» Арт » Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов

Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов

Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов

В музее д’Орсе хранятся произведения живописи и скульптуры второй половины XIX века и начала XX века.

За это время живопись пережила не одну яркую революцию в стилях и направлениях. Возможно, они были отражением резких социальных и политических изменений в те времена.

В результате в этот короткий период «уместились» полотна   романтика Делакруа. Реалиста Курбе. Революционеров импрессионистов.

Последовавших за ними постимпрессионистов (Сезанн, Ван Гог) и неоимпрессионизмов (Сера, Синьяк).

А в самом начале XX века в живописи уже расцвел символизм (Пюви де Шаванн, Гоген).

Кстати, мне повезло, что я попала в этот музей в 2012 году, так как до 2011 года он был закрыт на реконструкцию.

Примечательно, что большую часть денег на реконструкцию музей заработал себе сам. У директора музея в связи с малым бюджетом на ремонт, возникла идея организовать передвижные выставки из 200 шедевров. Это с лихвой окупило все расходы на реконструкцию.

Этот музей я посетила ради работ импрессионистов. Вот лишь 7 шедевров самых ярких представителей этого направления, которые хранятся в музее:

1.Эдуард Мане. Женщина с веерами. 1873 г.

На картине “Женщина с веерами” Мане изображена Нина де Кальяс, владелица одного из самых знаменитых салонов Парижа. Портрет написан в годы, когда Мане пишет свои картины в импрессионистской манере. Мазки хорошо различимы и детали играют второстепенную роль. Даже собачку можно не сразу заметить.

Более подробно о героине картины читайте в статье “7 картин музея Д’Орсе, которые стоит увидеть”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image41.jpeg?fit=595%2C402&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image41.jpeg?fit=900%2C608&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-524 size-full» title=»Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image41.jpeg?resize=900%2C608″ alt=»Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов» width=»900″ height=»608″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Эдуард Мане. Женщина с веерами. 1873 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Эдуард Мане – в первую очередь портретист, поэтому сложно обойти вниманием картину “Женщина с веерами”. На ней изображена Нина де Кальяс. Ей принадлежал один из самых блистательных салонов Парижа.

Картина для меня примечательна тем, как Мане смог показать за счёт позы и выражения лица характер этой женщины. Нина была своеобразна: невротична, склонна к депрессиям и имела слабость к алкоголю. На ее лице читается и  меланхоличность, и любопытство, и игривость. Это говорит о ее склонности к частой смене настроения и импульсивности.

Кстати, вееры в названии и на самой картине никакой символичностью не обладают. Мане использовал этот декор и в других картинах просто ради самого декора.

Еще один любопытный момент – я вот не сразу разглядела собачку. А вы её видите?

2. Клод Моне. Лондон, Парламент. Солнце пробивается сквозь туман. 1904 г.

Одна из самых известных серий картин Моне – Лондонский парламент. Художник создал целую галерею работ, изображающих это здание в разное время суток с разным туманом. По цвету тумана учёные даже смогли определить, каких вредных примесей было больше всего в лондонском воздухе в тот или иной день.

Более подробно о картине читайте в статье “7 картин музея Д’Орсе, которые стоит увидеть”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-2.jpeg?fit=595%2C528&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-2.jpeg?fit=900%2C799&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3594 size-full» title=»Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-2.jpeg?resize=900%2C799″ alt=»Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов» width=»900″ height=»799″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Клод Моне. Лондон, Парламент. Солнце пробивается сквозь туман. 1904 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Клод Моне, один из самых плодовитых художников-импрессионистов, любил создавать серии картин. Так он стремился показать, насколько может меняться один и тот же пейзаж под влиянием разной погоды или разного освещения.

В серии, к которой в том числе относится представленная картина, Моне хотел показать лондонский туман в разное время суток. Поэтому писал он эту картину как всегда быстро (не дольше 2 часов), чтобы успеть запечатлеть нужное ему мгновение.

Учёные считают, что подобные картины Моне – это достоверный источник информации о том, каков был климат, уровень загрязнения и даже состав воздуха в викторианскую эпоху.

На этой картине туман, а не здание парламента кажется главным действующим лицом. Настолько туман явственно проступает на переднем плане картины. Здание же выглядит, как мираж.

Кстати, в музеях России хранится как минимум 2 из 14 картин этой серии:

Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов
Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов

Слева: “Лондон, Парламент. Эффект тумана”. 1904 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Справа: “Лондон, Парламент. Чайки”. 1903 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва.

3. Берта Моризо. Колыбель. 1872 г.

Картина Берты Моризо “Колыбель” – одна из самых известных её работ. Хотя написана она не в самом типичном для художницы стиле. Мазки на ней мягкие, не такие заметные, как на более поздних работах. На картине изброжена её сестра Эдма со своей дочерью. Эдма так же была талантлива, как и Берта. Но вынуждена была оставить занятия живописью ради замужества. Берта не мыслила своей жизни без кисти и красок. Поэтому отвергала все предложения руки и сердца.

Более подробно о её жизни и творчестве читайте в статье “Берта Моризо: жертва предрассудков или хозяйка своей судьбы?”

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image42.jpeg?fit=595%2C725&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image42.jpeg?fit=840%2C1023&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-526 size-full» title=»Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image42.jpeg?resize=840%2C1023″ alt=»Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов» width=»840″ height=»1023″ sizes=»(max-width: 840px) 100vw, 840px» data-recalc-dims=»1″/>

Берта Моризо. Колыбель. 1872 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Берта Моризо была первой женщиной-художником, которая выставила свои работы наравне с мужчинами на исторической выставке импрессионистов в 1874 году.

На картине она изобразила свою сестру Эдму и её дочь. Сюжет вызывает очень приятные чувства, ведь девушка так тепло и заботливо наблюдает за своим ребёнком.

Кстати, Моризо так и не удалось при жизни продать эту картину. Она простояла в доме её сестры, пока не была куплена Лувром в 1930 году.

Примечательно, что в наши дни Моризо была признана самой дорогой художницей – её работа “После обеда” была продана в 2013 году за 11 млн. $ !

О главной женщине-импрессионисте читайте также в статье “Берта Моризо. Жертва предрассудков или хозяйка своей судьбы?”

4. Пьер-Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. 1876 г.

Картина Ренуара “Бал в Мулен” больших размеров (почти 2 метра в ширину). Поэтому художнику помогали каждый день переносить её к танцевальной площадке его друзья. Они же и позировали ему для картины. Сидящие на переднем плане молодые люди и дамы – его приятели и знакомые модели.

Более подробно о картине читайте в статье “7 картин музея Д’Орсе, которые стоит увидеть”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-28.jpeg?fit=595%2C443&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-28.jpeg?fit=900%2C671&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1994 size-full» title=»Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-28.jpeg?resize=900%2C671″ alt=»Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов» width=»900″ height=»671″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Пьер Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. 1876 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Картины Ренуара – это воплощение всего того хорошего и позитивного, что есть в нашей жизни. Сам художник говорил: “Картина должна быть красивой… В жизни и так много тяжёлого…”

Если его друг Клод Моне чаще писал природу, то Ренуара больше интересовали люди. Картина “Бал в Мулен де ла Галетт” очень характерна для художника: улыбающиеся, довольные жизнью люди приятно проводят время на танцплощадке под открытым небом.

Как истинный импрессионист, Ренуар превосходно воссоздал игру солнечных лучей и бликов от искусственного света на лицах и одежде отдыхающих.

Читайте также об ещё одной прекрасной работе Ренуара в статье “Почему на картине “Девушки в черном” НЕТ черного цвета?”

5. Фредерик Базиль. Розовое платье. 1864 г.

Фредерик Базиль был безусловно талантлив. “Розовое платье” он написал в 20 лет. Несмотря на такой юный возраст, он умел находить необычные композиционные решения. В этом он никому не стремился подражать. А это умение быть ни на кого похожим является редкостью во все времена.

Более подробно о картине читайте в статье “7 картин музея Д’Орсе, которые стоит увидеть”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-15.jpeg?fit=595%2C815&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-15.jpeg?fit=748%2C1024&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1992 size-full» title=»Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-15.jpeg?resize=748%2C1024″ alt=»Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов» width=»748″ height=»1024″ sizes=»(max-width: 748px) 100vw, 748px» data-recalc-dims=»1″/>

Фредерик Базиль. Розовое платье. 1864 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Картина Базиля “Розовое платье” была создана, когда художнику едва исполнилось 20 лет. Жаль, что он погиб рано, в 29 лет, пойдя добровольцем на франко-прусскую войну. Сколько бы ещё прекрасных произведений он создал, если бы прожил долгую жизнь (в музеях и в частных коллекциях сейчас насчитывается не более 50 его полотен).

На картине изображена его кузина. Базиль выбрал необычную и приятную глазу игру тени и света – фигура находится в тени, а деревня вдали освещена солнцем.

Примечательно, что на предварительном рисунке девушка сидит лицом к нам. Однако Базиль решил на самой картине её изобразить сидящей спиной. Это делает картину ещё более неповторимой и таинственной.

6. Камиль Писсарро. Красные крыши. 1877 г.

Камиль Писсарро получил заслуженное признание уже в пожилом возрасте. А в 1877 году, когда он создал свои знаменитые красные крыши, он ещё был безнадежно беден. Над этим полотном он трудился бок о бок с другом Полем Сезанном. Тот создал свои собственные красные крыши. А признания так и не дождался за всю свою жизнь.

О жизненных невзгодах художника читайте в статье “Камиль Писсарро: картина ценой в одно пирожное”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-1.jpeg?fit=588%2C480&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-1.jpeg?fit=588%2C480&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3585 size-full» title=»Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-1.jpeg?resize=588%2C480″ alt=»Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов» width=»588″ height=»480″ data-recalc-dims=»1″/>

Камиль Писсарро. Красные крыши. 1877 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Писсарро, как и Клод Моне, любил больше изображать природу и городские пейзажи. Любил также создавать серии полотен (как, например, бульвар Монмартр в Париже в разную погоду и в разные сезоны).

Картину “Красные крыши” Писсарро писал бок о бок со своим другом Полем Сезанном. Они часто работали рядом над одним и тем же пейзажем. Несмотря на тесную взаимосвязь между друзьями, работы получились совершенно разные. Это говорит о зрелости  и индивидуальном мастерстве каждого из них.

Картину “Фруктовый сад” Сезанн писал бок о бок со своим другом Писсарро. Тот создал в результате свой шедевр “Красные крыши”. Картины друзей получились очень разными, несмотря на то, что создавались в одном месте.

Более подробно об этом читайте в статье “7 картин музея Д’Орсе, которые стоит увидеть”

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image46.jpeg?fit=388%2C468&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image46.jpeg?fit=388%2C468&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-543 size-full» title=»Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image46.jpeg?resize=388%2C468″ alt=»Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов» width=»388″ height=»468″ data-recalc-dims=»1″/>

Поль Сезанн. Фруктовый сад. 1877 г. Музей изобразительных искусств, Санкт-Петербург (Флорида).

Его картина “Красные крыши” – это характерная для Писсарро работа: незатейливая природа в соседстве с человеком. Красота в простоте и обыденности – это мне и нравится в этом художнике.

О необычной жизни Писсарро читайте в статье “Камиль Писсарро. Картина ценой в одно пирожное”.

7. Альфред Сислей. Лодка во время наводнения в Порт-Марли. 1876 г.

Альфред Сислей написал ряд картин с наводнением в порте Марли. Но в отличие от Моне, он пишет это явление не с одной точки местности. Он перемещается по городу и как объективный наблюдатель, фиксирует событие под разным ракурсом. А главным действующим лицом на его картинах непременно выступает небо.

Более подробно о картинах художника читайте в статьях:

“Альфред Сислей: мастер в изображении неба и тишины”

“7 картин музея Д’Орсе, которые стоит увидеть”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image39.jpeg?fit=595%2C471&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image39.jpeg?fit=900%2C713&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-518 size-full» title=»Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image39.jpeg?resize=900%2C712″ alt=»Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов» width=»900″ height=»712″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Альфред Сислей. Лодка во время наводнения в порте Марли. 1876 г. Музей Д’Орсе, Париж

Главными действующими лицами на многих картинах Сислея были небо и вода. На мой взгляд, он также виртуозно изображал небо, как Моне – снег и цветы.

Картина “Лодка во время наводнения в Порт-Марли” – одна из шести в серии, посвящённой этому природному явлению в маленьком городке, где жил художник.

Две из них хранятся в музее Д’Орсе. Но эта мне больше нравится из-за более позитивного неба. Оно как бы говорит зрителю о том, что погода налаживается и самое сложное для жителей городка уже позади.

Наводнение в Порт-Марли – самая известная работа Сислея. Однако это не единственная работа художника, посвящённая этому явлению в провинциальном городке Франции. Он долго здесь жил. Поэтому у него была возможность написать немало картин с наводнением. Есть еще одна картина, которая очень похожа на эту. На ней дом мы видим с другой стороны, а небо уже просветлело.

Более подробно о картинах Сислея читайте в статьях:

“7 картин музея Д’Орсе, которые стоит увидеть”.

“Альфред Сислей: мастер в изображении неба и тишины”

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image47.jpeg?fit=595%2C431&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image47.jpeg?fit=861%2C624&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-548 size-full» title=»Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов»Наводнение в Порт-Марли» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image47.jpeg?resize=861%2C624″ alt=»Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов» width=»861″ height=»624″ sizes=»(max-width: 861px) 100vw, 861px» data-recalc-dims=»1″/>

Альфред Сислей. Наводнение в Порт-Марли. 1877 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Чтобы подчеркнуть зыбкость и непостоянство природы, Сислей нарисовал здание более монотонными, неразличимыми мазками, а воду – короткими и отрывистыми. Это ещё больше подчёркивает нужный эффект.

О других картинах музея:

«Завтрак на траве» Эдуарда Мане

«Церковь в Овере» Ван Гога

«Игроки в карты» Сезанна

«Женщина в перчатках» Тулуз-Лотрека

«Цирк» Жоржа Сера

«Белая лошадь» Гогена

Картины музея Орсе. 7 шедевров импрессионистов

Если вы любите импрессионизм, вы получите истинное удовольствие от посещения музея Д’Орсе. Работы этого направления занимают чуть ли не главенствующее положение в музее.

Здесь вы найдёте много шедевров. И скорее всего сделаете для себя приятные открытия, увидев не такие популярные и примелькавшиеся картины. Например, именно здесь я открыла для себя картины Берты Моризо.

Кстати, в России есть музей, в котором собраны работы русских импрессионистов. О нем вы можете почитать в статье “Музей русского импрессинизма: 7 картин, которые стоит увидеть”.

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.