» Арт » Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть

Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть

Содержание:

Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть

Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв. (является частью Пушкинского музея в Москве). Здесь хранится одна из лучших коллекций импрессионизма и постимпрессионизма в мире. С ней может поспорить разве что только музей д’Орсе в Париже и музей Метрополитен в Нью-Йорке.

За такое наследие мы благодарны двум дореволюционным коллекционерам – промышленнику Ивану Морозову и купцу Сергею Щукину. Именно они тратили сотни тысяч франков в год на покупку будущих шедевров.

Вот лишь 7 полотен, мимо которых нельзя пройти мимо.

Другим шрифтом и цветом выделена часть текста: это означает, что указанные особенности картин вы можете наблюдать только вживую.

1. Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г.

Портрет Жанны Самари на самом деле является этюдом к более парадному портрету. Тот сейчас хранится в Эрмитаже. Когда картина была показана на выставке, реакция была противоречивой. Многим стиль Ренуара не понравился. “Ее кожа словно чешуя!”, говорили они. Кто-то, наоборот, восхищался картиной: “Этот портрет можно есть ложкой!”

Более подробно о картине читайте в статье “7 шедевров Пушкинского музея, которые стоит увидеть”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-15.jpeg?fit=595%2C762&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-15.jpeg?fit=900%2C1153&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2776 size-thumbnail» title=»Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-15-480×640.jpeg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Ивана Морозова.

Картина на самом деле являлась этюдом к другому, парадному портрету Жанны Самари. Он сейчас хранится в Эрмитаже.

Ренуар написал несколько портретов Жанны Самари. По-другому он не мог, ведь Жанна “вся светилась” по его же словам. Портрет, который хранится в Эрмитаже, самой актрисе не понравился. В основном из-за нелестных отзывов других посетителей выставки.

А знаменитый этюд к этой картине хранится в Пушкинском музее. Несмотря на свою этюдность, он считается лучшим портретом Жанны Самари кисти Ренуара.

О нем читайте в статье “7 шедевров Пушкинского музея, которые стоит увидеть”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-13.jpeg?fit=581%2C1000&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-13.jpeg?fit=581%2C1000&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2869″ src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-13.jpeg?resize=400%2C688&ssl=1″ alt=»Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть» width=»400″ height=»688″ data-recalc-dims=»1″/>

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1878 г. Эрмитаж, г. Санкт-Петербург.

Однако большинство искусствоведов именно этот “незаконченный” портрет считает одним из главных шедевров Ренуара.

Эта картина — квинтэссенция женской чувственности и обаяния.

У картины есть небольшой секрет. Если вы смотрите на неё прямо, то платье актрисы зеленое. Если же вы посмотрите на неё сбоку, то платье становится синим.

 

Когда Ренуар показал портрет на выставке в 1873 году, многие современники его не поняли: “Её руки словно рыбья чешуя!” Но были и сторонники: “Этот портрет можно есть ложкой!”

Ренуар приукрасил внешность девушки. В жизни Жанна была не так хороша. Зато была смешлива и обладала обаятельнейшей улыбкой. В неё влюбился молодой человек из богатой семьи. Аристократы не пожелали принимать в семью представительницу легкомысленной профессии. На свадьбу никто из них не пришёл.

Жанна умрет в 32 года от брюшного тифа. Оставив мужу двух дочерей. А ещё этот портрет. Он висел в его квартире до самой его смерти.

О картине также читайте в статье “Жанна Самари Ренуара. 7 самых интересных фактов”.

2. Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г.

Ван Гог несколько месяцев прожил в южном городе Франции – Арле. Сюда он приехал в поисках ярких красок. Поиски увенчались успехом. Именно здесь родились знаменитые Подсолнухи. А также одна из самых ярких его картин – Красные виноградники. На самом деле виноградники зеленые. Ван Гог наблюдал оптический эффект. Когда под лучами заходящего солнца зелень стало ярко красной.

О других интересных фактах о картине читайте в статье “Детям об искусстве. Путеводитель по Пушкинскому музею”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-10.jpeg?fit=595%2C464&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-10.jpeg?fit=900%2C702&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2785 size-medium» title=»Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-10-595×464.jpeg?resize=595%2C464&ssl=1″ alt=»Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть» width=»595″ height=»464″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Ивана Морозова

Ван Гог написал эту картину в провинциальном городке Арле. Сюда он приехал из Парижа в поисках ярких красок. Поиски его увенчались успехом. Самые яркие и известные картины он создаёт именно здесь. И его знаменитые “Подсолнухи”, и “Ночное кафе”. В том числе “Красные виноградники”.

На самом деле виноградники не красные. Зелень лишь временно приобрела красный оттенок под лучами заходящего солнца. Ван Гог никак не мог пройти мимо такого оптического эффекта.

Картина написана в типичной для Ван Гога технике импасто.  Краска наложена очень густыми крупными мазками.

 

Картина еще известна тем, что она была приобретена за приличные деньги — 350 франков. До этого Ван Гогу удалось продать не более 20 своих работ за гораздо более скромные деньги.

Считается, что это было началом его признания. И если бы не роковой выстрел в грудь в 1889 году, Ван Гог уже очень скоро стал бы баснословно богат.

О самом первом шедевре мастера читайте в статье “Едоки картофеля”.

3. Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г.

До сих пор не известно, что сподвигло Сезанна обратиться к теме карнавала и написать картину “Пьеро и Арлекин”. Дело в том, что он терпеть не мог ни карнавалы, ни театры. Для этого он был слишком угрюмым и замкнутым. Но несмотря на чуждость темы, Сезанн как всегда подошёл к работе очень обстоятельно. Эту картину он писал 2 года!

Подробности о картине читайте в статье “7 шедевров Пушкинского музея, которые стоит увидеть”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-14.jpeg?fit=595%2C746&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-14.jpeg?fit=900%2C1129&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2779 size-thumbnail» title=»Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-14-480×640.jpeg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>

Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина.

Сезанн был полным антиподом импрессиониста. Он стремился создать монументальное, существующее вне времён. В отличие от импрессионистов, которые стремились передать впечатление от сиюминутного.

Клод Моне писал свои картины считанные часы и даже минуты. Как, например, свою знаменитую картину “Впечатление. Восход солнца”.

Сезанн же работал над “Пьеро и Арлекино” 2 года! Ему позировали сын и друг сына. Никто бы другой не согласился на сотни изнурительных сеансов.

Обратите внимания, как тщательно прорисован костюм Пьеро. Он только издалека кажется белым. Вблизи же вы увидите, что складки написаны зеленой и синей красками.

 

Композиция картины тоже необычна. Пьеро тычет в спину Арлекина кулаком. Видимо, выслушав очередную колкость от высокомерного Арлекина, чувствительный, но трусливый Пьеро не решился показать кулак в ответ.

Позу Арлекина художник не раз менял. В результате его нога оказалась у самого края холста. Художник даже отогнул его, чтобы ступня уместилась. 

 

4. Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г.

Таитяне были сторонниками свободной любви. Поэтому чувство ревности им практически не свойственно. Одна девушка на картине скорее всего провела ночь с возлюбленным другой. И искренне не понимает, почему её подруга при этом ревнует.

Более подробно о картине читайте в статье “7 шедевров Пушкинского музея, которые стоит увидеть”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-16.jpeg?fit=595%2C444&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-16.jpeg?fit=900%2C672&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2781 size-medium» title=»Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-16-595×444.jpeg?resize=595%2C444&ssl=1″ alt=»Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть» width=»595″ height=»444″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина.

Гогена всегда тяготила чопорная Европа. Наполовину перуанец по материнской линии он до семи лет жил среди экзотической природы Южной Америки. Поэтому ничего удивительного, что однажды он сбежал из Парижа на Таити.

Картина “А, ты ревнуешь?” — одна из лучших его таитянских работ. Она яркая, экзотичная. Именно по таким работам Гоген более всего узнаваем.

На картине изображен подсмотренный художником момент жизни таитянских девушек. Они ведут неспешный разговор, приняв расслабленные позы.

Одна удивлена, почему другая ревнует. О теме разговора мы понимаем по фразе, написанной Гогеном внизу “А, ты ревнуешь?” Для нас эта сценка не будет понятна, если не знать обычаев таитян.

Таитяне были сторонниками свободной любви. Даже замужняя девушка могла провести ночь с другим мужчиной. Поэтому ревность считалась неуместной.

Отсюда удивление одной девушки по отношению к ревности другой. Да, она провела ночь с возлюбленным своей подруги. Что же здесь такого? Вот такие нравы.

В отличие от Ван Гога, Гоген не любил технику импасто. Писал однослойно. Поэтому сквозь краску легко разглядеть плетение холста.

О художнике читайте также в статье “Поль Гоген. Гений, не дождавшийся славы”.

5. Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”. 1897 г.

Картина “Голубые танцовщицы” Эдгара Дега – одна из самых выдающихся работ художника с эстетической точки зрения. Сияние голубой краски и изящные позы балерин прекрасны сами по себе. Кажется, что четыре балерины кружатся в грациозном танце. На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре. И вообще они должны были быть черно-белыми.

О картине читайте в статье “Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине”.

А также в статье “Эдгар Дега: 7 выдающихся картин художника”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-7.jpeg?fit=595%2C581&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-7.jpeg?fit=900%2C878&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2790 size-medium» title=»Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-7-595×581.jpeg?resize=595%2C581&ssl=1″ alt=»Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть» width=»595″ height=»581″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.Пушкина, Москва. Из коллекции Сергея Щукина

Считается, что Дега был живописцем танцовщиц. Но как он сам утверждал, он любил не танцовщиц, а движение и красивые платья. Именно это он и искал в балеринах.

Вам может показаться, что на картине танцует четыре танцовщицы. На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре!

Скорее всего, Дега изобразил одну девушку в разных ракурсах. В его архивах после смерти обнаружили как раз фотографии одной и той же девушки в разные моменты движения.

Мы видим, как она нагнулась поправить пуант. В следующее мгновение она поправляет лямки платья. А затем она держится за декорацию, чтобы осмотреть своё платье.

Голубого сияющего цвета Дега добился необычным способом. Картина написана пастелью. Это что-то вроде восковых мелков. Дега воздействовал на неё паром.

Под действием пара пастель размягчалась, и художник распределял её по холсту кистью. Это придало ей ещё большее сияние.

О других секретах картины читайте в статье “Голубые танцовщицы Дега: 5 невероятных фактов о картине”.

6. Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г.

Моне создал 12 картин с японским мостиком и прудом с кувшинками в своём саду. Вскоре Японский мостик и даже небо исчезнут с его полотен. Останутся только кувшинки и вода.

Кувшинки же появились в пруду незадолго до написания этой картины. До этого Моне писал пруд с чистой гладью воды.

Более подробно о картине читайте в статье “7 шедевров Пушкинского музея, которые стоит увидеть”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-21.jpeg?fit=595%2C576&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-21.jpeg?fit=680%2C658&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2846 size-medium» title=»Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-21-595×576.jpeg?resize=595%2C576&ssl=1″ alt=»Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть» width=»595″ height=»576″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки, 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина

Ближе к 50 годам Клод Моне наконец получил заслуженное признание. Его картины стали покупать за приличные деньги. Не раздумывая, он купил себе дом в живописной провинции Живерни. Здесь он разбил великолепный сад с прудом.

При покупке дома пруда на участке не было. Мане создал его искусственно, изменив русло близлежащей речки.

Моне проживет в Живерни 43 года. В своём саду он напишет сотни картин. Из них 12 работ — с японским мостиком. Та, что хранится в Пушкинском музее, считается одной из лучших в этой серии.

Кстати, кувшинки в пруду появились незадолго до написания этой картины. До этого мостик простирался над чистой гладью воды, как на картине «Мост в саду Моне».

Моне создал 12 картин с изображением японского мостика. Эта картина – самая первая из этой серии. В пруду ещё не разрослись кувшинки. Под мостом мы видим чистую гладь воды. В более поздних работах воду уже практически не будет видно из-за разросшихся кувшинок.

Об этой серии с японским мостиком читайте в статье “7 шедевров Пушкинского музея, которые стоит увидеть”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-23.jpeg?fit=595%2C579&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-23.jpeg?fit=900%2C876&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2882 size-medium» title=»Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-23-595×579.jpeg?resize=595%2C579&ssl=1″ alt=»Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть» width=»595″ height=»579″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Клод Моне. Мост в саду Моне. 1895-1896 гг. Частная коллекция

Еще о двух шедеврах Моне из Пушкинского музея читайте в статьях:

 «Бульвар Капуцинок Моне: необычные факты о картине»

«Завтрак на траве» Клода Моне. Как зарождался импрессионизм»

7. Анри Матисс. Красные рыбки. 1912 г.

“Красные рыбки” Матисса часто сравнивают с детским рисунком. Ведь написана картина порывисто и наивно. На самом деле художник сознательно упрощал живопись. Он отказывается от смешения красок и мелких деталей. Он считал, что так зритель не отвлекается от созерцания цвета.

Более подробно о картине читайте в статье “7 шедевров Пушкинского музея, которые стоит увидеть”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-18.jpeg?fit=595%2C947&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-18.jpeg?fit=754%2C1200&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2805″ title=»Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-18-595×947.jpeg?resize=450%2C716&ssl=1″ alt=»Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть» width=»450″ height=»716″ sizes=»(max-width: 450px) 100vw, 450px» data-recalc-dims=»1″/>

Анри Матисс. Красные рыбки. 1912 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина. Newpaintart.ru.

На картине мы видим очень небольшую часть оранжереи. На столике стоит банка с золотыми рыбками. Слева виднеется плетёное кресло. Зелень растений делает рыбок ещё более яркими.

Часто о картине Матисса говорят, что ее как будто написал ребёнок.

Да, натюрморт кажется незавершенным и наивным. Матисс сознательно «упрощал» свою живопись. Он отказался от смешения красок и мелких деталей, чтобы не заглушать влияние цвета на зрителя.

Рыбок мастер написал после посещения Марокко. Там он был поражён тем, как арабы часами смотрят на золотых рыбок. Матисс и создал “Золотых рыбок” для неспешного созерцания и медитации.

Вы сами можете почувствовать, как картина “затягивает”. Перед ней хочется долго стоять, никуда не спеша. Матисс говорил “Я хочу, чтобы усталый, измученный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение”.

Матисс написал немало натюрмортов с рыбками. Но та, что хранится в Пушкинском, также считается одной из лучших.

Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть
Картины Анри Матисса в музее современного искусства в Нью-Йорке. Слева: “Золотые рыбки и скульптура” 1911 г. Справа: “Золотые рыбки и палитра”. 1914 г.

Об ещё одном шедевре мастера, хранящемся в Эрмитаже, читайте в статье «Танец» Матисса. Простое в сложном и сложное в простом».

Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть

После революции коллекции Щукина и Морозова были национализированы. Дом Щукина превратили в музей. Бывшему хозяину позволили жить в домике привратника. До отъезда из России в 1919 году он водил экскурсии по своему бывшему особняку.

Ивана Морозова тем временем назначили помощником хранителя его же коллекции. Он также покинул Россию в 1919 году и вскоре умер во Франции…

Если вы уже искушённый любитель живописи и планируете пойти в Пушкинский НЕ в первый раз, вам может понравиться статья  “7 картин Галереи искусства Европы и Америки”.

Картины, которые хранятся в главном здании музея, вы можете изучить в статье “7 шедевров старых мастеров в Пушкинском музее”.

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Англоязычная версия