» Арт » Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера

Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера

О картине читайте в статье “Призвание Матфея” Караваджо. Самая необычная работа мастера”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2213.jpg?fit=595%2C611&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2213.jpg?fit=900%2C924&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5489 size-full» title=»Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2213.jpg?resize=900%2C924″ alt=»Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера» width=»900″ height=»924″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

“Призвание святого Матфея” (1600) – одна из самых необычных картин Караваджо. Она произвела сенсацию среди современников мастера.

Даже сейчас она кажется неординарной. Христос стоит не в центре. И не на самом видном месте.

Нет, наоборот. В самом углу картины. В тени. Да ещё и почти полностью скрыт другой фигурой! Но мы все равно сразу видим его. Благодаря его красивому и благородному жесту “Ты! Следуй за мной!”

А кто же среди сидящих является Матфеем? Вроде очевидно. Тот, что показывает на себя “Кто? Я? Я должен следовать за тобой?”. Нет. Это не он.

Хотя большинство искусствоведов считает, что это Матфей. Я все-таки придерживаюсь другой версии. Ее разделяет гораздо меньшее число специалистов. Но все же она мне ближе.

Кто же на картине Матфей?

Согласно этой менее популярной версии, картину я читаю так.

Лицом к нам сидит налогоплательщик. С бородой. В чёрном берете с дорогой брошью. Ему лет 35-38. Одной рукой он подкладывает монеты на середину стола.

Рядом с ним юноша 14-15 лет. Тоже хорошо одет. Его сын или ученик. И старик. Видимо прихваченный с собой счетовод.

Сами дворяне такими делами вряд ли занимались. Скорее всего, это управляющий со своими помощниками пришёл заплатить подати. За проезд по мосту. За пользование мощеными дорогами. Мало ли за что ещё.

Матфей – городской мытарь. На современном языке – сборщик налогов. Одной рукой он пересчитывает монеты. Другой крепко держит кошелёк. Он сидит во главе стола. На стуле. Он здесь главный. Клиент может и на скамейке посидеть.

О картине читайте в статье “Призвание Матфея” Караваджо. Самая необычная работа мастера”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2227.jpg?fit=595%2C722&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2227.jpg?fit=900%2C1092&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5508 size-full» title=»Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2227.jpg?resize=900%2C1092″ alt=»Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера» width=»900″ height=»1092″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu

Он молод. Ему ещё нет и тридцати. Но это и неудивительно. Ведь профессия перешла ему по наследству от отца.

На встречу с налогоплательщиком он взял своего телохранителя. Это молодой человек. Ловко владеющий шпагой. Придя в таверну, он развернул лавку поперёк. И нагло уселся на неё напротив холёного юноши. Он дерзок, драчлив. Его горбатый нос и маленькие глаза подходят к его шпаге. Его образ приводит в легкий испуг несговорчивых должников.

Вдруг в таверну входит Христос с апостолом Петром. Луч света “разрезает” пространство. Как будто в тёмный мир грехов и пороков пробился луч спасения.

О картине читайте в статье “Призвание святого Матфея” Караваджо. Самая необычная картина мастера”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2223.jpg?fit=595%2C410&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2223.jpg?fit=900%2C620&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5503 size-full» title=»Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2223.jpg?resize=900%2C620″ alt=»Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера» width=»900″ height=»620″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu

Телохранитель мытаря инстинктивно подался вперёд. Его рука тянется к шпаге. Не удивительно. В таком злачном месте кого угодно можно встретить. В том числе головорезов, жаждущих лёгкой добычи.

Юнец, наоборот, отпрянул назад, оперевшись на своего отца или учителя. Он не привык к каждодневным дракам. В отличие от своего соседа напротив.

О картине читайте в статье “Призвание святого Матфея” Караваджо. Самая необычная картина мастера”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2225.jpg?fit=595%2C722&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2225.jpg?fit=900%2C1093&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5505 size-full» title=»Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2225.jpg?resize=900%2C1093″ alt=»Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера» width=»900″ height=»1093″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu

Матфей ещё не успел поднять глаза. Он погружён в подсчёт денег. Он ещё принадлежит этому миру греха и порока. Но Христос его уже призывает. Мы знаем, что через секунду он поднимет глаза. И пойдёт за учителем.

О картине читайте в статье “Призвание Матфея” Караваджо. Самая необычная работа мастера”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2227.jpg?fit=595%2C722&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2227.jpg?fit=900%2C1092&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5508 size-full» title=»Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2227.jpg?resize=900%2C1092″ alt=»Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера» width=»900″ height=»1092″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu

Ещё один факт говорит в пользу того, что именно юноша во главе стола является святым Матфеем.

Для той же церкви Караваджо написал ещё одну картину “Святой Матфей и Ангел”.

О картине читайте в статье “Призвание Матфея” Караваджо. Самая необычная работа мастера”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2235.jpg?fit=595%2C751&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2235.jpg?fit=634%2C800&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5511 size-full» title=»Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2235.jpg?resize=634%2C800″ alt=»Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера» width=»634″ height=»800″ sizes=»(max-width: 634px) 100vw, 634px» data-recalc-dims=»1″/>

Караваджо. Святой Матфей и Ангел. 1600 г. (Копия). Оригинал утерян во время Второй Мировой войны

Судя по этой картине, Караваджо изобразил того самого юношу в старости. Та же поза и взгляд. Та же большая голова и коренастая фигура. Посмотрите, насколько мужчина с бородой не похож на Матфея-старика.

Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера
Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера

Кстати, картина “Святой Матфей и Ангел” многострадальная. Ее не приняли заказчики. Служители церкви были возмущены видом святого. Как можно? Какой-то бродяга с грязными пятками. Да ещё сгорбился над книгой! А где возвышенность образа? Где святость?

Это была не единственная отвергнутая работа мастера. Об этом я подробно писала в статье “Караваджо. 5 невероятных фактов жизни и творчества”.

Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера

В угоду церкви Караваджо написал другого “Святого Матфея”. На ней уже сходства с юношей нет. Уже видимо не до этого было.

О картине читайте в статье “Призвание Матфея” Караваджо. Самая необычная работа мастера”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2241.jpg?fit=595%2C932&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2241.jpg?fit=654%2C1024&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5516 size-full» title=»Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2241.jpg?resize=654%2C1024″ alt=»Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера» width=»654″ height=»1024″ sizes=»(max-width: 654px) 100vw, 654px» data-recalc-dims=»1″/>

Караваджо. Святой Матфей и Ангел. 1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. Wikimedia.m.commons.org

Зачем Караваджо “спрятал” Христа?

Да, картина необычна. Караваджо смог виртуозно показать столкновение обыденного, греховного. С чудом и светом надежды на спасение.

Вернёмся к фигуре Христа. Ведь все равно хочется ответить на вопрос. Зачем Караваджо усложнил себе задачу? И поместил Христа за фигуру святого Петра?

Это сделано художником умышленно. Посмотрите, как святой Петр повторяет жест своего учителя. Он не такой благородный. Неловкий.

О картине читайте в статье “Призвание святого Матфея” Караваджо. Самая необычная картина мастера”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2223.jpg?fit=595%2C410&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2223.jpg?fit=900%2C620&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5503 size-full» title=»Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2223.jpg?resize=900%2C620″ alt=»Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера» width=»900″ height=»620″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu

Также и в жизни. Апостолы, а затем их последователи станут проповедниками христианского учения на земле. Он ушёл. А они остались. Чтобы нести слово божие людям.

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.