» Арт » Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника

Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника

Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника

Эдгара Дега причисляют к импрессионистам. Действительно, его умение останавливать мгновение жизни на своих полотнах роднит его именно с этим направлением в живописи.

Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление. Этим как раз Дега отличался от импрессионистов.

Если Клод Моне мог создать картину за 10 минут, чтобы остановить мгновение природного явления, то Дега работал только в студии, тщательно готовился и писал одну работу месяцами.

Спонтанность в работах Дега лишь мнимая и является результатом необычных и нетрадиционных композиционных решений и эффектов.

Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. Они заняты своими делами, своими мыслями. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. Как ему это удаётся?

Вот несколько моих любимых работ, в которых мастерство останавливать мгновение у Дега выражено особенно ярко.

1. Голубые танцовщицы.

Картина “Голубые танцовщицы” Эдгара Дега – одна из самых выдающихся работ художника с эстетической точки зрения. Сияние голубой краски и изящные позы балерин прекрасны сами по себе. Кажется, что четыре балерины кружатся в грациозном танце. На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре. И вообще они должны были быть черно-белыми.

О картине читайте в статье “Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине”.

А также в статье “Эдгар Дега: 7 выдающихся картин художника”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-7.jpeg?fit=595%2C581&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-7.jpeg?fit=900%2C878&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2790 size-medium» title=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-7-595×581.jpeg?resize=595%2C581&ssl=1″ alt=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» width=»595″ height=»581″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва.

“Голубые танцовщицы”, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. Сияние голубого цвета и изящность поз танцовщиц доставляют поистине эстетическое удовольствие.

Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. Не исключение и эта картина. Мы наблюдаем за ними сверху, поэтому видим только их плечи и талии. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления.

Дега было свойственно обрезать углы, чтобы ещё больше подчеркнуть спонтанность изображённого. Две балерины на картине “Голубые танцовщицы” “не попали в кадр” полностью. Это ещё больше подчёркивает эффект “моментального снимка”.

Более подробно об этой работе читайте также в статье “Голубые танцовщицы Дега: 5 невероятных фактов о картине”.

2. Таз для мытья.

Картина “Таз для мытья” Эдгара Дега – одна из серии, посвящённой купальщицам. На картинах художника они принимают ванну, причесывают волосы или вытираются полотенцем. Однако именно эта картина интересна своим нетривиальным композиционным решением – её правый угол Дега смело обрезает столом с туалетными принадлежностями. Для чего он это делает?

Более подробно о картине читайте в статье “Эдгар Дега: 7 выдающихся картин художника”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-29.jpeg?fit=595%2C425&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-29.jpeg?fit=900%2C643&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3809 size-full» title=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-29.jpeg?resize=900%2C643″ alt=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» width=»900″ height=»643″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе, Париж.

Одна из любимых тем Дега – обнаженные женщины, принимающие ванну, причёсывающие волосы или вытирающиеся полотенцем.

На картине “Таз для мытья” художник выбрал весьма странное композиционное решение, срезав правый угол картины столом с туалетными принадлежностями. Создаётся впечатление, что зритель только что вошёл в комнату, где моется женщина, и смотрит на неё со стороны.

Сам Дега писал о подобных картинах, что как раз стремился создать у зрителя ощущение, что он подглядывает в замочную скважину. Это ему явно удавалось.

3. Балет из оперной ложи.

Картина Эдгара Дега “Балет из оперной ложи” написана на излюбленную художником тему танцовщиц. Прима в ярко-желтом платье удачно выделяется на фоне тускло-голубых платьев других балерин. Дега было важно, чтобы зритель ощутил себя сидящим в ложе. Это ему удалось за счёт того, что “в кадр” попала другая зрительница.

Более подробно о картине читайте в статье “Эдгар Дега: мастер в изображении мгновения чужой жизни”.

сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и интересно”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/12/image-16.jpeg?fit=595%2C780&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/12/image-16.jpeg?fit=900%2C1180&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-933 size-medium» title=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/12/image-16-595×780.jpeg?resize=595%2C780&ssl=1″ alt=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» width=»595″ height=»780″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Эдгар Дега. Балет из оперной ложи. 1884 г. Бумага, пастель. Музей искусств Филадельфии, США.

Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Но только не Дега. По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он.

Для этого он пишет картину как бы из ложи и “в кадр” случайно попадает сидящая в ложе зрительница с веером и биноклем. Согласитесь, неординарное композиционное решение.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

4. Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо.

Эдгар Дега изобразил на своей картине “Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо” очень популярную акробатку своего времени. На этой работе она написана под очень необычным углом зрения – снизу. Создаётся впечатление, что на артистку смотрите вы, как обычный зритель цирка.

Более подробно о картине читайте в статье “Эдгар Дега: мастер в изображении мгновения чужой жизни”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-30.jpeg?fit=595%2C907&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-30.jpeg?fit=900%2C1372&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3813 size-thumbnail» title=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-30-480×640.jpeg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» width=»480″ height=»640″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>

Эдгар Дега. Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо. 1879 г. Лондонская национальная галерея.

Знаменитая акробатка изображена под очень необычным углом. Во-первых, её фигура смещена в левый верхний угол, как будто именно зритель, а вовсе не художник смотрит на артистку.

Во-вторых, фигура нарисована снизу, что очень усложняет композицию. Нужно быть по истине большим мастером, чтобы изобразить человека под таким углом зрения.

5. Абсент.

Картина “Абсент” Эдгара Дега примечательна тем, насколько художнику удалось изобразить сложные эмоции человека, такие как опустошенность, уход в себя и отчаяние. Также картина интересна своей композицией – обе фигуры смещены на ней вправо. Что этим хотел сказать Дега?

Более подробно о картине читайте в статье “Эдгар Дега: мастер в изображении мговения чужой жизни”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-4.jpeg?fit=595%2C810&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-4.jpeg?fit=752%2C1024&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2341 size-thumbnail» title=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-4-480×640.jpeg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>

Эдгар Дега. Абсент. 1876 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Дега был также мастером в изображении эмоций людей. Пожалуй, одной из самых ярких работ в этом плане является картина “Абсент”.

Два посетителя кафе сидят совсем рядом, но настолько погружены в себя, в том числе под действием алкоголя, что вовсе не замечают друг друга.

Для этой картины позировали в студии его знакомые актриса и художник. Дошло до того, что после её написания стали шептаться о их пристрастии к алкоголю. Дега пришлось публично высказаться, что они не склонны к этой пагубной привычке.

У картины “Абсент” также необычная композиция – обе фигуры смещены вправо. На сайте музея Д’Орсе я прочитала интересную версию, что так Дега хотел подчеркнуть не совсем трезвый взгляд посетителя, который он якобы бросает на изображённых.

6. Танцовщица в своей гримерной.

Дега любил изображать балерин в моменты, совсем не связанные с танцами: поправляющих свои платья и волосы за кулисами или в своих гримёрных. Одной из таких работ и является картина “Танцовщица в своей гримерной”. У зрителя создаётся впечатление, как будто он заглядывает в дверь комнаты и наблюдает за балериной.

Более подробно о картине читайте в статье “Эдгар Дега: 7 самых потрясающих картин художника”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна “.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-5.jpeg?fit=430%2C1023&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-5.jpeg?fit=430%2C1023&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2361″ title=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-5.jpeg?resize=380%2C904″ alt=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» width=»380″ height=»904″ data-recalc-dims=»1″/>

Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1881 г. Художественный музей Цинциннати, Огайо, США.

Дега, пожалуй, чаще изображал танцовщиц не на сцене, за прямым их занятием, а в совершенно обыденных обстоятельствах.

Так, у него есть несколько картин танцовщиц, занятых своим туалетом в гримёрных. Вместе с художником мы как бы подглядываем за закулисной жизнью артисток. И здесь нет места постановке: вещи на полу и столике лежат в легком беспорядке. Эту неряшливость подчёркивают небрежные мазки синей и чёрной краски.

Еще об одной необычной картине с балеринами читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.

Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника

7. Гладильщицы.

Эдгар Дега любил писать женщин простых профессий, например, гладильщиц. Он создал четыре картины “Гладильщицы”. Одна из них хранится в музей Д’Орсе в Париже. Дега важно было показать всю обыденность их жизни, избегая карикатурности или, наоборот, героизма своих моделей.

Более подробно о картине читайте в статье “Эдгар Дега: мастер в изображении мгновения чужой жизни”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-24.jpeg?fit=595%2C543&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-24.jpeg?fit=848%2C774&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3748 size-medium» title=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-24-595×543.jpeg?resize=595%2C543&ssl=1″ alt=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» width=»595″ height=»543″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Эдгар Дега. Гладильщицы. 1884 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Написанием работающих женщин Дега увлекался несколько десятилетий своего творчества. До него простых женщин, в частности прачек, изображал только Оноре Домье.

Также жизнь простых женщин, зарабатывающих себе пропитание не самым благородным занятием, показывал и Эдуард Мане, чем немало шокировал публику. Его картины “Олимпия” и “Нана” являются одними из самых эпатажных для своего времени. А купальщицы и простолюдинки Дега – это уже дань новой традиции изображать жизнь разных людей, а не только мифических богинь и знатных дам.

Работа “Гладильщицы” примечательна не только самым  обыденным жестом и позой героини, которая не стесняясь зевает во весь рот. Но и тем, что краски нанесены на необработанный холст, что создаёт неоднородную “неряшливую” текстуру полотна.

Возможно, используя такую технику наложения красок, Дега хотел ещё больше подчеркнуть спонтанность и обыденность изображённого момента чужой жизни.

***

Эдгар Дега создавал картины принципиально по-другому в отличие от академистов и даже импрессионистов. Его картины – словно моментальные фотоснимки чужой жизни, без постановочных сцен и декораций.

Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника
Андрей Аллахвердов. Эдгар Дега. 2020. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

Он как будто специально стремился остаться для своего героя незамеченным, чтобы уловить самое сокровенное в его движениях, позах и эмоциях. В этом и проявляется гениальность этого художника.

Если вам интересны жизнь и творчество Эдгара Дега, рекомендую также почитать статью:

“Дружба Эдгара Дега с Эдуардом Мане и две порванные картины” 

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.