938. Частная коллекция. Фото из личного архива.

Еще пара заметок о картинах Фалька

Видите несколько теней от кувшина на стене? При каждом сеансе художник наносил тень. Так передал время, его движение.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Натюрморт с фикусом. 1913. Национальная галерея Армении. Фото из личного архива

А вот на этом пейзаже обратите внимание на отражения в воде. Дома отражаются. А люди – нет. Возможно, в один из сеансов они стояли на фоне домов. А в другой раз их уже не было. Тоже интересный приём передачи времени в статичном пространстве.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Пейзаж с водоемом. 1935. Частная коллекция. Фото из личного архива.

Ещё у Фалька есть натюрморт с чесноком. Есть легенда, что он смазывал этой пряностью картины в местах соединения просохших слоёв краски со свежими. И поэтому его картины имеют еле уловимый запах чеснока.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Чеснок. 1935. Собрание Алексея Тимофеева. Фото из личного архива

По этому запаху опытный музейщик определял подлинники Фалька в романе Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы».

А ещё выставка начинается вот с этой работы Фалька.

Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма
Роберт Фальк. Обнаженная в кресле. 1923. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Когда-то Фальк вдохновлял немало художников сохранять верность себе и работать вне навязанной стилистики соцреализма. Под влиянием его работ в том числе возникла оттепель в середине 50-х – начале 60-х годов.

И именно эта работа Фалька разозлила Хрущева и запустила процесс подавления свободомыслия среди художников. Генсек был уверен, что это неприлично, это мазня и надо такое запретить. И запретили.

Но… люди из-за того, что об этом переполохе в Манеже рассказали по телевизору, узнали о Роберте Фальке. Многие услышали о нем впервые. Прониклись его творчеством и полюбили его. 

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.